Как отличать деменцию от олигофрении
Деменция в переводе с латинского – “утрата ума”. Не стоит путать ее с олигофренией, как бы на первый взгляд не была похожа симптоматика.
Деменция и олигофрения – результат поражения центральной нервной системы, но в первом случае это поражение локально, во втором – страдает вся психическая деятельность.
Для деменции характерно прогрессирование симптомов до полного распада личности. Интеллектуальные возможности человека, родившегося с олигофренией, таковыми и останутся.
Деменция, как и олигофрения, может быть врожденной, но проявиться в более позднем возрасте.
Почему дети рождаются олигофренами, и можно ли научить их полноценно жить Олигофрения у ребенка: причины, симптомы, лечение
Причины развития деменции
Инфекции головного мозга – менингококковая инфекция, микробактерии туберкулеза, энцефалит, осложненные корь, краснуха, паротит, другие инфекционные заболевания нервной системы, поражающие интеллект.
Серьезные черепно-мозговые травмы.
Нарушение мозгового кровообращения.
ВИЧ-инфекция.
Отравление медицинскими препаратами.
Опухоли головного мозга.
Вследствие генетических заболеваний.
Симптоматика в разном возрасте
Период раннего детства (от года до 3-х лет)
Деменция проявляется потерей уже приобретенных умений.
Ребенок перестает говорить.
Не может пользоваться столовыми приборами, хотя до проявления заболевания умело держал в руках ложку и вилку.
По мере прогрессирования деменции снижается двигательная активность, а позже ребенок и вовсе разучивается ходить.
Страдает эмоциональная сфера – появляются симптомы аутизма, теряется чувство близости с родителями и другими близкими.
|
Наблюдаются изменения в поведении ребенка – от возбудимости и агрессии по отношению к окружающим, до немотивированной радости.
В дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет)
Деменция выражается в искажении процесса ведущего вида деятельности для дошкольников – в игре.
Игра становится бессюжетной и однообразной;
Характерна утрата ранее приобретенных когнитивных навыков;
Патологические изменения поведения.
ребенок с аутизмом
В младшем школьном возрасте (от 7-ми до 11-ти лет)
Выражается в нарушении памяти.
Ранее приобретенные знания забываются, а новые не усваиваются.
Страдают познавательные процессы: внимание и мышление.
Такие дети очень быстро устают.
Сложно адаптируются к школьным условиям.
Имеют стойкие поведенческие нарушения.
Эти факторы делают невозможным обучение детей в общеобразовательных классах.
В подростковом возрасте (от 11-ти до 18-ти лет)
Проявляется эмоционально-волевыми расстройствами.
Девиантное поведение детей с приобретенным слабоумием отражается в социальной дезадаптации.
Социально-правовые нормы не воспринимаются подростками как обязательные и не усваиваются в процессе взросления.
Поведенческие нарушения могут проявляться в виде беспорядочных половых связей подростков, в аффективных реакциях с проявлением агрессии как вербальной, так и невербальной.
Кроме эмоционально-волевых нарушений страдают и когнитивные процессы – внимание, память, мышление, речь.
Как лечить аутизм у детей: причины, симптомы, рекомендации Аутизм как лечить
|
Виды детской деменции
Резидуально-органическая (вторичная)
Является следствием и остаточным проявлением различных поражений развивающегося головного мозга.
Динамика патологических изменений будет зависеть от возраста, в котором ребенок перенес травму. Например, вследствие церебральных поражений в школьном возрасте. Наблюдается не только резкий контраст между теми знаниями, который ребенок приобрел до поражения ЦНС, но и его когнитивными возможностями в посттравматическом периоде.
Процесс распада личности, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения опережают патологические изменения познавательных процессов – это связано с тем, что у детей и подростков не закреплены социальные нормы поведения. Соответственно, чем раньше ребенок перенес заболевание, поразившее головной мозг, тем ярче буде клиническая картина резидуально-органической деменции.
Наряду с нарушениями интеллектуальной деятельности повышаются инстинктивные влечения (сексуальность, прожорливость), поведение бесцельно и непоследовательно, отсутствует критичность к своему состоянию и, часто, инстинкт самосохранения.
Прогрессирующая деменция
Связана с некоторыми наследственными заболеваниями, которые могут проявиться не с рождения, а намного позже.
В случаях генетически обусловленной деменции, симптомы прогрессируют по мере развития самого заболевания.
Болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Ретта, лейкодистрофии и другие наследственные заболевания вызывают нейропсихологический дефект прогрессирующего характера.