Оригинальные нормативные таблицы Л. Бендер не способны отразить все значимые для интерпретации результатов моменты. Кроме того, не всегда удобно хранить и приводить полученные данные в виде изображений или подробных протоколов, иногда также возникает нужда в интегральной численной оценке качества выполнения теста. В силу этих причин возникла потребность в разработке процедур стандартизированной оценки качества выполнения гештальт-теста. Таких процедур было предложено несколько. В настоящем руководстве приводится дополненная и модифицированная нами система аналитической балльной оценки, впервые описанная Свинярским и Цесельским. Следует, однако, учитывать, что система балльной оценки может быть использована лишь при достаточно сформированной «гештальт-функции», когда каждая воспроизведенная ребенком фигура отчетливо соотносится с оригиналом, что не всегда верно для детей младшего возраста или имеющих задержку психического развития. Рекомендуется использовать систему балльной оценки для испытуемых старше 7 лет.
СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
Каждый рисунок оценивается по трем параметрам:
1)выполнение углов (исключение составляет Фигура 2);
2) ориентация элементов;
3) взаимное расположение элементов.
Фигура А
Выполнение углов:
0 баллов — четыре угла прямые
2 балла — углы не прямые
3 балла — фигура значительно деформирована
4 балла — форма фигуры не определена
Ориентация:
0 баллов — фигуры расположены горизонтально
2 балла — ось, вдоль которой расположены фигуры, наклонена, но не более чем на 45 градусов, или не проходит через центр ромба
5 баллов — «ротация» — композиция фигур развернута на 45 градусов или больше
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — фигуры соприкасаются точно в соответствии с образцом
2 балла — фигуры почти соприкасаются (зазор не более миллиметра)
4 балла — фигуры пересекаются
5 баллов — фигуры значительно расходятся
Фигура 1
Ориентация:
0 баллов — точки расположены вдоль горизонтальной прямой
2 балла — паттерн несколько отклоняется от горизонтали или прямой линии
3 балла — множество точек представляет собой «облако»
3 балла — «ротация» — точки расположены вдоль прямой, которая, однако, отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — точки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или организованы в пары
2 балла — точек существенно больше или меньше, чем на образце
2 балла — точки воспроизведены как маленькие кружочки или черточки
4 балла — точки воспроизведены как крупные кружки или пунктирная линия
Фигура 2
Ориентация:
0 баллов — все колонки сохраняют правильный наклон
2 балла — от одной до трех колонок не сохраняют правильной ориентации
3 балла — более трех колонок имеют неправильную ориентацию
4 балла — рисунок неполный, то есть воспроизведено шесть или менее колонок или колонки состоят из двух элементов вместо трех
4 балла — не сохранены уровни, одна или несколько колонок сильно выступают вверх или «провалены» вниз (так что средний кружок одной колонки находится на уровне верхнего или нижнего другой)
5 баллов — «ротация» — вся композиция развернута на 45 градусов или больше
5 баллов — «персеверация» — общее число колонок больше тринадцати
Взаимное расположение элементов:
Условия:
а) горизонтальное расположение рядов кружочков
б) равное расстояние между элементами
в) три кружка в каждой колонке лежат на одной прямой
0 баллов — все условия выполнены
1 балл — два условия выполнены
2 балла — кружочки соприкасаются или пересекаются более чем в одной колонке
3 балла — выполнено одно из условий
5 баллов — два условия выполнены
добавляется 2 балла, если вместо кружочков нарисованы точки или черточки
Фигура 3
Выполнение углов:
0 баллов — воспроизведены три угла
2 балла — воспроизведены два угла
4 балла — воспроизведен один угол
5 баллов — отсутствие углов
Ориентация:
0 баллов — ось, соединяющая вершины трех углов, горизонтальна
2 балла — ось наклонна, но менее чем на 45 градусов
2 балла — вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезков
4 балла — вершины углов соединяются ломаной из трех отрезков
4 балла — вершины углов соединяются наклонной ломаной линией, состоящей из двух отрезков
5 баллов — «ротация» — поворот всей композиции не менее чем на 45 градусов
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — соблюдается увеличение числа точек от угла к углу
2 балла — вместо точек воспроизведены кружочки или черточки
3 балла — «выпрямление», то есть один или два ряда образуют вертикальную линию вместо угла
4 балла — нарисован дополнительный ряд
4 балла — нарисована линия вместо ряда точек
4 балла — рисунок неполон, то есть отсутствует ряд точек
5 баллов — «инверсия» —изменение направления углов
Фигура 4
Выполнение углов:
0 баллов — углы правильные и две дуги одинаковые
2 балла — один угол или одна дуга не получились
3 балла — два угла или две дуги, или один угол и одна дуга не получились
4 балла — только один угол и одна дуга удались
Ориентация:
0 баллов — ось, пересекающая дугу, образует угол 135 градусов с прилегающей стороной квадрата
2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация
2 балла — асимметрия дуги
5 баллов — ротация дуги, если ось образует угол 90 градусов или меньше
5 баллов — ротация, если основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали или дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места
10 баллов — основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали, и дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — фигуры правильно соприкасаются
2 балла — фигуры слегка расходятся
4 балла — плохая интеграция, если фигуры пересекаются или отдалены друг от друга
Фигура 5
Выполнение углов:
0 баллов — угол правильный, дуга симметричная
3 балла — угол значимо отличается от образца
Ориентация:
0 баллов — линия касается дуги под правильным углом в месте, соответствующем образцу
2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация
2 балла — нарушена симметрия дуги
5 баллов — «ротация» —композиция повернута на 45 градусов или более
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — линия касается дуги, число точек соответствует образцу
2 балла — линия не прямая
2 балла — воспроизведены кружочки или черточки вместо точек
4 балла — воспроизведена линия вместо ряда точек
4 балла — линия пересекает дугу
Фигура 6
Выполнение углов:
0 баллов — синусоиды выполнены правильно, отсутствуют острые углы
2 балла — синусоиды воспроизведены как гирлянды или последовательность полудуг
4 балла — синусоиды воспроизведены как прямые или ломаные
Ориентация:
0 баллов — синусоиды пересекаются в правильном месте под углом, соответствующим образцу
2 балла — синусоиды пересекаются под прямым углом
4 балла — линии не пересекаются вовсе
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — количество волн обеих синусоид соответствует образцу
2 балла — количество волн наклонной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце
2 балла — количество волн горизонтальной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце
4 балла — на рисунке воспроизведено более двух отдельных линий
Фигура 7
Выполнение углов:
0 баллов — все углы (по 6 в каждой фигуре) выполнены правильно
2 балла — отсутствует один угол
3 балла — отсутствует более одного угла
4 балла — лишние углы, то есть более 6 в фигуре
5 баллов — «деформация» — фигуры неопределенной формы
Ориентация:
0 баллов — ориентация обеих фигур правильная
2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация
5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть два угла наклонной фигуры находятся внутри вертикальной, а один угол вертикальной фигуры находится внутри наклонной
2 балла — пересечение не совсем правильное
3 балла — одна фигура лишь соприкасается с другой
4 балла — пересечение неправильное
5 баллов — фигуры отдалены друг от друга
Фигура 8
Выполнение углов:
0 баллов — все углы выполнены правильно
2 балла — отсутствует один угол
3 балла — отсутствует более одного угла
4 балла — лишние углы
5 баллов — «деформация» — фигуры неопределенной формы
Ориентация:
0 баллов — ориентация обеих фигур правильная
2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация
5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть внутренняя фигура касается внешней вверху и внизу; правильно воспроизведены относительные пропорции фигур
2 балла — пересечение не совсем правильное (внутренняя фигура имеет один зазор с внешней)
3 балла — нарушены относительные пропорции фигур
5 баллов — внутренняя фигура пересекает внешнюю в двух местах или не соприкасается с нею
Общие тенденции:
2 балла — рисунки не умещаются на листе или занимают менее одной трети листа
2 балла — рисунки располагаются не в правильной последовательности, а случайным образом (ребенок выбирает первое приглянувшееся свободное место)
3 балла — на рисунке присутствует более двух исправлений или стираний
3 балла — отчетливо проявляется тенденция к увеличению или уменьшению картинок или отмечается резкое различие в размерах картинок
4 балла — каждая последующая картинка выполнена менее тщательно, чем предыдущая
4 балла — картинки перекрывают друг друга
6 баллов — при выполнении теста зафиксирован хотя бы один отказ, мотивированный трудностью задания, усталостью или скукой
Возраст | Средний балл | Диапазон нормы |
6 лет | 37-46 | |
7 лет | 33-41 | |
8 лет | 25-32 | |
9 лет | 20-28 | |
10 лет | 18-26 | |
11 лет | 15-25 |
Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а также вычисляется полная сумма баллов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В дополнение к табличному нормативному возрасту и/или суммарной балльной оценке при интерпретации результатов выполнения гештальт-теста Бендер следует учитывать также время, затраченное на выполнение задания в целом, особенности поведения испытуемого и ряд формальных характеристик рисунка, как-то: силу нажима карандашом, плавность линий, количество стираний или исправлений, тенденцию к ухудшению или улучшению результатов в ходе тестирования и пр. Интерпретация последних подчиняется правилам, общим для всех рисуночных методик, и неоднократно описана в руководствах к таким популярным тестам, как «Дом—Дерево—Человек», «Рисунок неизвестного животного», «Рисунок семьи» и пр. Так, слабая, прерывистая, едва различимая линия свидетельствует обычно о низкой эргичности ребенка или его астенизации, тогда как жирная, с ровным, сильным нажимом — о высокой эргичности и активности; существенное преувеличение размеров воспроизводимых фигур с высокой вероятностью свидетельствует о завышенной самооценке, а значимое преуменьшение — о заниженной; наложение рисунков друг на друга, случайное их расположение на листе, выходы за границы листа, снижение качества выполнения в ходе тестирования — о неумении длительно концентрировать внимание, недоразвитии навыков планирования и контроля своей деятельности. Однако следует с осторожностью относиться к вынесению суждений подобного рода, если они не подтверждаются результатами других методик.
Что касается времени, затрачиваемого на выполнение гештальт-теста в целом, то в норме оно составляет 10—20 минут у детей от 4 до 8 лет и 5-10 минут у более старших детей и взрослых. Превышение этого времени более чем в два раза является неблагоприятным признаком и требует отдельной интерпретации.
Следует с особым вниманием отнестись к случаям, когда ребенок старше 5 лет «зацикливается» на изображении повторяющихся элементов (например, начав рисовать точки Фигуры 1, увлекается и заполняет ими весь лист) или «достраивает» копируемые фигуры до осмысленной сюжетной картинки, забыв о первоначальном задании. При однократной ошибке такого типа следует остановить ребенка и повторно объяснить ему задание, внимательно наблюдая за реакцией. Если ребенок не коррегирует своих действий по инструкции экспериментатора, то в первом случае это свидетельствует о серьезной задержке психического развития, во втором — о возможной шизоидности, аутистичности мышления. Следует, впрочем, с большой осторожностью относиться к таким предположениям и тщательно проверять их с помощью других диагностических средств.
[1] В оригинале используется термин «зрительно-моторная гештальт-функция».