ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ




В современных исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма, и принимает формы: сотрудничества и взаимопомощи (Ф.С. Левин-Ширина, И.А. Рудовская), дружбы (А.А. Аржанова), доброжелательности (Т.И. Бабаева) положительных взаимоотношений (В.П. Залогина, И.М. Поспехов), отзывчивости (Л.А. Пеньевская).
Первые эмпатийные проявления можно наблюдать уже у младенца. Они имеют форму эмоциональной идентификации, подражания, эмоционального заражения, и они пока связаны еще только с очень близкими людьми — родственниками. Согласно исследованиям К. Цан-Вакслера полугодовалый ребенок сопереживает горю матери, чувствует ее состояние.
С двух лет, помимо сопереживания значимым взрослым, появляется отзывчивость к сверстнику на основе отождествления себя с ним, своих чувств с чувствами другого (Л.Н. Галигузова). Эти возрастные границы совпадают с началом периода активного расширения у детей раннего возраста социальных эмоций, социализацией всего процесса развития, который базируется на механизме эмоционального заражения — эмоциональной синтонии.
В дошкольном возрасте (к трем годам) данный механизм утрачивает свое влияние в связи с появлением у ребенка способности поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания. "Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали, как свои собственные, приводит, фигурально выражаясь, к аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной" — пишет известный отечественный психолог Александр Владимирович Запорожец.
Эта аффективная или эмоциональная децентрация обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка со своих собственных переживаний на переживания другого, осуществляемого сначала в непроизвольной форме, а затем проявляющегося в осознанном изменении позиции (поведения) субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной. Именно этот механизм лежит в основе возникновения и развития у детей дошкольного возраста эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатииного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.
Впервые динамику протекания эмпатииного процесса в дошкольном детстве выделил А.В. Запорожец, и выглядит она следующим образом: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию.
Многие современные исследователи рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации (В.П. Юсупов, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова), определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми.
Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Содействие — комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии [7].
Основы эмоционально-нравственной культуры личности закладываются именно в старшем дошкольном возрасте. По мнению многих авторов (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова), если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудно. Исходя из этого, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности.
В эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста происходят изменения, связанные с несколькими факторами. Во-первых, это установление иерархии мотивов, то есть выделение основного мотива, которому подчинена целая система других. Усложнившаяся структура соподчиненных мотивов приводит к появлению устойчивых переживаний. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. Таким образом, вся деятельность ребенка наполняется глубоким внутренним смыслом.
П.М. Якобсон писал о том, что в старшем дошкольном возрасте чувства ребенка теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Во-вторых, изменения связаны с развитием самосознания. Сдвиги в самосознании отражаются в отношении старших дошкольников к сверстникам. Возникает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка, то есть ровесник становится не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста в отношении детей к себе и к другим усиливается личностное начало. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах, а открыто для других людей, их радостей и проблем. Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости, демонстративности, снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм. Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Структуру эмоционального развития дошкольника составляют аффективный, когнитивный и реактивный компоненты:
- Аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодульных индивидуальных переживаний ребенка: базовые эмоции, социальные переживания, чувства. Он включает знания об эмоциях, вербализацию эмоций, интенсификацию эмоций.
- Когнитивный компонен т определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере: сущность эмоциональных явлений, причины и последствия возникновения эмоций, способы их выражения. Включает опыт переживаний интенсивность переживаний, модальность переживаний.
- Реактивный компонент представлен способами непроизвольного эмоционального выражения эмоций и возможностью произвольной регуляции эмоций.
Социальный контекст данной структуры задается способами использования ребенком собственного эмоционального опыта в социальном взаимодействии, общими и индивидуальными формами ее социализации. JI.Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении эмоциональных переживаний, обогащении эмпатии такими эмоциями и эмоциональными комплексами, как преодоление страха за себя, активное противостояние злу, отвращение к несправедливости, бескорыстная радость за другого» [21, с.48].
Особенности проявления эмпатии зависят от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов. К ним относят:
• индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности;
• характер мотивации личности;
• степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним;
• интенсивность стимула эмпатии, богатство эмпатийного опыта;
• представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоци-ональных переживаний;
• социально-нравственные установки и требования[7].

В Программе учитываются:
_ индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей;
_ возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: