Дебаты и прения
Дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по вопросам
Дебаты и прения являются коммуникативными средствами проведения таких форм делового общения, как собрания, конференции, заседания; возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений.
Психологические аспекты убеждения
Спор, прения, дебаты, полемика – это наука убеждать.
Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению; базируется на аналитическом мышлении, в основе которого преобладают логика, доказательность, научная аргументированность.
Результат убеждения считается успешным тогда, когда партнер в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также последствия и возможности других вариантов решений.
Убеждение как метод более действенно:
-в рамках одной потребности (выбор из нескольких вариантов пути к ее удовлетворению) или в рамках нескольких потребностей одинаковой силы;
-при малой интенсивности эмоций;
-с интеллектуально развитым партнером.
В процессе убеждения можно
использовать следующие схемы:
Варианты решения, их достоинства и недостатки, последствия |
Необходимые средства, затраты, другие условия |
Ценности достоинств предложения (данного варианта) |
Ценности недостатков предложения (альтернативных вариантов) |
1. |

«раскачка» партнера и дальнейшее убеждение его путем представления различных точек зрения и разбора прогнозов |
«раскачка» партнера и дальнейшее убеждение его путем представления различных точек зрения и разбора прогнозов |
Постановка проблемы, ее актуальность и срок решения, необходимость решения проблемы (потери при отсутствии ее решения) |
|
4. |
Перед дискуссией с несколькими участниками предварительно обсудить свое предложение с каждым отдельно и заручиться их поддержкой |
или |
Разбить предложения на этапы и двигаться последовательно, добиваясь согласия на каждом из них
|
Принцип постепенного охвата: |
Некорректные аргументы как средство психологического воздействия
- К ВЕРНОСТИ – вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения
- К АВТОРИТЕТУ – ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, мнение противника, собственный авторитет;
- К ВЫГОДЕ – агитация за принятие тезиса потому, что так выгодно в моральном, политическом или экономическом отношении;
- К ЖАЛОСТИ – взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение у партнера жалости, сочувствия и т.д.;
- К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ – вместо реального обоснования – обращение к обыденному сознанию;
- К ЛИЧНОСТИ– ссылка на личные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства и недостатки, их обсуждение вместо доказательства тезиса;
- К НЕВЕЖЕСТВУ– использование фактов и положений (иногда заведомо неизвестных оппоненту);
- К ПУБЛИКЕ (демагогия) – ссылка на мнения, чувства, настроения, материальные интересы слушателей;
- К СИЛЕ– угроза неприятными последствиями или применением каких-либо средств принуждения;
|
- К ТЩЕСЛАВИЮ– расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что он станет мягче и покладистей;
- К ФИКЦИИ– к принципам и идеям, не имеющим отношение к реальности, которых при этом придерживаются значительное число людей (стереотипы, приметы и т.д.).