Личностные и эмоциональные особенности.




КОКТЕЙЛЬ УДОВОЛЬСТВИЯ

Приложение к методическим рекомендациям

Психолого-педагогического сопровождения

Летнего отдыха детей

Старший дошкольный возраст (5–6 лет)

Задачи:

1. Овладеть социальным пространством человеческих отношений.

2. Овладеть собственным телом (координация, формирование образа тела, ценностное отношение к нему).

Личностные и эмоциональные особенности.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Характерны игры с правилами. Высокая эмоциональная впечатлительность, подвижность. Повышенная утомляемость. Слабая произвольность. Словесные рассуждения малодоступны. Поведение в значительной степени ситуативно. Ребенок начинает полнее осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к ним. В основном верно осознает свои достоинства и недостатки, учитывает отношение к нему со стороны окружающих. Возникает новое отношение к неудачам: пытается еще раз попробовать свои силы. Преобладание «Я должен» над «Я хочу».

Общение со сверстниками: старается соответствовать ожиданиям окружающих. Значимо быть принятым сверстниками. Дети этого возраста часто объединяются для игр по признаку пола.

Общение со взрослыми: в присутствии взрослого старается вести себя правильно. Характерна потребность в любви и одобрении. Ребенку трудно выслушать объяснение до конца, так как у него только начинает развиваться объяснительная речь.

Реакции на пребывание в лагере: слезы, множество вопросов, быстрая утомляемость, потеря интереса, следование домашним привычкам, ожидание помощи педагога.

Возможные причины:

1. Разлука с семьей, боязнь новой обстановки.

2. Любознательность.

3. Повышенная активность, незрелость центральной нервной системы.

4. Утомляемость от однообразия.

5. Отсутствие навыков самообслуживания.

Рекомендации:

1. Длительность мероприятий, игр не должна превышать 40 минут. Они должны быть яркими и эмоционально насыщенными.

2. Необходимо быстрее продвигаться к результатам.

3. Предпочтительна частая смена деятельности.

4. Необходимо чаще использовать подвижные игры.

5. Чтобы ребенок чувствовал себя нужным, можно дать ему важное задание.

6. Необходимо приручать ребенка к порядку.

7. Вечером по возможности читать детям сказки.

 

Младший школьный возраст (7–9 лет)

Задачи:

1. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и формирование умения заводить друзей.

2. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

3. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

Личностные и эмоциональные особенности.

Характерна повышенная эмоциональность: ребенок чувствителен и раним, обидчив и вспыльчив. Происходит усвоение моральных норм, ценностей, правил поведения. Характерны инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, проба своих сил. Внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе: «Я — хороший». Принципиально важна способность делать что-то лучше всех. Формируется «Я идеальное».

Общение со сверстниками: характерно стремление «быть как все». Переплетаются возрастная приязнь к сверстнику и отношения соперничества. Происходит дистанцирование мальчиков и девочек при непосредственном общении. Свойственны выраженные конформные реакции на незнакомые ситуации. Ребенок хочет быть принятым другими детьми.

Реакции на пребывание в лагере: слезы, множество вопросов, быстрая утомляемость, потеря интереса, следование домашним привычкам, ожидание помощи педагога.

Возможные причины:

1. Разлука с семьей, боязнь новой обстановки.

2. Любознательность.

3. Повышенная утомляемость, незрелость центральной нервной системы.

4. Утомляемость от однообразия.

5. Отсутствие навыков самообслуживания.

Рекомендации:

1. Организация групповых соревнований.

2. Длительность мероприятий, игр не должна превышать 40 минут. Они должны быть яркими и эмоционально насыщенными.

3. Необходимо быстрее «бежать» к результатам.

4. Предпочтительна частая смена деятельности.

5. Необходимо приучать ребенка к порядку.

6. Чтобы ребенок чувствовал себя нужным, можно дать ему важное задание.

7. Помочь ребенку записаться в «кружок».

 

Дети 10 лет

Задачи:

1. Формирование интересов.

2. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться.

3. Формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам.

4. Формирование уверенности в себе.

Личностные и эмоциональные особенности: присутствует одновременно два стремления: «быть как все» и «быть лучше других». Перестраивается мотивационная сфера: ребенок начинает стремиться к самоутверждению. Он охотно берется за многие дела, но при первой же трудности бросает их. Повышается двигательная активность.

Общение со сверстниками: восприимчив к такому стилю руководства, когда взрослый проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки деятельности, но позволяет детям самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.

Реакции на пребывание в лагере: обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости, замкнутость, непослушание, споры.

Возможные причины:

1. Половое созревание.

2. Увеличение внимания к недостаткам.

3. Реализация одного из мотивов плохого поведения.

Рекомендации:

1. Использование подвижных игр.

2. Использование игр с элементами романтики.

3. Использование соревновательных игр.

4. Формирование смешанных по половому признаку команд.

5. Придание значимости духу командного сотрудничества и взаимной поддержки.

6. Привлечение к сотрудничеству.

7. Не следует оберегать ребенка от возможных неудач.

8. Необходимо соизмерять требования к ребенку с его возможностями.

9. Давать детям возможность проявлять инициативу, но быть готовым все делать самому.

 

Младший подростковый возраст (11–12 лет)

Задачи:

1. Выделение круга устойчивых интересов.

2. Формирование интереса к другому человеку как к личности.

3. Развитие интереса к себе, формирование навыков самоанализа.

4. Развитие и укрепление чувства взрослости.

5. Развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

 

Личностные и эмоциональные особенности.

Формируются «чувство взрослости», стремление к независимости, самостоятельности. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости. Для ребенка более важно признание самостоятельности и прав, чем действительная их реализация. Отмечается повышение интереса к своей внешности, усиление отрицательного отношения к ней. Характерны повышенная активность, резкое возрастание познавательной активности и любознательности, стремление к деятельности, разбросанность интересов. Именно здесь возникает интерес к различным музыкальным направлениям.

Общение со сверстниками: общение со сверстниками очень важно. Большое значение имеет обретение друга. Интерес к противоположному полу проявляется вначале в неадекватных формах (задирается, якобы не замечает). Формируются свои кодексы чести. Повышенное внимание к своему положению среди сверстников. Характерен крайний конформизм. Ребенок интересуется тем, чем интересуются его друзья, чтобы войти в компанию.

Реакции на пребывание в лагере: обидчивость, повышенная чувствительность, замкнутость, одиночество, непослушание, постоянные споры.

Возможные причины:

1. Половое созревание, формирование «чувства взрослости».

2. Повышение внимания к своим недостаткам.

3. Стремление к самостоятельности, реализация одного из мотивов плохого поведения.

Рекомендации:

1. Необходимо поощрять самостоятельность.

2. Объяснять успехи ребенка его способностями, а неудачи — недостаточностью усилий.

3. Проводить больше групповых занятий.

4. Быть готовым к разносторонности интересов ребенка.

5. Договариваться!

6. Проводить доверительные беседы.

7. Использовать аналитические «Огоньки».

8. Очень полезны игры на сотрудничество.

9. Походы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: