(Наталья Нищева.)
Люди правильно произносят различные звуки, благодаря
Хорошей подвижности и работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата. Проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60%), имеют речевые недостатки.
Поэтому с целью профилактики речевых нарушений и их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста,
Необходимо применять игры и упражнения (артикуляционную гимнастику), направленную на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
![]() | ![]() |
Бегемотик рот открыл, Поддержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота – Подшутить над им охота. | Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот: повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. | Упражнение «Улыбка»: широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочки сложи И слоненку покажи. | Упражнение «Хоботок»: вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд.. возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенка время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
За бананом потянулись И, конечно, улыбнулись – То слоненок, то щенок. Я бы точно так же смог. | Упражнение «Улыбка-трубочка»: разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза |
![]() | ![]() |
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. | Упражнение «Хомячок»: предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и поддержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Устала собачка и дышит устало И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. | Упражнение «Лопата»: широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Котенок любит молоко: Нальешь – и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко «Лопаткой» высунув язык. | Упражнение «Котенок лакает молоко»: широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. | Упражнение «Чашечка»: широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? | Упражнение «Качели»: широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок как клюв у птицы. | Упражнение «Иголочка»: широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. | Упражнение: «Маятник»: открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правового уголков губ. Следим, чтобы язы двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе | Упражнение «Вкусный мед» широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Выгни язычок, как спинку Выгнул это рыжий кот. Ну-ка рассмотри картинку: Он по мостику идет. | Упражнение «Мостик»: открываем рот, выгнув спину языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
![]() | ![]() |
Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок | Упражнение «Орешек»: при закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
говорить правильно, чётко и красиво.
|
|
|