Содержание
Введение
. Общая характеристика аналитических жанров и печатных СМИ Санкт-Петербурга
. Аналитические жанры в газетах «Невское время» и «Деловой Петербург»
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из характерных черт отечественных средств массовой информации (СМИ) традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Эта система постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», и, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.
Объектом исследования настоящей работы являются печатные СМИ Санкт-Петербурга, а предметом - аналитические жанры в указанных СМИ.
Цель работы заключается в определении места и роли аналитических жанров в печатных СМИ Санкт-Петербурга.
Актуальность темы определяется активным развитием в настоящее время аналитических жанров, повышенным спросом на них читательской аудитории.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена общей характеристике аналитических жанров и печатных СМИ Санкт-Петербурга. Перечислены основные типы аналитических жанров и дано их краткое описание. Приводятся данные о печатных СМИ Санкт-Петербурга, их тиражах, рейтингах, тематической направленности и читательской аудитории.
Вторая глава содержит анализ газет «Невское время» и «Деловой Петербург» на предмет наличия в них аналитических жанров.
|
В заключении приводятся основные выводы по работе.
Общая характеристика аналитических жанров и печатных СМИ Санкт-Петербурга
В аналитических жанрах в отличие от информационных содержится анализ, обобщения, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов. К газетным аналитическим жанрам по версии А.А. Тертычного относятся: отчет, корреспонденция, интервью, опрос, статья, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз.
Аналитический отчет как тип публикаций является одним из наиболее древних жанров журналистики. Как известно, цель информационного отчета - известить аудиторию о ходе собрания, конференции и т.д. Цель аналитического отчета заключается в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.
Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция.
|
Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров степенью «присутствия» в тексте других жанрообразующих факторов. Цель информационной корреспонденции - сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом (в отличие от репортажа) не столько «живое» наблюдение, сколько «свернутый» пересказ, истолкование происходившего. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции.
Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам.Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.
При этом остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.
Аналитический опрос как жанр имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. Но в отличие от публикаций, относимых к жанру информационного опроса, публикации, составляющие жанр аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария, который обычно относится к аналитическим жанрам.
|
Беседа наряду с интервью, опросом является важным аналитическим жанром журналистики, опирающимся на использование диалогического, вернее, «полилогического» метода получения информации. Иногда жанр беседы отождествляется с жанром интервью. Однако это отождествление необоснованно, хотя у названных жанров и есть общие черты. Прежде всего - двусоставность текста. Одна часть его «принадлежит» одному участнику беседы (интервью), другая - другому. И в беседе и в интервью есть обмен мыслями, репликами. Однако между жанрами существует очень важное различие. И заключается оно прежде всего в той роли, которая отводится журналисту-интервьюеру и журналисту-собеседнику, что оказывает существенное влияние на содержание самих текстов интервью или беседы. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями.
Таким образом, в отличие от неизбежно одностороннего «монистического» освещения предмета обсуждения в интервью в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое видение предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объективность его освещения.
Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке - в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний. В корреспонденции, статье, очерке, обозрении, обзоре, рецензии - в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода.
В настоящее время в комплексе основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д.
Социологическое резюме представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают. Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые нацелены на анализ действительности.
В журналистике наряду с такими методами сбора информации, как наблюдение, интервьюирование, опрос и пр., применяется метод анкетирования. Данный метод пришел в журналистику из социологии и применяется для получения сведений по определенным вопросам от широкого круга людей. В результате обработки данных анкетирования создаются публикации, обладающие своеобразными чертами, позволяющими объединить их в самостоятельную жанровую группу.
Тип публикаций, появляющихся на страницах современной периодической печати под рубрикой «мониторинг », получил свое название от активно используемого в настоящее время при изучении процессов, протекающих в обществе, одноименного вида социологического исследования. Предметом мониторинга выступают конкретные характеристики (выбор их зависит от цели мониторинга) различных явлений непосредственно в момент исследования.
Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публикаций периодической печати, относимых к жанру рейтинга, выступает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности - экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д.
Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его - выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.
Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Под статьей понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.
Еще точнее можно определить статью как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации.
В настоящее время в прессе существуют относительно устойчивые формы проявления жанра статьи. Основными из них можно считать такие: общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья.
Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала.
Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель журналистского расследования прежде всего заключается в том, чтобы определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.
Определяющий признак жанра обозрения - единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное. В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Предмет обозрения составляют общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия.
Словом «обзор » в журналистике обозначают описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение особого рода информации. Говоря об обзоре СМИ, чаше всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме.
Тематический обзор предназначен для освещения определенной темы. В настоящее время очень часто такими темами являются указы президента РФ, законы, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом федерации, новые назначения и отставки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные и скандальные происшествия, преступления и т.д.
В безадресном обзоре, как и в тематическом, рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Однако безадресный обзор обладает одной характерной чертой - отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы. Для автора важно проследить за тем, как средства массовой информации в целом обсуждают ту или иную тему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Иногда своей целью автор ставит выявление проблем, тем, которые на протяжении определенного времени (недели, месяца) в наибольшей мере волновали российскую или даже мировую прессу.
Становление жанра «прогноз » происходило в течение последних десяти лет и напрямую связано с процессами реформирования общества. Предсказания, или прогнозы, - это суждения о будущем. На страницах сегодняшней прессы журналисты в качестве авторов прогнозов выступают относительно редко. Чаще всего их составляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности.
Публикации в жанре «версия » базируются на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел». Этот метод является ведущим в литературно-художественном творчестве.
Цель создания и публикации версии заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами анализа какого-либо события, явления, представить на суд читателей, зрителей, слушателей авторское толкование (комментарий) происходящего. Версия показывает направление размышлений автора публикации, предоставляет аудитории информацию о возможных причинно-следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего хода.
Жанр эксперимент появился в отечественной журналистике в качестве самостоятельного в начале 90-х гг. Это вызвано стремлением журналистов подчеркнуть именно то обстоятельство, что при сборе информации, использованной затем в публикациях, ими был применен именно данный, а не какой-то иной метод. Не в малой мере это стремление - ответ на актуальные информационные ожидания части современной аудитории СМИ, ориентированной на получение «живой», сенсационной информации.
Письмо как журналистский жанр возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Публикация писем - это уже не частная переписка между людьми. Ведь, будучи опубликованным, письмо становится достоянием не одного лица или их группы, а тысяч и даже миллионов людей, т.е. массовой аудитории. В силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы, важные для широкой аудитории. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики.
К исповеди как жанру журналистики относятся публикации, предметом которых является внутренний мир авторов этих публикаций. Основным методом, который применяется при подготовке таких публикаций, является самоанализ. Данный жанр журналистики имеет свои корни в литературе, религии, философии.
Публикация текстов, содержащих рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, является ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории.
Аналитический пресс-релиз как жанр возник в результате стремления СМИ выжить в эпоху бурного развития рыночных отношений в стране. На страницах газет и журналов прочно обосновалась реклама, ставшая источником материального благополучия большинства изданий. Реклама присутствует в СМИ не только в форме чисто рекламных текстов. Она также облачается в одежду журналистских материалов. Пресс-релизом называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. От них, собственно, и поступают такие пресс-релизы в СМИ.
Цель аналитического пресс-релиза заключается не просто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и доказать это. Поэтому автор аналитического пресс-релиза обращается к доказательному рассуждению, к использованию аргументации, подтверждающей его утверждения.
По данным Госкомстата, в Санкт-Петербурге в настоящее время зарегистрировано около трех тысяч газет и журналов. Есть много «фантомных изданий», то есть зарегистрированных, но не выходящих. Информационное пространство Санкт-Петербурга сейчас стало деполяризованным. Это значит, что в Санкт-Петербурге нет абсолютно «демократических», «левых» или «тоталитарных» печатных изданий. В настоящее время происходит переориентация читательских интересов от ежедневных газет к еженедельным изданиям, содержащим аналитическую информацию.
В настоящее время среди крупнейших ежедневных газет, оказывающих наибольшее влияние на общественное мнение в Санкт-Петербурге, можно назвать следующие: - «Санкт-Петербургские ведомости» - 100 тыс. тираж ежедневного выпуска, плюс 120 тыс. - субботний; «Вечерний Петербург» - тираж 16-18 тыс.; «Невское время» - 16-18 тыс.; «Смена» - 20 тыс. При это следует учитывать, что тираж газеты и объем аудитории - разные вещи. Есть, так называемый, коэффициент донорского чтения, когда человек, прочитавший газету, передает ее друзьям и т.д. Так, у «Невского времени» тираж 18 тыс., а читателей приблизительно 60-100 тыс. (по данным социологического исследования).
Есть газеты, которые даже при небольшом тираже оказывают существенное влияние на жизнь общества, так как их читают люди, принимающие решения. Например, «Коммерсант Дейли» в городе читают 3-4 тысячи человек. Есть ряд центральных ежедневных изданий, которые выходят еженедельно с местными вкладышами (для них всех характерен значительный тираж). Это:
«Известия» - газета выходит два раза в неделю с петербургской вкладкой;
«Московский комсомолец» (около 40 тыс.);
«Комсомольская правда»- 40 тыс. ежедневный тираж, «Толстушка» - 100 тыс.,;
«Коммерсант Дейли»;
Влияние центральных газет в Петербурге значительно, они успешно конкурируют с местными, а в чем-то и выигрывают у них в борьбе за аудиторию. Кроме того, в Санкт-Петербурге выходят еженедельники: «Петербургский Час Пик», «Новости Петербурга»(тираж 30 тыс. экз.), «Калейдоскоп», «Петербург - Экспресс» и др. Выходит много специальных и других газет: «Деловой Петербург» выходит 3 раза в неделю, тираж 20 тыс. экземпляров. Эту газету читает большинство бизнесменов. «Образование и бизнес» (тираж 11 тыс. экземпляров), в газете представлена информация о рабочих местах и образовании в Санкт-Петербурге. В настоящее время количество печатных изданий в Санкт-Петербурге стабилизировалось и по экономическим причинам скорее всего будет сокращаться.
аналитический жанр петербург газета