Вопросы для обсуждения
1. Понятие пищевого поведения. Психологическое значение пищи.
2. Общая характеристика пищевых зависимостей.
3. Понятие и клиническая картина нервной булимии.
4. Понятие и клиническая картина нервной анорексии.
5. Причины возникновения пищевых зависимостей.
6. Лечение и профилактика пищевых расстройств.
Основная литература
1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – С. 102–107, 285–286.
Дополнительная литература
1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – С. 119–130.
2. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – С. 136–141.
3. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб.: Питер, 2004. – С. 494–516, 675–681.
4. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – С. 354–388.
5. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 335–338.
6. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – С. 406–416.
7. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г. В. Старшенбаум. – М.: Когито-Центр, 2006. – С. 164–187.
Тема 5. Функциональные психогенные заболевания (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды психических заболеваний.
2. Основные симптомы функциональных психогенных заболеваний (расстройства настроения, навязчивые состояния и др.).
3. Общая характеристика неврозов.
4. Личностные расстройства.
Основная литература
1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – С. 129–132.
|
Дополнительная литература
1. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб.: Питер, 2004. – С. 277–359, 553–617.
2. Кирпиченко А. А. Психиатрия / А. А. Кирпиченко. – Минск: Вышейшая школа, 2001. – С. 344–366.
3. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – С. 122–154, 189–225.
4. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 150–205, 220–250.
5. Чудновский В. С. Основы психиатрии / В. С. Чудновский, Н. Ф. Чистяков. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 65–98, 221–266.
Тема 6. Эндогенные психические заболевания (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика эндогенных психических заболеваний.
2. Основные синдромы эндогенных расстройств (бредовый синдром, кататонический синдром, онейроидный синдром, гебефренический синдром др.).
3. Общая характеристика проявлений, форм и стадий развития шизофрении.
4. Общая характеристика маниакально-депрессивного психоза.
5. Связь психических расстройств и преступного поведения.
Дополнительная литература
1. Антонян Ю. М. Преступность и психические аномалии / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. – М.: Наука, 1987. – 205 с.
2. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб.: Прайм-еврознак, 2004. – С. 120–138.
3. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб.: Питер, 2004. – С. 761–822.
4. Кирпиченко А. А. Психиатрия / А. А. Кирпиченко. – Минск: Вышейшая школа, 2001. – С. 176–204.
5. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – С. 390–424.
|
6. Короленко Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 421–443.
7. Чудновский В. С. Основы психиатрии / В. С. Чудновский, Н. Ф. Чистяков. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 98–145, 277–313.
Тема 7. Детские формы отклоняющегося поведения (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие возрастной поведенческой нормы.
2. Эмоциональные нарушения в детском возрасте (детские страхи, тревожное расстройство, детская депрессия и др.).
3. Нарушения отношений (аутизм).
4. Поведенческие расстройства (агрессивность, гиперактивность).
5. Нарушения когнитивных процессов (умственная отсталость).
Основная литература
1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – С. 196–204.
Дополнительная литература
1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб.: Союз, 2000. – С. 33–87, 207–287.
2. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб.: Питер, 2004. – С. 884–947.
3. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – С. 494–520.
4. Практическая психология образования / [под ред. И. В. Дубровиной]. – СПб.: Питер, 2004. – С. 150–163.
Тема 9. Расстройства пожилого и старческого возраста (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Эмоциональные нарушения в пожилом и старческом возрасте (тревожные расстройства, депрессии, расстройства настроения).
2. Расстройства сознания и когнитивных процессов (старческий делирий, деменция и др.).
|
Основная литература
1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб. Речь, 2005. – С. 206–207.
Дополнительная литература
1. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – С. 521–528.
