ОРГАНЫ, РЕГИСТРИРУЮЩИЕ АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ




 

На основании Федерального закона «Об актах гражданского состояния» №143-ФЗ от 15 ноября 1997г. государственная регистрация актов гражданского состояния производится:

- органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- капитанами судов в случае рождения, смерти гражданина в период плавания.

Органы записи актов гражданского состояния являются учреждениями Министерства юстиции, что подчеркивает их важную в правовом смысле роль в жизни государства, занимающиеся составлением актовых записей, по которым прослеживаются наиболее значительные вехи в жизни каждого гражданина, будь то рождение, заключение брака (расторжение), перемена имени, фамилии, отчества, национальной принадлежности, наступление и причины смерти.[7]

Деятельность органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния осуществляется на основе специальных принципов правовых услуг.

Сложившаяся в наше время система органов ЗАГС состоит из органов ЗАГС районного, городского, областного, краевого звена. Этот порядок полностью соответствует интересам граждан, поскольку он облегчает им регистрацию актов гражданского состояния.

Основными задачами органов ЗАГС являются точное, в соответствии с установленными правилами, производство записей актов гражданского состояния, внесение в них необходимых изменений, восстановление утраченных актовых записей, выдача гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния.[8]

Должностное лицо, регистрирующее тот или иной акт гражданского состояния, должно соблюдать все нормы действующего законодательства.

Действующее законодательство детально определяет порядок и условия регистрации актов гражданского состояния. Соблюдение этого порядка обязательно. Отступление от закона приводит к весьма отрицательным последствиям, наносит ущерб государственным и общественным интересам, правам граждан. Ничем, в том числе кажущейся целесообразностью, нельзя оправдать отступление от установленных правил регистрации актов гражданского состояния.[9]

Работники органов ЗАГС, точно соблюдая действующее законодательство, должны требовать соблюдения законности и от граждан, обратившихся за регистрацией актов гражданского состояния.

Важной задачей органов ЗАГС является обеспечение полной и своевременной регистрации актов гражданского состояния, и в особенности рождения и смерти.

Целям обеспечения прав и законных интересов граждан служит разъяснительная работа, проводимая органами ЗАГС. Дача гражданам квалифицированной консультации, разъяснение законодательства – важное условие деятельности органов ЗАГС, направленное на охрану государственных и общественных интересов, прав и интересов граждан.

Большое значение для органов ЗАГС имеет надлежащее оформление актовых записей. Чтобы запись акта гражданского состояния и свидетельство о регистрации отражали материальную истину той или иной записи, имели бы юридическое значение, необходимо заполнение их в полном соответствии с предъявляемыми требованиями.

Компетенция – это совокупность всех полномочий (как прав, так и обязанностей), которыми наделен соответствующий орган государственной власти или управления либо должностное лицо.[10]

Компетенция органов ЗАГС определена Гражданским кодексом РФ, положениями об органах ЗАГС, законом об актах гражданского состояния, другими нормативными актами.

В Гражданском Кодексе содержится исчерпывающий перечень видов регистрации актов гражданского состояния, определяются органы, регистрирующие акты гражданского состояния (ст.47 ГК РФ). Перечень органов, на которые возлагается регистрация актов гражданского состояния, определяется законодательством.

Наряду с определением объема прав и обязанностей органов ЗАГС в целом, а также по конкретным видам регистрации актов гражданского состояния отдельных актов действующее законодательство устанавливает тот орган ЗАГС, в котором может быть произведена регистрация того или иного акта гражданского состояния, в зависимости от территории, на которой находится этот орган. В некоторых случаях гражданам предоставлено право выбора, в каком из предусмотренных законодательством органов ЗАГС произвести регистрацию того или иного акта гражданского состояния (регистрация рождения, установления отцовства, брака, расторжения брака, смерти), а в других – регистрация может быть произведена только в определенном органе ЗАГС (регистрация усыновления, перемены фамилии, имени, отчества).

Заявление о внесении в актовые записи изменений, а также о восстановлении утраченных записей подаются в отдел ЗАГС по месту постоянного жительства заявителя.

Основные задачи ЗАГС[11]:

- обеспечение соблюдения законности при регистрации актов гражданского состояния;

- внедрения новых гражданских обрядов, связанных с вступлением в брак и рождением детей;

- обеспечение четкой организации работы отдела, надлежащей культуры обслуживания населения;

- своевременная выдача гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации имеют право производить государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти.

Также консульские учреждения по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства могут принимать решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации, вносить исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении. На основании действующего законодательства и по заявлениям граждан консульские учреждения выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы, выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: