Тема: ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




План:

  1. Принципы воспитания
  2. Нравственное воспитание
  3. Физическое воспитание
  4. Экологическое воспитание
  5. Экономическое воспитание
  6. Эстетическое воспитание

 

Трудовое обучение имеет целью не только обучать учащихся, но и воспитывать. Поэтому трудовое воспитание - целеустремленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование психологической и практической подготовки к личному и общественному труду.

Задачи трудового воспитания:

1. ознакомление учащихся с основами современного производств, научной организацией труда, трудовым законодательством, трудовыми традициями и т.д.

2. формирование у учащихся планировать свою деятельность, организовывать трудовое место, свой труд, владеть инструментами и приспособлениями труда и т.д.

3. развитие морально-психологических и деловых качеств личности (трудовое, уважение к людям труда и результатам их труда, взаимопомощь, ответственность и т.д.).

4. выбор профессии и получение допрофессиональной подготовки. Среди средств трудового воспитания является труд. Воспитание возможностей труда раскрывается при условии когда:

– он организованно связан с процессом обучения;

– учащимся понятна общественная ценность труда;

– учащиеся заинтересованы в результатах своего труда;

 

– сам труд хорошо организован;

– творчески характер трудовой деятельности и т.д.

– в процессе трудового обучения учащиеся вступают между собой в отношения дружбы и взаимопомощи, у них вырабатывается ответственность, взаимная требовательность и т.д.

– педагогические законы использовать непосредственно на практике очень сложно, т.к. они не дают информацию о том, как это делать. Эту функцию берут на себя принципы воспитания.

Принципы воспитания - это исходное положение про способы достижения воспитательных целей с учетом законов педагогического процесса. Принципы воспитания позволяют организовать педагогический процесс наиболее эффективно и экономично, т.е. они позволяют достичь воспитательных целей самым коротким путем, делают совместный труд воспитателя и воспитанника наиболее рациональным.

Если содержание воспитания говорит о том, что необходимо воспитывать школьников, то принципы устанавливают, как это надо делать.

При определении содержания воспитания и его реализация учителя обслуживающего труда руководствуются общими принципами воспитания, т.е. исходными положениями, определяющими наиболее рациональную организацию учебно-воспитательного процесса:

1). Принцип целеустремленности. Данный принцип помогает преодолеть стихийность в воспитании. Четкая постановка целей трудового воспитания - формирование всесторонние и гармонически развитой личности - позволяет свести воедино все воспитательные воздействия для воспитания общественно ценной личности, помогает учителю вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию.

2). Принцип связи с жизнью, с практикой - позволяет всю систему трудового воспитания осуществлять на социальном опыте народа, его достижениях, конкретных делах тружеников предприятий, колхозов совхозов и т.д.

3). Воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, ответственности за порученное дело. В процессе коллективного труда, основанного на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, формируется человек общества. В процессе выполнения трудовых заданий учащимся приходится выполнять отдельные работы, помогать друг другу, обмениваться советами и т.д. При контроле выполнения работ, при подведении итогов учителю необходимо подчеркивать положительные действия и поступки учащихся.

Изготовление учащимися полезных изделий дают возможность применять коллективный труд с соответствующим современному производству разделением егона операции, использованием в работе приспособлением и механизмов. В этих условиях возникает возможность применения такого воспитательного приема, как коллективная ответственность учащихся за качество изготовляемой продукции, сроки выполнения работ и т.д. Поэтому следует практиковать при изготовлении изделий четкое разделение труда. Если отдельные ученики допускают небрежность в работе, не дисциплинированность, то воспитателем становится коллектив. В беседе, инструктаже учитель не должен ограничивается только сообщением о том, что и как изготавливать, в какой последовательности, каким инструментом. Здесь необходимо подчеркнуть общественную значимость донного труда.

С целью воспитания коллективизма, трудолюбия, ответственность за порученное дело необходимо использовать ученическое самоуправление и самообслуживание. Для этого в каждой группе можно выделить (или избрать) учащегося, который обязан помогать учителю в раздаче и хранении инструмента (условно назвать инструментальщиком), учащегося, следящего за чистотой в помещении мастерской и соблюдение санитарных требований во время работы (санитар), учащегося, следящею за качеством выполненной работы (контроллер). Опыт показывает, что правильная организация такого самоуправления оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся. Но при этом руководящая роль учителя в учебном процессе не ослабляется и его деятельность не подменяется деятельностью органов ученического самоуправления. Вначале к исполнению обязанностей инструментальщика, санитара, контролера целесообразно привлекать лишь наиболее способных и активных учащихся. Но в процессе учебы в порядке очередности привлекать большое количество учащихся и на практике приучать их к правильным взаимоотношениям в коллективе. Следует помнить, что результаты воспитания зависят не только от содержания занятий, но и от их организации, от контроля за работой учащихся. На стадии формирования умений и навыков, учащихся не следует подгонять, т.к. неправильные приемы работы могут закрепиться и потом исправлять их будет труднее. Бывает и так, что учащиеся при первой неудаче оставляет работу, считая, что у него ничего не получится. Иногда закреплено первой неудачи способствуют родители, которые мешают ему правильно оценить свои возможности и способности. Поэтому учитель должен внимательно подходить к ликвидации нежелательных последствий вселяя уверенность в своих силах.

4). Принцип целостности процесса воспитания предусматривает все возможности процесса воспитания для всестороннего развития личности.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

■ воспитывая, стремиться предвидеть конечную цель вашего труда;

■ каждое воспитательное дело готовьте, как звено общего воспитательного процесса;

■ воспитывая - обучайте, обучая - воспитывайте.

5). Принцип сотрудничества педагогов и учащихся. Это значит, что необходимо строить свои отношения с учащимися на основе доверия, отказываться от педагогического диктата, не навязывать им свои мысли, поддерживать начинания школьников, верить в их творческие способности, инициативу и самостоятельность учащихся направлять в нужное русло.

6). Воспитание чувства практической самооценки и самоконтроля.

Проверяя изготовленное изделие, учитель должен предложить учащемуся попытаться самому оценить его качество. Систематические упражнения учащихся в определении точности и качества изготовления предметов способствуют выработке у них навыков самоконтроля, чувство самооценки.

7). Воспитание сознательной дисциплины. Учащиеся должны соблюдать правила внутреннего распорядка. Они привыкают содержать рабочее место в порядке, беречь инструмент и т.д.

Требовательность в сочетании с доверием и уважением к учащимся - одно из условий воспитания сознательной дисциплины. Этот принцип выдвинул А.С. Макаренко.

Три основные условия, которые способствуют развитию у учащихся требовательности к себе и своим товарищам:

I. Создание и использование в процессе труда ситуации, в которых члены коллектива вынуждены предъявить определенные требования друг к другу. Например, каждое звено изготавливает изделие, Количество и качество изготовленной продукции в этом случае зависит от коллектива и качества работы каждого звена и отдельных его членов.

П. Своевременная поддержка требований коллектива. При этом учитель должен способствовать развитию взаимной требовательности учащихся, их правильному поведению в коллективе.

III. Систематическое и последовательное предъявление требований к учащимся.

8). Воспитание заботливого отношения к общественной и личной собственности.

Надо приучать учащихся экономно расходовать материалы, беречь инструмент, воспитывать сознательную дисциплину и т.д.

Контрольные вопросы:

  1. Какие задачи воспитания решаются на уроках трудового обучения?
  2. Назовите принципы воспитания
  3. Какое воспитание осуществляется на уроках трудового обучения?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: