Основные концепции в этике бизнеса




Теории и концепции этики бизнеса

 

Различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

· Традиционный (узкоэкономический) - сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит "в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману". Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.

· Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц – т.н. стейкхолдеров) - сформулирован профессором социологии, признанным гуру менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц - стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).

· Социально-этичный (утвердительный подход) - сформировался в 1960е-70е годы под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

Основные концепции в этике бизнеса

1. Религиозный подход.
2. Теория утилитаризма.
3. Деонтическая этика (этика долга).
4. Этика справедливости.

1. Религиозный подход строится в основном на истинах и заповедях христианского учения: "Не лги", "Не укради", "Не лжесви­детельствуй" и т.д.

Предприниматель при решении любых моральных проблем обязан руководствоваться некоторыми абсолютными нравст­венными ценностями. Тем не менее использование исключи­тельно религиозного подхода в современных условиях оказывает­ся неприемлемым. Причинами такого ограничения становятся: глобализация и несовместимость некоторых религиозных канонов и догм це­лям бизнеса.

Процессы глобализации усиливают связи между людьми, испо­ведующими христианство, иудаизм, ислам, буддизм, конфуци­анство.

Несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям биз­неса проявляется наиболее ярко в ситуациях нравственного выбо­ра, а также при толковании различных понятий. Например, вопрос долгов (кредитов): по религиозным трактовкам долги надлежит прощать, поскольку деятельность ростовщиков - пример недоб­росовестной наживы, а денежные средства - "презренный ме­талл". Но в этом случае платежеспособность и кредитоспособ­ность организации становятся абстрактными характеристиками, а существование банков и других кредитных учреждений можно и вовсе поставить под сомнение.

В России на становление предпринимательства оказало значи­тельное влияние православие. Один из первых литературных источников — "Домострой", авторкоторого - протопоп москов­ского Благовещенского собора Сильвестр. Книга регулирует по­ведение купцов в соответствии с нормами православия; затраги­вает вопросы репутации, бережливости, мести, возврата денег при неудовлетворительных характеристиках проданного товара.

2. Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оце­нить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии:

• степень соответствия образа действия и существующих законов;

• степень полезности и вредности действия.

Таким образом, Бентам считает возможным количественное измерение благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицатель­ных результатов, а, значит, — определения действия с макси­мальной чистой прибылью или с минимальными расходами.

Характерной особенностью данного подхода является ориента­ция на последствия и результаты действия.

Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в за­щиту своих идей:

• теория утилитаризма согласуется с природой человека, склон­ного руководствоваться соображениями о пользе и вреде сво­его поступка в отношении себя и других людей;

• имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйст­венную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния.

Критики теории обращают внимание на следующие ее недостатки:

• трудность количественного измерения полезности, а также учет только полезности эффекта в отношении общества в це­лом без увязки результата с результатами распределения полу­ченных благ между отдельными лицами;

• невозможность количественного измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин "страховое возмещение", по­скольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утра­ты человеком трудоспособности);

• невозможность прогнозирования размеров некоторых расходов и доходов (например, фундаментальных научных исследований);

• несовместимость моральных категорий: права и справедливости.

Ответом на эти недостатки стала теория норм-утилитаризма — скрытой формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сво­дится только к определению максимальной полезности, на­пример, договоренности о цене с конкурентами.

3. Деонтическая этика (этика долга) оказывается наиболее эф­фективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права.

В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:

• неразрывная связь с обязанностями;

• возможность самостоятельного и равноправного выбора цели;

• возможность оправдания и защиты.

Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его категорический импера­тив, который формулируется так: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

В современной трактовке согласно деонтическому подходу этически правомерный поступок — это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие лица в аналогичной ситуа­ции действовали подобным образом. Это, в свою очередь, тре­бует универсальности личных мотивов (распространения на всех прочих лиц) и обратимости (проекции последствий на се­бя) любого действия. Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения.

Развитие идей этики долга послужило основанием для разра­ботки концепции прав человека и демократических основ.

4. Концепция этики справедливости связана исключительно с от­ношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справед­ливости служат моральные права индивида. Суть концепции со­стоит в том, что человек - это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование. Основной принцип — равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг - это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив.

Тем не менее, положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трак­товки понятия "справедливость":

• эгалитаристический;

• капиталистический;

• коммунистический;

• Д. Ролза.

Эгалитаристический подход (эгалитаризм — от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут служить причиной для неравного к ним отношения. Поэтому распределение благ общественного достояния должно быть равномерным.
Капиталистический подход - справедливость в этом случае под­разумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие.
Коммунистический подход справедливость в рамках уравни­вания всех членов общества (независимо от способностей).

Подход американского ученого Д. Ролза, предложенный им в книге "Теория справедливости" (1971), основан на двух принципах:

• равной свободы, который требует защиты прав граждан от посягательств других лиц и равенства этих прав;

• неравенства по социально-экономическим показателям, в рам­ках которого должны соблюдаться условия доступности обра­щения каждого к властным структурам и обеспечение возмож­ности извлечения максимальной прибыли наименее при­вилегированными лицами.

 

Сложность и многообразие моральных проблем бизнеса и осо­бенности современных культур вынуждают использовать раз­личные этические концепции, системы, принципы и ценности, что пред­полагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: