Предложение земли.. Чистая монополия




Предложение земли.

Предложение земли ограниченно, как на микро так и на макро уровне. Факторами влияющими на предложение земли яв-ся плодородие и положение.
Ограниченность земли исходит из фактора её плодородия.
Плодородие зависит от качества почвы, климата, хар-ра применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта тех кто работает на земле.
Организации работающие на земле имеют ограниченные возможности быстрой замены применяемого капитала. Т. О. данные факторы могут и оказывают влияние на эластичность предложения земли.

ст -ть млн руб

 


S S, км(в квадрате)

Фиксированный хар-тер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно не эластична. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен.

59 Спрос на землю.
В отличии от предложения спрос на землю неоднородный. Он включает 2 основных элемента.
Сельско хоз-ный спрос.
Не Сельско хоз-ный спрос.
Если на оси обцис отложить S земли, а на оси ординат цену земли, то кривая с\х спроса будет иметь отрицательный наклон. Это связанно с тем что по мере вовлечения земли в хоз-ный оборот мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и худшим.
Кривая не с\х спроса так же имеет отрицательный наклон. Т.к связанно главным образом с местоположением и здесь так же имеются ограничения т.к приходится использовать не только земли в центре города, но и на окраине. Совокупный спрос определяется путем сложения по горизонтали с\х и не с\х спроса.

С\х спрос на землю в условиях развитого рыночного хоз-ва яв-ся производным от спроса на продовольствие.


Ст-ть млн руб

 

Д

 

Д с\х Д не с\х S,км(в квадрате)

57 инвестиции
Инвестирование-процесс создания или пополнения запасов капитала.
Различают валовые и чистые инвестиции.
Валовые инвестиции -общее увлечение запасов капитала. Сравнивают с издержками на возмещение.
Издержки возмещения -процесс замены изложенного основного капитала.
Чистые инвестиции – валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.
Для решения вопросов об эффективности инвестирования сравнивают расходы и валовую выручку инвестиционного проекта.В случае использования заёмных средств необходимо сравнивать внутреннюю норму окупаемости и ссудный процент.
Предельная чистая окупаемость инвестиции представляет собой разницу между предельной внутренней окупаемостью инвестиции и ставкой ссудного процента.

 

 

MR - предельный доход
MC – предельные издержки
Предельные издержки возрастают с ростом масштаба производства или хранения,поэтому кривая имеет положительный наклон.
Точки пересечения данных кривых определяется оптимальным объёмом производства инвестирования.
Прибыль от инвестирования максимизируется при условии r=i

Ставка ссудного процента,как правило,постоянная.
Предельная норма окупаемости зависит от объёмов производства и понижается с ростом масштабов производства.
Инвестиции выгодны при r больше или равно i при этом прибыль максимизируется в точке пересечения двух линий.
График демонстрирует тот факт,чем выше рыночная ставка процента,тем на меньшее количество заемных средств существует спрос. Долгосрочные инвестиции-это инвестиции в основной капитал.
Полезный срок службы основного капитала-это период в течении которого вложенные в расширении производства капитальной активы будут приносить фирменный доход или сокращать издержки.
Допустим,что предельный вклад инвестиций в увеличение дохода в житый срок службы.
Тогда,предельная окупаемость капитальных вложений можно рассчитать по формуле R=I(1+r)=100*(1+0,2)=120 руб. В случае если используется сложный процент,то формула будет иметь вид: R=I*(1+r) R=100*(1+0,2) в 5 степени=249 руб. В выше изложенных формулах стоимость инвестиций: I=R/(1+ir)=249/(1+5*0,2)=124,5 руб. I=R/(1+r) в степени I =249/(1+0,2) в степени 5=100 руб.
Основной показатель,оценивающий эффективность инвестиций-это чистый дисконтированный доход. ЧДД=R/(1+r) в степени I=IC.

Чистая монополия

Чистая монополия как тип рынка отличается следующими признаками: единственный продавец, уникальный товар, абсолютный контроль над ценой, вход на рынок блокирован. Выделяют такие типы монополий: искусственная и естественная, открытая и закрытая.

Искусственная монополия создастся в целях снижения издержек и получения сверх прибыли путем добровольного присоединения или насильственного поглощения конкурентов.

Естественная монополия существует в таких отраслях, где:

· добываются редкие полезные ископаемые или используются редкие ресурсы;

· конкуренция невозможна, а целесообразно иметь единый производственный комплекс (электро-, газо-, водо-, теплоснабжение, железные дороги, метрополитен, связь), их также называют технологическими монополиями в силу нецелесообразности дробления единой сети на части; таких монополии избежать невозможно.

Закрытая монополия защищена юридическими запретами (патенты, авторские права, товарные знаки и т.п.).

Открытая монополия возникает, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком, не обладая специальной защитой от конкурентов (например, фирма, впервые вышедшая на рынок с новой продукцией)

Из всех рынков несовершенной конкуренции (монополии, олигополии и монополистической конкуренции) наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «отрасль» и «фирма» совпадают[1].

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. При совершенной конкуренции выпускается и продается продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической — дифференцированная (гетерогенная).

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения. Легкое вхождение в отрасль не означает, что отсутствуют для этого все ограничения. Существуют патенты на продукцию, лицензии, торговые марки, однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются взаимозаменяемые товары.

Монополистическая конкуренция отличается следующими условиями конкуренции:

· множеством поставщиков данного товара или услуги;

· дифференциацией товара или услуги;

· ограниченным контролем над ценой;

· относительно свободным вступлением в отрасль.

Наиболее распространенными рынками монополистической конкуренции являются рынки одежды, обуви, безалкогольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса т. п. Участниками монополистической конкуренции могут быть как крупные, так и средние и малые предприятия.

 

Олигополия

Олигополия – ситуация, когда несколько крупных фирм делят рынок, продукция производится как однородная, стандартизированная, так и дифференцированная, контроль над ценой возможен в различных формах, участники рынка зависимы в установлении цены, труднопреодолимы барьеры входа в отрасль. Выделяют некоординированную и координированную олигополию, "жесткую" и "мягкую".

Олигополия отличается следующими условиями конкуренции[2]:

· несколько крупных фирм делят рынок;

· продукция производится:

o как однородная, стандартизированная (товары производственного назначения, сырье, материалы);

o так и дифференцированная (потребительские товары, например, автомобили, электроприборы, табачные изделия);

· контроль над ценой возможен в различных формах, например тайный сговор;

· взаимозависимость участников рынка в установлении цены;

· труднопреодолимые барьеры входа в отрасль.

Выделяют такие типы олигополий[3].

Нескоординированная олигополия предполагает отсутствие контактов между фирмами, отсутствие точки равновесия, устраивающей всех; иллюстрируется моделью ломаной кривой спроса.

Картель – группа фирм, действующихсовместно на рынке отдельного товара, предполагает установление между фирмами соглашения (сговора):

· о единых ценах;

· разделе рынков или размерах (квотах) производства;

· единой политике в отношении поставщиков ресурсов.

Картель ориентирован на долгосрочное монополистическое равновесие, приносящее монопольную прибыль, которая делится между участниками картеля.

Картелеподобная структура рынка занимает промежуточное положение между первым и вторым типом и предполагает «игру по правилам», когда фирмы не вступаю.друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным правилам; иллюстрируется моделями:

· лидерства в ценах;

· ценообразование по схеме «издержки плюс».

В зависимости от количества субъектов различают "жесткую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий[4].

В западной экономической литературе утверждается, что в современных олигополиях основной силой, принуждающей продавцов прислушиваться к требованиям покупателей и не повышать чрезмерно цены по отношению к уровню затрат, является не конкуренция между ними, а определенное противодействие со стороны сильных покупателей-олигополистов.

 


 

[2]Экономическая теория. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. М.: Кнорус, 2009. — 264 с. – С. 65.

[3]Там же.

[4]Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари; К.: 2009.— 870 с. – С. 297.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: