КОКТЕЙЛЬ УДОВОЛЬСТВИЯ
Приложение к методическим рекомендациям
Психолого-педагогического сопровождения
Летнего отдыха детей
Старший дошкольный возраст (5–6 лет)
Задачи:
1. Овладеть социальным пространством человеческих отношений.
2. Овладеть собственным телом (координация, формирование образа тела, ценностное отношение к нему).
Личностные и эмоциональные особенности.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Характерны игры с правилами. Высокая эмоциональная впечатлительность, подвижность. Повышенная утомляемость. Слабая произвольность. Словесные рассуждения малодоступны. Поведение в значительной степени ситуативно. Ребенок начинает полнее осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к ним. В основном верно осознает свои достоинства и недостатки, учитывает отношение к нему со стороны окружающих. Возникает новое отношение к неудачам: пытается еще раз попробовать свои силы. Преобладание «Я должен» над «Я хочу».
Общение со сверстниками: старается соответствовать ожиданиям окружающих. Значимо быть принятым сверстниками. Дети этого возраста часто объединяются для игр по признаку пола.
Общение со взрослыми: в присутствии взрослого старается вести себя правильно. Характерна потребность в любви и одобрении. Ребенку трудно выслушать объяснение до конца, так как у него только начинает развиваться объяснительная речь.
Реакции на пребывание в лагере: слезы, множество вопросов, быстрая утомляемость, потеря интереса, следование домашним привычкам, ожидание помощи педагога.
Возможные причины:
1. Разлука с семьей, боязнь новой обстановки.
2. Любознательность.
|
3. Повышенная активность, незрелость центральной нервной системы.
4. Утомляемость от однообразия.
5. Отсутствие навыков самообслуживания.
Рекомендации:
1. Длительность мероприятий, игр не должна превышать 40 минут. Они должны быть яркими и эмоционально насыщенными.
2. Необходимо быстрее продвигаться к результатам.
3. Предпочтительна частая смена деятельности.
4. Необходимо чаще использовать подвижные игры.
5. Чтобы ребенок чувствовал себя нужным, можно дать ему важное задание.
6. Необходимо приручать ребенка к порядку.
7. Вечером по возможности читать детям сказки.
Младший школьный возраст (7–9 лет)
Задачи:
1. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и формирование умения заводить друзей.
2. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
3. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.
Личностные и эмоциональные особенности.
Характерна повышенная эмоциональность: ребенок чувствителен и раним, обидчив и вспыльчив. Происходит усвоение моральных норм, ценностей, правил поведения. Характерны инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, проба своих сил. Внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе: «Я — хороший». Принципиально важна способность делать что-то лучше всех. Формируется «Я идеальное».
Общение со сверстниками: характерно стремление «быть как все». Переплетаются возрастная приязнь к сверстнику и отношения соперничества. Происходит дистанцирование мальчиков и девочек при непосредственном общении. Свойственны выраженные конформные реакции на незнакомые ситуации. Ребенок хочет быть принятым другими детьми.
|
Реакции на пребывание в лагере: слезы, множество вопросов, быстрая утомляемость, потеря интереса, следование домашним привычкам, ожидание помощи педагога.
Возможные причины:
1. Разлука с семьей, боязнь новой обстановки.
2. Любознательность.
3. Повышенная утомляемость, незрелость центральной нервной системы.
4. Утомляемость от однообразия.
5. Отсутствие навыков самообслуживания.
Рекомендации:
1. Организация групповых соревнований.
2. Длительность мероприятий, игр не должна превышать 40 минут. Они должны быть яркими и эмоционально насыщенными.
3. Необходимо быстрее «бежать» к результатам.
4. Предпочтительна частая смена деятельности.
5. Необходимо приучать ребенка к порядку.
6. Чтобы ребенок чувствовал себя нужным, можно дать ему важное задание.
7. Помочь ребенку записаться в «кружок».
Дети 10 лет
Задачи:
1. Формирование интересов.
2. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться.
3. Формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам.
4. Формирование уверенности в себе.
Личностные и эмоциональные особенности: присутствует одновременно два стремления: «быть как все» и «быть лучше других». Перестраивается мотивационная сфера: ребенок начинает стремиться к самоутверждению. Он охотно берется за многие дела, но при первой же трудности бросает их. Повышается двигательная активность.
Общение со сверстниками: восприимчив к такому стилю руководства, когда взрослый проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки деятельности, но позволяет детям самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
|
Реакции на пребывание в лагере: обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости, замкнутость, непослушание, споры.
Возможные причины:
1. Половое созревание.
2. Увеличение внимания к недостаткам.
3. Реализация одного из мотивов плохого поведения.
Рекомендации:
1. Использование подвижных игр.
2. Использование игр с элементами романтики.
3. Использование соревновательных игр.
4. Формирование смешанных по половому признаку команд.
5. Придание значимости духу командного сотрудничества и взаимной поддержки.
6. Привлечение к сотрудничеству.
7. Не следует оберегать ребенка от возможных неудач.
8. Необходимо соизмерять требования к ребенку с его возможностями.
9. Давать детям возможность проявлять инициативу, но быть готовым все делать самому.
Младший подростковый возраст (11–12 лет)
Задачи:
1. Выделение круга устойчивых интересов.
2. Формирование интереса к другому человеку как к личности.
3. Развитие интереса к себе, формирование навыков самоанализа.
4. Развитие и укрепление чувства взрослости.
5. Развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Личностные и эмоциональные особенности.
Формируются «чувство взрослости», стремление к независимости, самостоятельности. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости. Для ребенка более важно признание самостоятельности и прав, чем действительная их реализация. Отмечается повышение интереса к своей внешности, усиление отрицательного отношения к ней. Характерны повышенная активность, резкое возрастание познавательной активности и любознательности, стремление к деятельности, разбросанность интересов. Именно здесь возникает интерес к различным музыкальным направлениям.
Общение со сверстниками: общение со сверстниками очень важно. Большое значение имеет обретение друга. Интерес к противоположному полу проявляется вначале в неадекватных формах (задирается, якобы не замечает). Формируются свои кодексы чести. Повышенное внимание к своему положению среди сверстников. Характерен крайний конформизм. Ребенок интересуется тем, чем интересуются его друзья, чтобы войти в компанию.
Реакции на пребывание в лагере: обидчивость, повышенная чувствительность, замкнутость, одиночество, непослушание, постоянные споры.
Возможные причины:
1. Половое созревание, формирование «чувства взрослости».
2. Повышение внимания к своим недостаткам.
3. Стремление к самостоятельности, реализация одного из мотивов плохого поведения.
Рекомендации:
1. Необходимо поощрять самостоятельность.
2. Объяснять успехи ребенка его способностями, а неудачи — недостаточностью усилий.
3. Проводить больше групповых занятий.
4. Быть готовым к разносторонности интересов ребенка.
5. Договариваться!
6. Проводить доверительные беседы.
7. Использовать аналитические «Огоньки».
8. Очень полезны игры на сотрудничество.
9. Походы.