Девиантное поведение личности
Программа специальной дисциплины
Стандарт СД
Екатеринбург
- Введение
Цель дисциплины
рассмотрение основных теоретических наработок в анализе проблемы социальных отклонений, а также изучение выделившихся в практике подходов к коррекции девиантного поведения.
Задачи дисциплины
- рассмотрение биологических и социокультурных детерминант отклоняющегося поведения;
- исследование психологических механизмов девиантного поведения;
- систематизация знаний об основных видах отклоняющегося поведения;
- подготовка студентов к работе по диагностике и психокоррекции девиантного поведения личности;
- привлечение внимания студентов к проблемам девиантологии, стимулирование развития научно-практических интересов студентов в данном направлении.
Требования к уровню освоения содержания курса
- студент должен знать основные теоретические наработки в области психологических
аспектов девиантного поведения;
- ориентироваться в различных психологических концепциях, объясняющих феномен девиантного поведения личности;
- понимать предпосылки и причины девиантного поведения личности;
- уметь анализировать тенденции в динамике девиантности и конкретные проявления девиантного поведения;
- иметь представление об основных целях, методах и принципах психологической коррекции девиантного поведения.
I. Содержание курса
1. Разделы курса, темы, их краткое содержание
Раздел 1. Понятие девиантного поведения и основные подходы к его исследованию.
Понятие девиантного поведения. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Соотношение понятий «социальная норма» и «девиантное поведение». Признаки девиантного поведения. Исследование психологических механизмов девиантного поведения в истории психологии: экзистенциально-гуманистический поход, психоаналитические концепции, бихевиоризм. Копинг-стратегии как показатель адаптационных возможностей индивида. Биологическое объяснение девиантности. Социокультурные исследования девиантного поведения.
|
Раздел 2. Девиантное поведение как следствие нарушений процесса социализации индивида
Макросредовые, микросредовые и индивидуально-психологические факторы девиантного поведения личности. Проблема стихийности и целенаправленности социализации: воспитание, обучение, случайные социальные воздействия. Отклонения в стилях воспитания и семейные ситуации, способствующие формированию девиантного поведения. Социализация и предпочитаемая среда общения ребенка. Интериоризация ребенком внешних социальных и групповых регуляторов в процессе социализации. Потребности, интересы и ценности индивида. Социализация и самостоятельность индивида в выборе форм поведения. Девиантный паттерн самореализации. Возрастные и гендерные особенности девиантного поведения.
.
Раздел 3. Девиантная диспозиция поведения
Понятие диспозиции поведения. Структура диспозиционного поведения: установки, мотивация, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная переработка информации, ценностные ориентации. Формирование девиантных установок в детском возрасте. Установка как «пусковой механизм» девиантного поведения. Влияние ближайшего окружения ребенка на формирование аттитюдов.
|
Специфические мотивы девиантных поступков: озлобление, гнев, обида, месть, ревность, ненависть, корыстно-эгоистические и саморазрушительные мотивы.
Эмоциональные проблемы. Эмоциональная напряженность, тревожность и агрессивность как конституирующие признаки девиантного поведения. Волевое и импульсивное поведение личности. Девиантное поведение и самоконтроль.
Раздел 4. Субкультурная принадлежность и девиантное поведение личности
Взаимоотношения культуры и субкультуры в контексте исследования причин девиантного поведения. Понятие контркультуры. Склонность к группированию в подростковом возрасте. Влияние субкультур на формирование личности подростка. Субкультура подростковой дворовой группы.
Феномен «криминального общества». Влияние СМИ на криминализацию массового сознания. Криминальная субкультура. Отношение к труду и социальной активности в криминальной субкультуре. Правило групповой стратификации. Тенденции в динамике криминальной субкультуры.
Феноменология маргинальности. Субкультура беспризорников и бомжей. Гомосексуальная субкультура.
Раздел 5. Классификация видов девиантного поведения.
Тема 1. Делинквентное поведение
Понятие делинквентного поведения. Биологические и социокультурные теории делинквентности. Социальные, микросредовые и индивидуально-психологические факторы формирования делинквентного поведения. Противоправная мотивация. Типы личности делинквентов. Виктимное поведение и насилие. Понятие правового сознания. Мотивация законопослушания.
|
Тема 2. Зависимое поведение
Понятие аддикции. Объекты и формы зависимого поведения. Общность физиологического и психологического механизмов формирования различных видов аддикции. Цикличность зависимого поведения. Признаки зависимого поведения. Факторы, влияющие на формирование аддикции: внешне социальные, субкультурные, семейные, индивидуальные особенности личности. Социально-психологический портрет аддиктивной личности.
Тема 3. Химическая зависимость
Механизмы формирования физической и психологической зависимости. Клинические проявления и психосоциальные признаки химической зависимости. Алкогольная зависимость. Лекарственная зависимость. Табакокурение. Токсикомания. Классификация наркотиков. Легкие наркотики в жизни современной молодежи. Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании в современном обществе.
Стратегии социального воздействия на личность с зависимым поведением: репрессивная, либеральная, рестриктивная (политика ресоциализации, или социально-психологической реабилитации).
Тема 4. Пищевая зависимость
Понятия невротической анорексии и невротической булимии. Нарушение взаимоотношений между ребенком и матерью в раннем возрасте как основная причина пищевых аддикций. Социокультурные причины пищевых аддикций. Факторы, увеличивающие риск формирования нарушенного пищевого поведения: возраст, половая принадлежность, внутрисемейные взаимоотношения, низкая самооценка.
Тема 5. Религиозное деструктивное поведение
Психологические методы воздействия в тоталитарных сектах. Эмоционально-психологическая основа сектантства. Жесткость групповых норм и карательные санкции в сектах. Психологическая зависимость от лидера и организации. Мотивация фанатичного поведения.
Личностные детерминанты повышенной чувствительности к влиянию деструктивных культов: высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, коммуникативные трудности, склонность к самоанализу, к самообвинению в ситуациях неудач и др. Разрушительные последствия вовлечения в деструктивные культы.
Тема 6. Игровая зависимость
Понятие гэмблинга. Факторы, создающие повышенный риск формирования игровой зависимости. Зависимость от азартных игр. Особенности компьютерной зависимости. Признаки игровой зависимости. Возможности Интернет-общения: уход от реальности и принятие роли. Характерные симптомы Интернет-зависимости. Личностные особенности людей, склонных к игровой зависимости.
Тема 7. Девиации сексуального характера
Критерии, разграничивающие патологические и непатологические формы сексуальных девиаций. Характеристика нормы полового поведения. Периоды психосексуального развития. Девиации психосексуального развития. Сексуальные девиации, связанные с нарушением психосексуальных ориентаций по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия), по полу объекта (гомосексуализм), с замещением нормального объекта сексуального влечения (фетишизм, нарциссизм, зоофилия). Сексуальные девиации, связанные с отклонениями в способах реализации сексуальной потребности (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм). Сексуальные девиации, связанные с нарушением идентификации собственного пола (трансвестизм двойной роли и транссексуализм). Рискованные формы сексуально-девиантного поведения: промискуитет, проституция.
Тема 8. Психологический анализ причин и факторов риска суицидального поведения
Понятие суицида. Структура суицида. Типология суицидов. Возрастные и гендерные особенности суицидального поведения. Акцентуации характера и суицидальное поведение. Психологический портрет суицидента. Факторы риска суицидального поведения.
Раздел 6. Диагностика и психокоррекция девиантного поведения личности
Диагностика девиантности. Основные параметры изучения девиантного поведения: психические и психофизиологические расстройства; специфика социальных ситуаций развития; личностные особенности; возрастные кризисы; поведенческие проявления. Основные направления социально-психологической помощи лицам с девиантным поведением: превенция (предупреждение, профилактика), интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Формы и принципы психопрофилактической работы. Задачи социально-психологического воздействия на девиантное поведение личности. Коррекционная помощь на различных этапах сформированности девиантного поведения. Принципы организации и осуществления социально-психологической коррекции. Понятие коррекционной программы. Функции, задачи и методика составления коррекционной программы. Индивидуальная и групповая коррекционная программа. Стратегии психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения (преступность, пьянство, наркотизм, суицид).
Основные подходы к исполнению психологами своих профессиональных функций: воспитательный, фасилитативный, корригирующий.