Административное производство по обращениям граждан




Лекция № 21

По «начальной профессиональной подготовке и введению в специальность для студентов специальности» 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»

Административное производство по обращениям граждан

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Для реализации гражданином права на обращение необходим действующий и эффективный механизм его рассмотрения, процессуальной формой которого выступает, в частности, производство по обращениям граждан и организаций в сфере государственного управления, являющееся самостоятельным производством в структуре административного процесса.

Правовой основой производства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе таких обращений, как предложения, заявления и жалобы.

Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

 

Установленный федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Так, отдельные виды заявлений и жалоб рассматриваются в порядке конституционного судопроизводства (жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан), в уголовно- процессуальном (заявления граждан о преступлениях), гражданско-процессуальном (заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти) или арбитражно-процессуальном (заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений) порядке, т. е. в рамках производств, входящих в структуру не административного, а иных видов юридических процессов (конституционного, уголовного, гражданского).

Право на обращение основано на принципе всеобщности. Любое лицо в соответствии с российским законодательством обладает правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом и нормами международного права. Закон дает содержательную характеристику видам обращений, которые рассматриваются в рамках данного административного производства. Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Целью рассмотрения предложений является учет мнения граждан о путях совершенствования законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развития общественных отношений, улучшения социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Целью рассмотрения заявления являются оказание содействия заявителю или иным лицам в реализации их конституционных прав или свобод, либо реагирование на сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо реагирование на критику деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. По результатам рассмотрения такого обращения могут быть поданы жалоба в вышестоящие органы власти или специализированные органы, уполномоченные содействовать восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов лица, воспользовавшегося правом на обжалование (административный порядок), либо обращение за защитой его прав в судебные органы (судебный порядок). Жалобы как письменные обращения с процессуальной точки зрения принято подразделять на следующие виды:

• коллективная жалоба — обращение, подписанное двумя и более авторами, а также бесфамильное обращение, поступившее от имени администрации предприятия или общественной организации конкретного предприятия, учреждения (заведения);

• анонимная жалоба — письменное обращение, в котором отсутствует подпись автора, не указаны фамилия автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

• аналогичная жалоба — второе (и последующее) обращение по одному и тому же вопросу при условии, что срок рассмотрения первого обращения еще не истек;

• жалоба, некорректная по содержанию, — обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения или обращения, некорректные по изложению, т. е. лишенные логики и смысла, а также текст которых не поддается прочтению;

• повторная жалоба — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или автор не согласен с принятым по его обращению решением. Заметим, что обращения одного и того же автора по разным вопросам не считаются повторными;

• многократная жалоба — обращение, содержащее вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, но в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства.

Обращение может быть составлено в письменной форме или в форме электронного документа, направленного через сеть Интернет.

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:

1) наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина;

3) почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения;

4) личную подпись и дату.

Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина;

2) адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.

К письменному и интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

В письменном и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением; обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения. Отсутствие указанных сведений, за исключением отсутствия в письменном обращении, а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа. В случае отсутствия в обращении фамилии гражданина, почтового или электронного адреса оно признается анонимным.

Организация работы с обращениями возложена на систему подразделений делопроизводства и режима МВД России. В структуру Центрального аппарата МВД входит Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

Организационно-правовой основой указанного направления деятельности органов внутренних дел является приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», который детализирует общий порядок рассмотрения обращений. Особый порядок установлен для регистрации заявлений, содержащих информацию о преступлении или об административном правонарушении. Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях определяет приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении инструкции о порядке по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Работа с обращениями граждан и организаций в органах внутренних дел в соответствии с требованиями ст. 8, 9, 10 ФЗ «О полиции» должна быть основана на принципах открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества.

Сотрудник системы МВД России, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан:

1) обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина;

2) принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

3) направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

4) уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения;

5) не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения;

6) обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.

Анализ норм Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» позволяет выделить стадии производства по обращениям граждан.

Стадии производства по предложениям и обращениям:

1) возбуждение производства по заявлению или предложению;

2) рассмотрение заявления, предложения и принятие по нему решения;

3) исполнение решения по заявлению.

Стадии производства по рассмотрению административных жалоб:

1) возбуждение производства по жалобе;

2) рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

3) обжалование вынесенного решения;

4) исполнение решения, вынесенного по жалобе.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте элементы, составляющие систему источников административного права.

2. Какие виды объекта административного права могут быть выделены?

3. Перечислите обязательные признаки субъективной стороны административного правонарушения.

4. Как могут быть классифицированы субъекты административного производства?

5. Какие административные наказания могут быть назначены в качестве дополнительных?

6. Какими принципами характеризуется административный процесс?

7. Назовите основные стадии административного процесса.

8. В чем заключается порядок рассмотрения обращений граждан?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: