Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?




Вариант 1

1. Укажите на предметное (денотат) и смысловое (концепт) значение выражений: «стул», «стол».

2. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями и какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, или двухместная, или трехместная) и получите из них имена или предложения, выражающие истинные или ложные высказывания (суждения): Писатель х - современник писателя у, х и у - сестры.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

· Населенный пункт, село, город, город России, столица;

· Студент, студент СибАДИ, студент-юрист, военнообязанный;

· Дом, деревянный дом, каменный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом;

· Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память;

· Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил;

· Книга; учебное пособие; учебник; учебник по логике; книга «Гарри Поттер»;

4. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:

· Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

· Жизнь есть сумма жизненных функций.

· Мошенничество – это преступление.

· Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

· Лев есть царь зверей.

Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?

· Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

· Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие.

6. Подберите понятия, которые находились в следующих отношениях:

7. Ограничить понятия: «организм», «студент», «пишущее средство».

8. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов:

· Рыбы дышат жабрами.

· Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

· Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

· Многие из почтенных людей несчастны.

· Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

9. Постройте таблицу истинности формулы («» - знак отрицания):

· (A ∨В)→(С →B);

· (А∧В)∨(С→А);

 

10. Выразите в символической форме следующие суждения:

· “В этот час джунгли кишели дичью: стада антилоп разбегались при появлении “лендровера”, два бородавочника едва успели выскочить из-под колес; черногрудые аисты величественно восседали на вершинах деревьев” (Д. X. Чейз).

· “Мы не считаем годы человека, пока у него можно считать что-нибудь другое” (Р. Эмерсон).

· “Если человек совершает одну и ту же ошибку дважды, он должен поднять руки вверх и признаться либо в беспечности, либо в упрямстве” (Дж. Лоример).

11. Установите, правильно ли построено рассуждение (выразите в символической форме и постройте таблицу истинности):

 

· Если я пойду завтра на первое занятие, то должен буду встать рано, а если я пойду вечером в театр, то лягу спать поздно. Если я лягу спать поздно, а встану рано, то я буду вынужден довольствоваться пятью часами сна. Я просто не в состоянии обойтись пятью часами сна. Следовательно, я должен или пропустить завтра первое занятие или не ходить в театр.

 

· Если цены высоки, то и заработная плата высока. Цены высоки или применяется регулирование цен. Далее, если применяется регулирование цен, то нет инфляции. Наблюдается инфляция. Следовательно, заработная плата высока.

12. Построить непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату:

· Некоторые студенты ВСГТУ – заочники.

· Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

· Всякая кража карается законом.

· Некоторые преступления не являются умышленными.

· Все студенты хотят сдать сессию.

 

13. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

· Ни один скряга не пьет много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц. Значит, ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.

· Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны.

 

14. Выведите, если возможно, заключение по правилам силлогизма. Если вывод невозможен, определите какие правила (общие /посылок, терминов/ и частные/фигур/) нарушаются.

· Вкусное часто бывает вредным. Эти бутерброды не вкусны.

· Все англичане едят по утрам овсянку. Некоторые логики терпеть не могут овсянку.

· Греки открыли «греческий огонь». Спартанцы – греки.

· Все ораторы были тщеславны. Цицерон был консулом Рима.

· Некоторые змеи ядовитые. Ужи – змеи.

 

15. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по содержанию и объему): недвижимость; имущество; товар; конституция; право; бесправие; правосудие; справедливость; толпа; библиотека.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: