По методам распределения услуг: оператор приезжает к клиенту, клиент приезжает к оператору, опосредованная связь.




Тема 2. Типология экономической деятельности города.

 

План.

1. Типология Фишера-Кларка. Основные положения.

2. Состав и особенности третичного сектора экономики.

3. Четвертичный сектор экономики.

 

 

  1. Типология Фишера-Кларка. Основные положения

Набор социально-экономических функций города определяет его относительно самостоятельный вес в территориальной конкуренции городов. Для определения «веса» города необходим инструмент. Одним из таких инструментов является укрупненная типология, предложенная А. Фишером (1934) и уточненная К. Кларком (1940).

По типологии Фишера-Кларка различают три сектора экономики;

· первичный – деятельность, связанная с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с факторами производства типа «земля» (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность);

· вторичный – отрасли обрабатывающей промышленности;

· третичный – сфера услуг, строительство и некоторые виды ремонтной деятельности (булочные, ателье, ремонт обуви и т.д.).

Подобное описание экономики соответствовало эпохе индустриальной цивилизации, порожденной промышленной революцией. В постиндустриальном обществе технологическая и организационная революция привели к размыванию границ между вторичным и третичным секторами экономики. Произошло выделение особого вида услуг (промежуточные факторы производства) – финансовое обслуживание предприятий, исследования и оформление патентов, реклама, управление человеческими ресурсами. При изучении функций городов предпочитают выделять особый четвертичный сектор, к которому относят финансовое и юридическое обслуживание, информационные услуги, услуги для бизнеса и т.д. Некоторые даже идут далее и предпочитают выделять пятеричный сектор – услуги для населения, требующие особенно высокого уровня квалификации персонала (образование, медицина, административное обслуживание).

В современных условиях усложнения экономической жизни происходит нарастание специализации урбанизированных территорий, как в масштабах систем городов, так и в пределах самого города. Выделяются наиболее престижные и обеспечивающие наиболее высокий удельный доход (в расчете на единицу площади городской земли) виды деятельности, относящиеся преимущественно к четвертичному сектору и к связанным с обслуживанием его персонала наиболее престижным видам услуг. Они захватывают стратегически важные крупнейшие города.

На территории этих городов такие услуги захватывают центральные зоны или порождают очень престижные специализированные компактные зоны в их пригородах.

В свою очередь традиционные виды производства вторичного и отчасти третичного сектора, ориентированные на более экстенсивные формы землепользования (промышленные предприятия, склады), оказываются отброшенными в города второго эшелона, либо в дальние пригородные зоны мегаполисов.

 

 

Состав и особенности третичного сектора экономики

Типология отраслей третичного сектора возможна по ряду критериев:

1) по виду деятельности - принята как обязательная Евросоюзом с 01.01.1993 г. Выделяется ряд позиций:

Ø оптовая и розничная торговля; ремонт домов, домашнего оборудования и автомобилей;

Ø отели и рестораны;

Ø транспорт, связь и складские услуги;

Ø финансовое посредничество;

Ø услуги, связанные с недвижимостью, сдача в наем и прокат, услуги для предприятий;

Ø государственное обслуживание и оборона; обязательное стразование;

Ø образование (80);

Ø здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере;

Ø прочие виды деятельности в сфере общественного, коллективного, неколлективного, личного обслуживания (вывоз мусора, обслуживание свалок, обслуживание отдыха, отрасли культуры, спорта );

Ø ведение домашнего хозяйства наемным персоналом.

2) по видовым особенностям запросов клиентов: при высокой/низкой персонализации;

3) по отношениям между учреждениями обслуживания и клиентом: непрерывное/дискретное предоставление услуги (милиция; театральные спектакли);

по методам распределения услуг: оператор приезжает к клиенту, клиент приезжает к оператору, опосредованная связь.

При выявлении особенностей предприятий третичного сектора следует отметить в данной группе:

а) предприятия розничной торговли:

¨ развитие торговой сети быстрыми темпами в периферических зонах мегаполисов;

¨ формирование принципиально новой пространственной структуры торговли, в большей степени ориентированной на потребителей среднего класса;

¨ обострение территориальной конкуренции между центральными и отдельными периферийными участками;

¨ создание гигантских торговых центров (общая площадь превышает четверть гектара), действующих на принципе самообслуживания, имеющих широкий, но не глубокий ассортимент товаров, создающих для транспорта большую автостоянку, что существенно способствует массовости покупателей.

б) предприятия сферы услуг – многообразие и высокая конкуренция при оказании аналогичных услуг способствуют формированию полицентрической системы сферы услуг, обслуживающих свои экономические пространства.

При размещении предприятий сферы услуг необходимо учитывать:

o потенциальную клиентуру и фирмы-конкуренты;

o варианты доступности (с учетом разных видов транспорта и обеспеченность услугами связи;

o рынок рабочей силы;

o рынок производственных помещений;

o социальное и экономическое окружение, а также урбанистическую политику органов местного самоуправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: