Теории происхождения лидерства




 

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием «лидер» подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидера:

v высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

v способен оказывать влияние на других членов группы;

v хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

v поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

v обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

v способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

ü организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

ü выработка и поддержание групповых норм;

ü представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

ü принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

ü установление и поддержание микроклимата группы.

Теории лидерства:

1) Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются.

Для того, чтобы стать лидером, необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как: ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

2) Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств.

Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

3) Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

лидером чаще становится человек, мотивированный к этому.

4) Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

ü черты лидера как человека;

ü мотивы лидера;

ü образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

ü личностные характеристики лидера как социальной роли;

ü официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

5) Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит.

То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

6) Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

7) Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

 

Психология малых групп

 

Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Признаки сплоченности группы:

ü группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;

ü члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;

ü ориентация на достижение общей цели;

ü рациональное использование ресурсов;

ü открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

Факторы групповой сплоченности:

Ø совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

Ø широкое общение и взаимодействие между членами группы;

Ø достаточный уровень гомогенности состава групп: приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

Ø демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

Ø активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

Ø положительное мнение членов группы друг о друге;

Ø выраженная потребность каждого в членстве в группе;

Ø оптимальный размер группы (5–9 человек);

Ø оптимальный размер рабочего пространства – рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

Ø наличие положительного опыта в совместном решении задач;

Ø психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским, который считал, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений.

Уровни развития группы:

v эмоциональный (внешний) уровень, соответствующий стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;

v поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;

v ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.

Сознание группы – это понимание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом, целей, задач, функций осуществляемой деятельности и ее результатов.

Групповое самосознание является важным компонентом сознания и состоит в осознании группой своего существования как особой общности, объединяющих ее факторов, оценки уровня собственной развитости и возможностей, перспектив и средств сохранения и повышения социального статуса. От уровня самосознания зависит уровень социально-психологического развития группы и успешности совместных действий. Подсознание группы включает плохо осознаваемые группой отношения, интересы, влечения, побуждения, проявлениями активности и т. д.

Групповое мышление – социально-психологическое явление, заключающееся в принятии группой определенного единого решения.

Условия способствующие группомыслию:

Ø привлекательность членства в данной группе, которое выражается в заинтересованности сохранения своего положения, в долговременном существовании группы, что способствует укреплению групповой сплоченности. Сплочение группы приводит к единодушию и единомыслию, т. к. индивидуальные взгляды членов группы легко затушевываются мнением большинства;

Ø наличие властного, авторитарного лидера, который навязывает свою точку зрения всей группе;

Ø закрытость группы от критики, контроля и влияния других групп (например, самоизоляция правящей элиты);

Ø решение группы как высшей инстанции не подвергается внешней экспертизе, в результате чего члены группы воспринимают собственное мнение как безукоризненное, абсолютно истинное;

Ø сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга;

Ø неуверенность членов группы в том, как их воспринимают и оценивают в группе.

 

Основные категории: малая группа, признаки малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, групповая сплоченность, феномен «группового давления», руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Сущность основных направлений исследования малой группы?

2. Назовите основные признаки малой группы.

3. В чем суть феномена группового давления в группе?

4. Динамические процессы в малой группе?

5. Назовите основные критерии лидерства и руководства в группе?

6. В чем суть процесса «группового давления»?

7. Назовите основные критерии групповой сплоченности?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: