Исследовательская работа
«Формула счастья»
Автор работы: Селезнева Алиса Андреевна
Ученица 4 «а» класса
МБОУ «Новосокольническая СОШ»,
Года рождения
Руководитель:
Попова Марина Анатольевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Новосокольническая СОШ»
Г. Новосокольники,
Год
Оглавление
Введение.............................................................................................................. 3
Что такое счастье? Что делает человека счастливым?........................ 4
В чем же заключается счастье для православного христианина?.... 5
3. Заповеди блаженств……………………....................................................... 6
Наш путь к счастью...................................................................................... 7
Заключение........................................................................................................ 8
Список использованной литературы............................................................. 9
Введение.
«Счастье в нас, а не вокруг да около» (Русская народная пословица)
Счастье… Мы часто произносим это слово и не задумываемся о его происхождении и значении. Если у кого-то случается беда, то мы говорим, что этот человек несчастлив. Если кто-то выигрывает в лотерею, то мы говорим «Вот счастье-то привалило» или «счастливая рука». Мы желаем счастья, когда находимся на Дне рождения или на другом празднике.
Кто не хочет быть счастливым? Таких людей я не знаю. Однажды, подписывая очередную открытку, я задумалась о том, а что же такое счастье, существует ли «формула счастья»?
Мне вспомнились самые счастливые минуты моей жизни. Я так ждала куклу, и вот мне ее подарили. Сколько же было радости! А как прекрасна была поездка на море! Сколько прекрасных моментов она мне подарила! В 2013 году я выиграла конкурс в музыкальной школе, как же я тогда радовалась! Все эти вещи сделали меня счастливой, но не надолго… Счастливые моменты чем-то похожи на мыльные пузыри: такие же красивые, но и так же быстро исчезают. И не заметишь, как то, что делало тебя счастливым, лопнет, как мыльный пузырь. Что же такое истинное, а не мимолетное счастье?
|
Каждый человек стремится к счастью, но далеко не все понимают, что для этого нужно делать. Действительно, разве нас кто-то учил этому? Наши родители, как правило, сами не очень-то понимают что это такое, в школе этому не учат… НО! Недавно на уроке ОРКиСЭ мы изучали тему «Заповеди блаженств». Блаженство – это счастье. Значит, у православных христиан свое представление о счастье и существуют даже специальные заповеди, которые Иисус Христос дал людям, чтобы они были счастливы. Так в чем же заключается счастье для православного христианина? Неужели существуют правила, следуя которым можно достичь счастья?
Целью моей работы выяснить, какова формула счастья для православного христианина.
Я поставила перед собой задачи:
1. Провести анкетирование среди учащихся 4 – 5 классов нашей школы.
2. Проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся 4-5 классов.
3. Рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье».
4. Рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля;
5. Выразить при помощи рисунков отношение одноклассников к понятию «счастье».
6. Провести беседу с православными христианами нашего города.
7. Используя социальные сети, провести интервью с православными христианами, живущими в других городах и странах.
|
8. В ходе анализа ответов, а также других информационных источников (Библия, Интернет, учебник «Основы православной культуры» А. В. Кураева) выяснить, каковы составляющие «формулы счастья» для православного христианина.
9. Создать сайт «Формула счастья».
Гипотеза работы: я предположила, что православные люди понимают значение счастья каким-то особым образом.
В процессе работы мною были использованы следующие методы исследования:
1. Наблюдение
2. Сбор необходимой информации
3. Эксперимент, который включал в себя:
а) интервьюирование одноклассников и взрослых;
б) анкетирование;
г) графическое отражение результатов в виде рисунков детей.
4. Анализ, обобщение полученных данных.
Что такое счастье? Что делает человека счастливым?
Свое исследование я начала с работы со словарями. Прежде всего, я обратилась к толковому словарю Ушакова и узнала, что «счастье – это состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью». Существительное счастье - древнее слово. В русских текстах слово «съчастие» появилось в конце XV века, в значении, близком к понятию «участия».
В словаре В. И. Даля я нашла следующую информацию о происхождении слова: "со-частье, доля, пай". Получается, что счастье – это соучастие.
Было очень интересно узнать, что думают о счастье мои ровесники. Я провела опрос среди учеников 4 – 5 классов нашей школы.
Я задала всего один вопрос: «Что такое счастье?» и опросила 70 ребят. (Приложение 1) Как я и ожидала, ответы оказались достаточно разнообразными. Большинство ребят считали так:
|
Счастье – это радость – 18 человек
Счастье – это любовь – 11 человек
Счастье – это самое главное в жизни – 9 человек
Счастье – это крепкая дружба – 7 человек
Для других счастье – это когда сбываются мечты, что хорошее, взаимопомощь, духовное богатство, добро, везение. Для некоторых счастье – это, когда тебе все можно. Таким ребятам, я бы посоветовала подумать, счастливы ли они будут, если не только они, но и с ними будут делать, все, что захочется.
Больше всего мне запомнились следующие ответы:
«Счастье – это когда радуются люди и рождаются дети. Счастье – это возвращение русских воинов-победителей в 1945 году».
«Счастье можно дарить другим людям. Когда ты счастлив, у тебя хорошее настроение, ты можешь поделиться с другими».
«Когда ты сделаешь другому человеку что-то приятное, то это счастье».
«Счастье – это когда человек доволен тем, что он имеет».
«Счастье – это лучшее чувство в мире»
«Счастье – это когда душа поет».
«Счастье – это точно не богатство. Счастье – когда рядом находятся твои родители, твоя семья».
Но был и противоположный ответ:
«Счастье – это деньги. Кто скажет, что нет, тот не прав. Счастье можно купить».
А разве счастье продается? Где? В каком супермаркете? И какова цена этого счастья? В чем оно измеряется? В килограммах, в метрах, в объемах, литрах? Счастье – это состояние души.
Один мальчик ответил мне так: «Я из-за тебя трачу свое время. Ты что сама не знаешь, что такое счастье?» Я задумалась, а знаю ли я, что такое счастье и поняла, что пока не могу дать ответ на этот вопрос. Значит, я не зря начала работу над данным исследованием.
Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства четвероклассников и пятиклассников (18 человек) ассоциируется со словом «радость». А что может радовать человека?
Я попросила одноклассников выразить свое отношение к счастью при помощи рисунков. Они нарисовали рисунки на тему «Что радует человека и делает его счастливым?» (Приложение 2) Я была удивлена, что большинство моих одноклассников, не сговариваясь, нарисовали одно и то же – свою семью. Их этих работ я создала слайд-шоу «Вот оно, счастье!» (Приложение 3)