ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ




ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам или ценностям.

Девиантное поведение (по Клейбергу Ю.А.) – это специфический способ изменения социальный норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п. При этом девиантные действия выступают:

- в качестве достижения значимой цели;

- как способ психологической разрядки, замещение блокированной потребности и переключения деятельности;

- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

В последнем случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:

- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;

- кратковременность реакций с критическим выходом;

- недифференцированная направленность реагирования;

- высокий уровень готовности к девиантным действиям.

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

а) индивидуальный - биологический и индивидный уровни человека, куда включены физическое здоровье, особенности строения тела и протекание психофизиологических процессов, темперамент и т.д.

б) психологический – личностные свойства человека, его характер, система ценностей.

в) педагогический - особенностишкольного и семейного воспитания;

в) семейный ( ближайшее окружение ) – экономический, культурный, образовательный, религиозный статус семьи, ее состав, традиции и личностные особенности членов;

г) социальный – экономические, политические, культурные, религиозные и политические условия общества.

ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Существует два вида девиантного поведения - позитивное и негативное.

 

К позитивной девиации относится:

1. ТВОРЧЕСТВО В психологии развивалось два направления, изучающие проблему творчества: первое связанос рассмотрением процессов воображения, интуитивного мышления, способностей, экстаза и вдохновения, влияния бессознательного, особенностей бессознательного творчества (во сне) и т.п. Второе связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т.д.

 

К негативной девиации относится:

 

1. ПОБЕГИ ИЗ ДОМА И БРОДЯЖНИЧЕСТВО Побеги и бродяжничество преимущественно случаются в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14-15 лет уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без видимых очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации.

2. СТРАХИ И НАВЯЗЧИВОСТИ Возникновение различных страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью.

Нередко тревожно-навязчивое ожидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.

У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Страх заразиться инфекционной болезнью сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду самозапретов (например, ходить в кино или смотреть телевизор по определенным дням, не садиться в общественный транспорт, у которого в номере имеется определенная цифра и т.п.). Нередко у подростка появляются определенные ритуалы (например, чтобы на контрольной или экзамене получить хорошую отметку, следует не менять одежду, или не принимать душ в течении нескольких дней, или чтобы избежать конфликта с учителями и одноклассниками, нужно пойти в школу по определенному маршруту и т.п.) и ритуальные предметы («счастливая ручка», обереги). Возможны и навязчивые мысли, навязчивый счет, повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний.

В старшем подростковом возрасте могут появиться и дисморфофобия (необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих). Этот феномен встречается преимущественно у девочек.

Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведения и мышления. Такому подростку свойственно уединение, чтобы не быть предметом внимания, он избегает контактов со сверстниками; в школе старается сидеть на задней парте, очень неохотно выходит к доске. Иногда, чтобы прикрыть воображаемый дефект лица, отращивает длинные волосы, носит рубашки с высоким воротником.

3. ВАНДИЛИЗМ И ГРАФФИТИ

Вандализм – одна из форм разрушительного поведения чел-ка. Это преимущественно мужской феномен, который свойственен молодым людям, не достигшим 25 летнего возраста. Пик вандализма приходится на 11-13 лет.

В зависимости от доминирующего мотива разрушения (по С.Коэну) выделяют:

1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения – материальная выгода.

2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения др. целей (например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара).

3. Идеологический вандализм. Разрушение носит социальные или политические цели, а объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл.

4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.

5. Вандализм как игра. Это распространенная разновидность детского разрушения рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости.

6. Злобный вандализм. Представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.

По другой классификации (Д.Кантер) называются другие причины:

1. Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом.

2. Скука. Причина – желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

3. Исследование. Целью разрушения служит познание (любопытство, желание понять, как работает система, - в детском возрасте).

4. Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

5. Экзистенциональное исследование. Вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе.

Наименее тяжким по сравнению с вандализмом, проявлением девиантности является граффити. По данным американских исследователей, в 1970 г. ущерб, нанесенный граффити станциям и вагонам метро Нью-Йорка, оценивался в 250 тыс. долл., в 1974 г. – в 2 млн. долл.; в 1989г. округ Лос-Анжелес, города Нью-Йорк и Сан-Франциско потратили на борьбу с этим явлением соответственно 50,55 и 2 млн. долларов.

Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окружающей среды. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Кроме того, ощущение беспорядка и упадка понижает порог сдерживания от деструктивных действий, а это, в свою очередь, увеличивает вероятность дальнейших разрушений.

В то же время граффити выполняет и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Они являются способом выражения установок, конфликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых.

 

Виды граффити. Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов. Различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относятся надписи в туалетах, на стенах общественных мест, столах, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов.

Рассматривая феномен городских надписей, М.Кокорев выделяет три вида. Первый - содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второе - разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные клыки или усы, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи в стиле «хип-хоп» и принадлежащие соответствующей молодежной субкультуре. Они выполнены чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид - динамические росчерки - автографы, украшенные различными символами (крестами, коронами, звездами, стрелами).

Следует также отметить, что граффити известно с древнейших времен, начиная с Вавилонского царства. Существующие эмпирические классификации граффити, обнаруженные в культовых сооружениях Киева подразделяют их на: 1) благожелательные (начинаются словами «Господи, помози…»); 2) поминальные; 3) в память об общественных событиях; 4) автобиографические; 5) относящиеся к фрескам и связанные тематикой храмовых росписей; 6) рисунки-кресты, магические знаки, изображения святых. Таким образом, граффити являясь отражением эмоциональных переживаний и являясь специфичной коммуникацией, меняет свою форму и тематику в зависимости от уровня развития общества.

Многочисленные исследования граффити, обнаруженных в общественных туалетах, говорят о том, что они сосредоточены на следующих темах: автографы, секс (сексуальные желания, переживания, комментарии), романтические отношения (выражения чувств к противоположному полу, не имеющие сексуального оттенка), оскорбления и грубые слова, наркотики, политика, религия, национальные отношения, философские изречения, юмор.

Мотивы рисовальщиков. Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п. передают чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к той или иной группе, приверженность к определенному стилю жизни.

Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которые подразумевают высокую степень риска в момент исполнения.

Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов, символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Как отмечает Эйбл (1997), надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях – поведенческом, вербальном и лингвистическом. Причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции к социальным институтам.

Злобные реакции. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и др. социальных групп, субкультур, социальных институтов. Подобные граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощрены по стилю. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет не только средство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид.

Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто отражают сексуальные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности является важным мотивом детской граффити. Так при изучении граффити в туалетах начальных школ, где учатся дети 6 – 11 лет, было обнаружено, что более половины связано с сексуальной тематикой: комментарии по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов, рекомендации, выражения сексуальных желаний, изображения гениталий. По мнению авторов (Лукка, Пачеко;1986), посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям.

Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирических исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, рисование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: