Как они вытекли уже у авторов вашего учебника.




- Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ.

- Каким и как изображен Акакий Акакиевич? Отвечая на этот вопрос, отметьте особенности портрета, речи, имени героя; особое внимание обратите на то, чем герой занимался по долгу службы и как относился к своей работе.

- Согласны ли вы с исследователем, утверждающем, что в Акакии Акакиевиче «можно увидеть предельное унижение, подавленность, неспособность кроме переписывания что-либо делать, можно говорить об узости кругозора»? Обоснуйте свою позицию.

- Какова главная идея повести? Какую роль для понимания этой идеи играет образ молодого чиновника, которому «среди самых веселых минут представлялся низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»? Как с идеей повести связаны слова Евангелия: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.»?

 

-Какова роль образа портного, который деньги за шитье взял самые малые, зато, вручив бережно шинель, шел тайком за Акакием Акакиевичем, чтобы еще раз полюбоваться на свое творение?

 

-Какую роль в сюжете и идейном содержании повести играет сцена визита Акакия Акакиевича к значительному лицу? Почему Гоголь вводит подробное описание поведения значительного лица, выделяет особенности его речи, но не дает его имени?

-От чьего лица ведется повествование? Меняется ли отношение повествователя к герою на протяжении повести? Обоснуйте свою точку зрения.

- Каков смысл финала повести? Дайте развернутый ответ на вопрос.

 

 

Сюжет и социальная проблематика повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Жанр «Шинели» - социальная повесть, сюжет произведения построен на остром социальном конфликте, который организуется, с одной стороны, изображением бездушной государственной чиновничьей машиной и показом жизни мелкого, бедного чиновника – с другой. События повести происходят в Петербурге, столице государства, большом городе, поэтому повесть также называется петербургской, поскольку в ней получает развитие тема Петербурга, ставшая распространенной в творчестве русских писателей. Так, Пушкин назвал «петербургской повестью» поэму «Медный всадник» (1833). Тема Петербурга появилась в русской литературе как осознание нового явления в русской жизни: город наперекор природе построенный на топких берегах Невы, город, созданный по образцу западноевропейских городов, город, за короткое время занявший наравне с Москвой ключевое место в истории русского народа и российского государства.

Тема маленького человека, основоположником которой был Пушкин и которую развивал Гоголь в 1830-е годы, приобрела в «Шинели» новое звучание и осмысление. Вслед за Пушкиным, Гоголь выводит на передний план личность человека, показывая его душевные страдания, однако изображает маленького человека иначе: если у Пушкина образ Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» создается как образ человека бедного и униженного, но исполненного достоинства игордости, то образ Башмачкина Гоголь рисует как человека забитого и безропотного, в сгущенной атмосфере деталей, «тине мелочей», по словам писателя, обнажающих жалкую жизнь героя. Именно эту разницу в героях Пушкина и Гоголя увидел другой «маленький человек», бедный чиновник из романа в письмах Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин, сопереживавший Вырину и оскорбившийся за Башмачкина, без труда распознав в них свой портрет, только описанный с разных ракурсов. Различие между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем Башмачкиным отражает особенности пушкинского и гоголевского направлений в русской литературе.

Гоголь намеренно сгущает характеристики при описании Акакия Акакиевича, стремясь изобразить окружающую героя жизнь и его самого как проявления как можно более ничтожной действительности. Например, когда героя при рождении окрестил, «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», или насмешки молодых чиновников, которые «рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории», «сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом», или «особенное искусство» героя «поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали, и всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор». Подобных характеристик в произведение много, так как целью Гоголя является максимально тщательное и подробное описание героя и его жизни. Показателем того, что автор старается во всех возможных случаях усилить негативное впечатление от действительности у читателя или более отчетливо выразить свою мысль, выступает частица «даже» как необходимы элемент частого у Гоголя приема градации. Вот как Гоголь показывает приверженность Акакия Акакиевича своему делу, рассказывая о том, что делал герой после обеда, вернувшись домой: «Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал <…> даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист <…> или даже, когда не о чем говорить <…> словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, - Акакий Аккий не предавался никакому развлечению». Подсчитано, что слово «даже» употребляется в тексте повести 73 раза.

Подробно также описывается в повести мир чиновников, сослуживцев Акакия Акакиевича, мелких служащих, таких как сторожа, или начальство, среди которого выделяется фигура «значительного лица», и весь «чиновный народ». Гоголь был хорошо знаком с миром чиновников, поскольку сам в начале своей жизни в Петербурге служил в департаменте. Общий мотив при описании этого мира у Гоголя – обезличивание, поэтому так выразителен скрытый прием оксюморона, если вдуматься в то, что Гоголь называет обезличенного персонажа, генерала-чиновника «значительным лицом». Все понятное, простое и человеческое забывается в этом мире, поэтому Гоголь приводит в повести случай, когда молодой чиновник услышал в словах Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - другие слова, проникнутые нравственно-религиозным, гуманистическим пафосом: «Я брат твой». Помимо чиновников, тщательно выписана Гоголем в повести картина петербургского люда – это второстепенные персонажи портной Петрович и квартирная хозяйка Башмачкина, эпизодические персонажи, такие как будочники, частный пристав, доктор и другие. Для более глубокого понимания смысла произведения необходимо рассмотреть отношения двух пар героев: Акакий Акакиевич и Петрович и Акакий Акакиевич и Значительное лицо. Интересно, что объединяет двух персонажей предметно-бытовая художественная деталь – табакерка Петровича «с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки».

 

- Каков жанр повести «Шинель»?

- Охарактеризуйте своеобразие конфликта повести.

- Чем различаются пушкинское и гоголевское направления в литературе?

- Расскажите, какие художественные средства использует Гоголь для того, чтобы усилить негативное впечатление от действительности.

- Какую роль в повести играет прием обезличивания? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста повести.

- Раскройте роль второстепенных и эпизодических персонажей в повести. При ответе не только опирайтесь на примеры, приведенные в прочитанном вами тексте, но найдите и другие подтверждения вашей точки зрения.

- Какова роль художественной детали в повести «Шинель». Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

 

Главный герой и нравственная проблематика повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин – изображен Гоголем как типичный представитель бедного чиновничества и маленький человек полно и убедительно. Несправедливость и жестокость по отношению к герою социального мира вызывает негодование и глубокое сочувствие к герою. Существовала и иногда возникает точка зрения, что автор неправ, вызывая сострадание к убогости и безответности Акакия Акакиевича, что, мол, нужно обращаться к читателю с целью зажечь его на протест и борьбу с угнетателями. Такова была, например, позиция революционно настроенного критика Чернышевского в статье «Не начало ли перемены?» (1861). Резкое неприятие социального зла, безусловно, верная и честная реакция на угнетение человека, и повесть дает к ней основание. При этом следует обратить внимание на то, что идеи произведения выходят за пределы обличения социальных пороков и касаются общечеловеческих нравственных проблем.

В повести есть глубинный слой идей, и социальный конфликт служит надежной основой для его проявления. С одной стороны, Акакий Акакиевич – задавленный жизнью мелкий чиновник, с другой – до решения пошить новую шинель он вел жалкий, на наш взгляд, образ жизни, влачил вялое, бессмысленное существование, а для себя он был полноценным и счастливым, более чем кто-либо, человеком. Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин. В этом сказался высокий гуманизм Гоголя и высказалась христианская истина, что человек ценен своей бессмертной душою, а не положением в социальном мире. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».

Итак, все, что делало героя жалким и ничтожным, может быть увидено с другой стороны. Например, шутливое, почти насмешливое, замечание, что «он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» означает и то, что Акакий Акакиевич находится на предназначенном ему месте, что так редко бывает с людьми. Заметим, что он безропотно терпит издевательства молодых сослуживцев, пока они не толкают его под локоть, «мешая заниматься своим делом». А как высока характеристика, данная автором отношению героя к службе: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». Неспособность Акакия Акакиевича выполнить другую, более сложную работу, чем переписывание, говорит вовсе не о том, что он безнадежно бездарен, а о том, что находится на своем месте, выполняет свою работу, на которой достиг своего мастерства и предела. Нелепость Акакия Акакиевича, проявляющаяся, скажем, в том, что он вечно уносит на шляпе арбузные и дынные корки, можно понять так, что он их уносит вместо нас – он один из тех людей, кто вечно за всех выполняют роль козла отпущения. И ел Акакий Акакиевич то, «что ни посылал Бог на ту пору», и опять принимался за переписывание бумаг, потому что любимое дело – лучший отдых для души, и «ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Таким образом, если ориентироваться на житийный канон, то Гоголь использует его структуру, то есть показывает рождение, наречение, предзнаменование, в дальнейшем благочестивую жизнь, исполненную смирения, послушания и служения.

Прерывает безмятежную жизнь Акакия Акакиевича жестокий петербургский мороз: герой оказывается перед выбором между болезнью и возможной смертью и изменением тока своей жизни. Положение Акакия Акакиевича вызвано реальной причиной и материальными обстоятельствами. Эта сюжетная ситуация носит реалистический характер, а повесть «Шинель» произведением реалистического стиля. Однако вместе с тем в нравственно-религиозном плане это ситуация искушения. Портной Петрович отказывается починить старый «капот» Акакия Акакиевича, и тот решается пошить новую шинель. Это полностью меняет жизнь героя и изменяет его самого – привычки, поведение, волю. Итог этой перемены оказывается роковым для Акакия Акакиевича: шинель появляется в его жизни, словно в результате какого-то злого фокуса. Вспомним, как портной принес ее Акакию Акакиевичу, будто бы он фокусник: Петрович «вынул ее из носового платка, в котором ее принес; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления».

В жизни Акакия Акакиевича шинель была только один день, как мираж, наваждение. В те же месяцы, когда Петрович шил ее, она представляла собой твердую цель, едва ли не более реальную вещь, чем в действительности. Гоголь, рассказывая об этом, задает читателю два вопроса: не является ли процесс достижения цели ценнее для нас, чем сама цель, и не оказывается ли цель, которая заставляет нас изменить себе, ложной и гибельной. Не случайно, слова таинственного грабителя на «бесконечной площади» прозвучали «громовым голосом»: «А ведь шинель-то моя!» Складывается чувство в этой трагической для героя истории, что бедному чиновнику не суждено было иметь новую шинель. Так трагедия реальной, социальной жизнистановится у Гоголя и поучением об искушении, которое безжалостно поджидает человека, вторгается в нее и убивает.

 

- Какую роль в воплощении идейного содержания повести играют присущие ей элементы житийного жанра?

- Как и с какой целью в повести соединяются драматизм и юмор?

- Найдите в прочитанном вами тексте ответ на вопрос: какие философские проблемы отражены в повести «Шинель»?

- Докажите верность утверждения, что «Шинель» -- реалистическое произведение.

 

Стиль повести «Шинель»

Повесть «Шинель» - реалистическое произведение, однако реализму основной части противоположны по стилю заключительная часть повести: она написана в фантастическом и мистическом плане. В ней появляется привидение, отбирающее шинели, - образ потусторонний, а сам прием кажется заимствованным из насыщенных ужасами готических романов начала XIX века. Эта часть находится в резком стилевом противоречии со всей повестью и может восприниматься как художественная ошибка Гоголя, если бы не два обстоятельства. Во-первых, события, излагаемые в фантастическом окончании, нельзя понимать буквально, как происходившие в действительности, поскольку они приводятся в повести не в роли продолжения реального сюжета, а выражают мысль автора. Во-вторых, таинственность, присутствие другого мира ощущаются в основной части повести: это и элементы жития, и образ Петровича, и табакерка со стертым лицом какого-то генерала, и грабитель с «громовым голосом».

Заключительную часть повести можно было назвать посмертием Акакия Акакиевича, хотя отождествлять образ главного героя и фигуру привидения неправильно, поскольку для Гоголя важно не фантастическое совпадение, а идея. Поэтому автор изображает его по-разному: иногда привидение «мертвец в виде чиновника» и департаментский служащий узнает в нем Акакия Акакиевича, то оно напоминает значительному лицу о своей шинели, а в конце оно кажется будочнику «гораздо выше ростом» и «носит преогромные усы». Эти детали показывают большую роль автора-повествователя в произведении: комментарий, отношение, оценка присутствуют едва ли ни в каждом фрагменте повести. Автор постоянно разговаривает с читателем или прямо обращаясь к нему, или посредством подробного со множеством отступлений рассказа, юмора, пафоса и других речевых средств.

Идея автора состоит в следующем: Акакий Акакиевич при жизни был незлобивым, тихим человеком, незаметно и честно проходящий свой путь на земле. Он умирает от ужасной несправедливости в ропоте, что противоречит всей его прежней жизни. И привидение, отнимающее шинели, - вовсе не месть жестокому миру и даже не высокое возмездие, благодаря чему Акакий Акакиевич может обрести покой после смерти. Похищение шинелей – это восстановление справедливого порядка среди людей, так как шинель представляет собой символ жизни: у каждого человека, как его тело, должна быть шинель. У Акакия Акакиевича она была отнята, и он должен ее найти.

 

- Как фантастический финал повести связан с реалистической по стилю основной частью?

- Какова роль автора-повествователя в повести? Сформулируйте авторскую позицию.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ

Смешное и трагическое в произведениях Гоголя.

Фантастическое и реальное в творчестве Гоголя.

Образ «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя и Достоевского.

Конференция: «Человек у Гоголя, такой материальный и примитивный, явился таинственным и проблемным, каким он не был в нашей литературе до Гоголя».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: