Тема: МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ




План:

  1. Цель межпредметных связей в трудовом обучении
  2. Связь трудового обучения с другими предметами

 

Для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук. Цель - развить в процессе обучения умение не только "думать руками", но и выражать целенаправленную деятельность по осмысленному применению учащимися полученных знаний. В данном случае межпредметные связи не только повышают политехническую направленность обучения, но и развивают мышление учащихся, повышают интерес к знаниям, к труду и т.д.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования. При этом развиваются мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.

Без интеллектуальных способностей невозможны ни творческое отношение к труду, ни решение, на практике сложных задач.

Реализация в учебном процессе межпредметных связей способствует формированию у школьников системы политехнических знаний, способностей самостоятельного мышления, подводит их к умению осмысленно оценивать явления, ситуации, технические знания, с тем, чтобы использовать полученные умения и навыки в практической деятельности.

Итак, межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

Методика преподавания технологии развивается в тесной связи с другими науками:

1. С педагогикой. Теория обучения и теория воспитания являются теоретическим фундаментом. С одной стороны, МТО исследует, как проявляются общие закономерности обучения и воспитания в конкретном процессе трудового обучения. Например, идея развивающего обучения. Методика преподавания технологии ищет пути и способы создания проблемных ситуаций в трудовом обучении, их специфики влияния на развитие тех или иных функций и т.д.

Методика трудового обучения накапливает факты и использует их в качестве строительного материала при построении и развитии педагогических теорий. Например, данные о динамике формирования трудовых умений.

2. С другими частными методиками. Например, использование передового педагогического опыта, разработки проблемы межпредметных связей т.д.

3. С психологией. Использование знаний о психических процессах для разработки научно-обоснованных рекомендаций. Особенно тесная связь с психологией труда.

4. С физиологией. В особенности с возрастной и физиологией труда.

5. С соответствующими науками: детали машин, инженерная графика, сопромат и т.д.

В трудовом обучении могут быть использованы математические знания и знания по физике, химии, экологические понятия, получаемые на уроках по естественнонаучным дисциплинам, умение логически мыслить, которое сформировано на занятиях по предметам гуманитарного цикла. J

Существует ряд дидактических приёмов, которые могут быть использованы учителем трудового обучения по осмысленному востребованию знаний, полученных ранее. Назовём некоторые из дидактических приёмов:

Иллюстративно-объяснительный приём. Он должен обеспечить понимание производственно-технического материала. На их основе развёртывается система доказательств сущности объектов и технологических процессов. Например, излагая вопрос о культуре труда и организации рабочего места, учитель объясняет с физиологической точки зрения рациональное размещение инструмента. Подчёркивается удобство и физиологическая обоснованность такого размещения, когда инструмент для левой руки лежит слева, а для правой - справа.

Иллюстративно-объяснительный приём расширяет кругозор учащихся.

Конструктивно-преобразующий приём. В нём акцент ставят на смысловом подтексте, который заключается в факте.

Конструктивно-преобразующий приём предполагает высокий уровень активности учащихся, поэтому он оказывает большое развивающее и воспитывающее влияние на них.

Проблемно-исследовательский приём. Для него характерно то, что он организуется "в ключе проблемы", вытекающей из научных и технических фактов. Здесь исследуются все возможные решения этой проблемы.

Проблемно-исследовательский приём даёт более широкое видение отношений науки и техники. Он значительно развивает творческое мышление учащихся. На их основе школьники овладевают исследовательскими умениями и навыками.

Таким образом, осуществление межпредметных связей в процессе трудового обучения позволяет повысить качество трудового обучения учащихся.

Несмотря на то, что проблеме межпредметных связей трудового обучения посвящена обширная литература, разработанные рекомендации недостаточно реализуются в практической деятельности учителей обслуживающего труда. Прежде всего, внимание учителей должно быть привлечено к следующим положениям:

1. Трудовое обучение даёт неограниченные возможности применения разносторонних знаний по основам наук, являясь важной сферой межпредметных связей и переноса знаний.

2. Следует учесть, что когда одно и то же явление рассматривается с разных сторон в двух и более учебных предметах, взаимосвязи между учебными предметами, в частности трудового обучения и других дисциплин, позволяют обеспечить понимание единства различных сторон данного явления и многообразных его качеств.

 

Контрольные вопросы:

  1. Какова цель межпредметных связей в трудовом обучении?
  2. С какими предметами развивается методика трудового обучения?
  3. Какие дидактические приемы может использовать учитель на уроке трудового обучения?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: