по шахматам «Пешечный эндшпиль. Оппозиция»
Тренер-преподаватель: Данилин Валерий Владимирович
Дата проведения: 29.06.2019
Время проведения: 16.00-18.00
Группа: НП-1№32
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационная доска, шахматная доска.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1. | Организационный момент, включающий: · постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); · определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; · описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). | Настроить учащихся на изучение нового материала. Вызвать интерес. Взаимные приветствия педагога и учащихся; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей и ручек; проверка правильности расстановки фигур на доске); организация внимания и внутренней готовности с целью быстрого включения учащихся в деловой ритм; подготовка компьютера к работе. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу,включающий: · определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока; · определение целей и задач, которых учитель хочет на данном этапе урока; · описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; · описание критериев достижения целей и задач данного урока; · определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; · описание методов и критериев оценивания ответов, обучающихся в ходе вопроса. · описание методов мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; · описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Цель: дать представление обучающимся о пешечном эндшпиле и разобрать понятие «Оппозиция»; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты. Метод: организация индивидуального опроса учащихся; привлечение учащихся к выходу к демонстрационной доске с личным решением домашнего задания и его пояснение; детальный анализ оценки позиции и стратегического плана на демонстрационной доске с пояснением решения в случае неправильного выполнения задания учащимися; Шахматная разминка: 1. Какие линии есть на шахматной доске, Как они называются? 2. На каких линиях располагаются белые и чёрные войска перед началом сражения? 3. Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры? 4. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, в каких случаях? 5. Что такое шах? 6. Когда шахматная партия считается выигранной? 7. Какая фигура остаётся на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается? 8. Как обозначаются поля на шахматной доске? 9. Какие фигуры называются легкими? 10. Что такое мат? 11. Что такое эндшпиль? Какие виды эндшпиля вы знаете? Оценка учащихся по пятибалльной системе с учетом правильности выполнения домашнего задания и ответов на вопросы (полностью или частично). |
3. | Объяснения нового учебного материала. Данный этап предполагает: · Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); · Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; · Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); · описание критериев определение уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебного материала | Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на усвоение нового материала;
Познакомить учащихся с понятием оппозиция и научить использовать оппозицию в практической игре;
Задачи:
1. дать общее представление об оппозиции;
2. развить умение производить логические операции;
3. воспитание воли, настойчивости и воли к победе.
Организация внимания учащихся на основных положениях нового учебного материала.
Демонстрация на примерах из шахматной практики великих шахматистов с комментариями (с использованием программы «Chess Base»).
Дать объяснения понятию «Оппозиция», привести примеры ближней и дальней оппозиции.
Оппозиция - это расположение королей друг от друга через нечетное число полей по горизонтали (вертикали) или диагонали.
Показ на демонстрационной доске:
1. Разберем диаграмму:
![]() ![]() ![]() ![]() |
4. | Использование здоровьесберегающих технологий | Проведение комплекса упражнений по исправлению дефектов осанки. Выполнение несложных физических упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения; предварительный инструктаж по технике безопасности. |
5. | Закрепление нового учебного материала, предполагающее: · постановку конкретной учебной цели перед обучающимися(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) · определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; · описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала. | Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу; выработать умение оперировать ранее полученными знаниями, решать практические задачи в ходе разыгрываемой партии. Метод: Решение шахматных задач. |
6. | Задание на дом,включающее:
· постановку целей для самостоятельной работы учащихся(что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
· определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задание на дом;
| Цель: закрепление пройденного материала. Задание: разыграть на шахматной доске любую известную партию и разобрать партии; Решение шахматных задач на тему «Оппозиция» с обязательной записью в тетрадь. Инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведения итогов урока. Выставление оценок |
7. | Рефлексия. |