Теории и концепции этики бизнеса
Различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:
· Традиционный (узкоэкономический) - сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит "в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману". Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
· Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц – т.н. стейкхолдеров) - сформулирован профессором социологии, признанным гуру менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц - стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).
|
· Социально-этичный (утвердительный подход) - сформировался в 1960е-70е годы под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.
Основные концепции в этике бизнеса
1. Религиозный подход.
2. Теория утилитаризма.
3. Деонтическая этика (этика долга).
4. Этика справедливости.
1. Религиозный подход строится в основном на истинах и заповедях христианского учения: "Не лги", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй" и т.д.
Предприниматель при решении любых моральных проблем обязан руководствоваться некоторыми абсолютными нравственными ценностями. Тем не менее использование исключительно религиозного подхода в современных условиях оказывается неприемлемым. Причинами такого ограничения становятся: глобализация и несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса.
Процессы глобализации усиливают связи между людьми, исповедующими христианство, иудаизм, ислам, буддизм, конфуцианство.
|
Несовместимость некоторых религиозных канонов и догм целям бизнеса проявляется наиболее ярко в ситуациях нравственного выбора, а также при толковании различных понятий. Например, вопрос долгов (кредитов): по религиозным трактовкам долги надлежит прощать, поскольку деятельность ростовщиков - пример недобросовестной наживы, а денежные средства - "презренный металл". Но в этом случае платежеспособность и кредитоспособность организации становятся абстрактными характеристиками, а существование банков и других кредитных учреждений можно и вовсе поставить под сомнение.
В России на становление предпринимательства оказало значительное влияние православие. Один из первых литературных источников — "Домострой", авторкоторого - протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр. Книга регулирует поведение купцов в соответствии с нормами православия; затрагивает вопросы репутации, бережливости, мести, возврата денег при неудовлетворительных характеристиках проданного товара.
2. Основоположник теории традиционного утилитаризма Иеремий Бентам (1748-1832) в своих трудах разрабатывал методику поиска объективных критериев, с помощью которых можно оценить соответствие целей социальной политики и общественного законодательства. Бентам выделял следующие критерии:
• степень соответствия образа действия и существующих законов;
• степень полезности и вредности действия.
Таким образом, Бентам считает возможным количественное измерение благ, возможность их суммирования и вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а, значит, — определения действия с максимальной чистой прибылью или с минимальными расходами.
|
Характерной особенностью данного подхода является ориентация на последствия и результаты действия.
Сторонники теории утилитаризма приводят ряд доводов в защиту своих идей:
• теория утилитаризма согласуется с природой человека, склонного руководствоваться соображениями о пользе и вреде своего поступка в отношении себя и других людей;
• имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйственную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния.
Критики теории обращают внимание на следующие ее недостатки:
• трудность количественного измерения полезности, а также учет только полезности эффекта в отношении общества в целом без увязки результата с результатами распределения полученных благ между отдельными лицами;
• невозможность количественного измерения доходов и расходов в некоторых ситуациях (например, при страховании жизни или здоровья не употребляется термин "страховое возмещение", поскольку жизнь нельзя возместить, а используется оценка утраты человеком трудоспособности);
• невозможность прогнозирования размеров некоторых расходов и доходов (например, фундаментальных научных исследований);
• несовместимость моральных категорий: права и справедливости.
Ответом на эти недостатки стала теория норм-утилитаризма — скрытой формы традиционного утилитаризма, основная мысль которой заключается в требовании ограничения сферы действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали, а не сводится только к определению максимальной полезности, например, договоренности о цене с конкурентами.
3. Деонтическая этика (этика долга) оказывается наиболее эффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права.
В рамках этого подхода речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:
• неразрывная связь с обязанностями;
• возможность самостоятельного и равноправного выбора цели;
• возможность оправдания и защиты.
Основой для данного подхода послужила рациональная этика И. Канта (1724-1804), а именно его категорический императив, который формулируется так: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".
В современной трактовке согласно деонтическому подходу этически правомерный поступок — это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие лица в аналогичной ситуации действовали подобным образом. Это, в свою очередь, требует универсальности личных мотивов (распространения на всех прочих лиц) и обратимости (проекции последствий на себя) любого действия. Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения.
Развитие идей этики долга послужило основанием для разработки концепции прав человека и демократических основ.
4. Концепция этики справедливости связана исключительно с отношениями бизнеса и общества в целом. Основанием для справедливости служат моральные права индивида. Суть концепции состоит в том, что человек - это общественное существо, живущее и развивающееся в обществе и поэтому обязанное обеспечивать его функционирование. Основной принцип — равенство и, как его выражение, справедливость. Следовательно, моральный долг - это подчинение закону, который одинаков для всех, отрицает привилегии и дискриминацию, то есть справедлив.
Тем не менее, положения концепции могут быть истолкованы по-разному, так как существует, по крайней мере, четыре трактовки понятия "справедливость":
• эгалитаристический;
• капиталистический;
• коммунистический;
• Д. Ролза.
Эгалитаристический подход (эгалитаризм — от фр. равенство) отрицает какие-либо различия между людьми, которые могут служить причиной для неравного к ним отношения. Поэтому распределение благ общественного достояния должно быть равномерным.
Капиталистический подход - справедливость в этом случае подразумевает разделение благ в соответствии с размером вклада группы, организации, общества в общее дело, предприятие.
Коммунистический подход — справедливость в рамках уравнивания всех членов общества (независимо от способностей).
Подход американского ученого Д. Ролза, предложенный им в книге "Теория справедливости" (1971), основан на двух принципах:
• равной свободы, который требует защиты прав граждан от посягательств других лиц и равенства этих прав;
• неравенства по социально-экономическим показателям, в рамках которого должны соблюдаться условия доступности обращения каждого к властным структурам и обеспечение возможности извлечения максимальной прибыли наименее привилегированными лицами.
Сложность и многообразие моральных проблем бизнеса и особенности современных культур вынуждают использовать различные этические концепции, системы, принципы и ценности, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.