Критерии оценки
Оценка | Критерии оценок зачета | |
Зачтено | 1) положительные оценки по коллоквиумам (беседа с преподавателем, письменные ответы на вопросы, тест по разделам учебной дисциплины и проч.), проводимым в течение изучения дисциплины, – не менее 70 % выполнения заданий; 2) выполнение всех заданий семинарских занятий, предусмотренных программой дисциплины; 3) выполнение всех практических работ, предусмотренных программой дисциплины; 4) выполнение всех лабораторных работ, предусмотренных программой дисциплины; 5) выполнение всех промежуточных контрольных (самостоятельных, проверочных) работ на положительные оценки; 6) наличие конспектов самостоятельно изученных тем дисциплины. | |
Не зачтено | Выставляется в случае невыполнения хотя бы одного из требований, предъявляемых к оценке «зачтено». |
ВОПРОСЫК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Проблема нормы и патологии.
2. Понятие девиантного поведения. Классификации поведенческих отклонений.
3. Краткая история развития психологии девиантного поведения.
4. Основные подходы к пониманию причин девиантного поведения.
5. Биологическое и социальное в возникновении преступного поведения.
6. Психологические особенности личности преступника.
7. Мотивы преступного поведения. Проблема неосознаваемой регуляции преступлений.
8. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.
9. Психологические особенности личности несовершеннолетних преступников.
10. Криминальные группы несовершеннолетних преступников.
11. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности.
12. Причины и пути профилактики преступности несовершеннолетних.
13. Криминально-психологические особенности женской преступности.
14. Личностные особенности женщин-преступниц.
15. Причины, мотивы и профилактика совершения преступлений женщинами.
16. Проблема самоубийства в современном обществе. Общественные стереотипы в отношении самоубийства.
17. Понятие самоубийства, его виды.
18. Понятие суицидального поведения, фазы его развития.
19. Постсуицидальный период: особенности, виды, динамика.
20. Теоретические подходы к пониманию причин самоубийства.
21. Возрастные и гендерные особенности суицидального поведения. Мотивы и факторы совершения самоубийства.
22. Признаки суицидального риска. Психологическая помощь суициденту.
23. Наркомания: понятие и общая клиническая картина.
24. Классификация наркотических веществ. Действие наркотиков на организм.
25. Наркотическое опьянение.
26. Стадии течения наркомании.
27. Признаки и причины употребления наркотиков.
28. Наркомания как социальная и психологическая проблема. Профилактика наркомании.
29. Пьянство и алкоголизм. Действие алкоголя на организм.
30. Острое алкогольное опьянение.
31. Стадии развития хронического алкоголизма.
32. Алкогольные психозы.
33. Половозрастные особенности пьянства и алкоголизма. Причины злоупотребления алкоголем. Профилактика алкоголизма.
34. Понятие и виды фанатизма.
35. Психологические особенности фанатичной личности.
36. Основные подходы к пониманию причин фанатизма. Факторы фанатизма.
37. Религиозный фанатизм. Тоталитарная секта.
38. Проблема обращения человека в секту.
39. Понятие и виды терроризма, его характеристика.
40. Личностные особенности террористов.
41. Психология заложников.
42. Особенности ведения переговоров с террористами.
43. Понятие и виды психосексуальных расстройств. Сексуальные дисфункции.
44. Парафилии: понятие, виды и причины возникновения.
45. Расстройства половой идентификации.
46. Причины и факторы психосексуальных девиаций.
47. Понятие пищевого поведения. Психологическое значение пищи.
48. Понятие и клиническая картина нервной булимии.
49. Понятие и клиническая картина нервной анорексии.
50. Причины возникновения пищевых нарушений. Лечение и профилактика пищевых расстройств.
51. Понятие и виды психических заболеваний.
52. Основные симптомы функциональных психогенных расстройств.
53. Общая характеристика неврозов.
54. Личностные расстройства.
55. Основные синдромы эндогенных психических заболеваний.
56. Общая характеристика шизофрении.
57. Общая характеристика маниакально-депрессивного психоза.
58. Расстройства детского и подросткового возраста.
59. Расстройства пожилого возраста.
60. Этнокультурные факторы отклоняющегося поведения.
61. Профессиональные девиации.
Учебное издание
Макушина Ольга Петровна