Теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения




ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Девиантное поведение (от лат. deviatio - уклонение) - отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм - как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представление о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи свое представление о девиации. В социальных группах - то же. То, что в одной группе - норма, в другой может быть девиацией.

Делинквентное поведение - преступное поведение (убийство, воровство и т.п.). Девиантное поведение - относительно, делинквентное - абсолютно по отношению к законам страны.

Аддиктивное поведение (англ. «addiction» - склонность, пагубная привычка) – поведение, связанное с употреблением наркотиков или их оборотом.

Патология – наиболее серьезные случаи отклонения от социальных норм поведения.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, т.к. выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия - такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные.

Роберт Мертон и ряд исследователей аномии ввели понятие аномичный индивид (аномик), рассматривали его социально-психологические характеристики. Можно говорить об аномии как свойстве личности. Аномики - индивиды, находящиеся в состоянии аномии, влияющие на поведение других членов группы или организации. Для них свойственно не признавать стратификационную систему и поэтому свойственно участие в анархических мятежах, бунтах, склонность к терроризму, насилию, либо, наоборот, уход от активной деятельности, подчинение (конформизм). Напротив, хорошо интегрированная личность чувствует себя обязанной жить соответственно ожиданиям, связанным с определенными ролями. Такая личность должна признавать статус других в стратификационной системе, в том числе статус тех лиц, которые стоят выше нее.

В условиях “аномичного” общества возникают социальные движения, обычно лишенные позитивной программы и новой системы ценностей и реализующие лишь негативные, разрушительные тенденции.

Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант.

Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов. Однако подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

невозможность «искоренить», «ликвидировать» девиантное поведение и отдельные его виды.

Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивация (повышенное стремление к успеху, славе). Однако личные качества и способности могут проявиться лишь в соответствующей социальной среде, благоприятной для их развития (у бедуина могут быть выдающиеся математические способности, но они не будут востребованы).

Причинами культурно осуждаемых отклонений также могут стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения.

 

Теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения

Тип объяс-нения Теория Основная идея
Биоло-гическое Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо) «Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб. Преступник – скорее больной человек, чем виновный.
Строение тела (Шелдон) Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации, (например, мускулистое, стройное тело).
Психо-логи-ческое Психоаналити-ческая теория (Фрейд) К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации.
Социо-логиче-ское Аномия (Дюркгейм) Девиация происходит вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей.
Аномия (Мертон) Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами.
Социальная дезорганизация Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
Теория стигматизации (клеймения) Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.
Культурологи-ческие теории Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ.
Теория дифференциальной связи (Сатерленд) Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: