Формы осуществления исполнительной власти




Нормотворческая деятельность органов государственного управления в Республике Беларусь осуществляется на основании Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359, Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070, Регламента Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и другого законодательства о правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

Понятия нормотворческой деятельности, нормотворческого органа, нормотворческого процесса в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Основные принципы нормотворческой деятельности в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

планирование нормотворческой деятельности;

нормотворческая инициатива;

подготовка проекта нормативного правового акта;

принятие (издание) нормативного правового акта;

включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - НРПА);

опубликование нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься (издаваться) только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь (статья 18 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Особенностью данных нормативных правовых актов в числе прочих обстоятельств является то, что их юридическая экспертиза проводится не на стадии подготовки проекта, а после принятия (издания) нормативного правового акта перед включением его в НРПА. Вынесенное по результатам юридической экспертизы заключение по сути определяет дальнейшую судьбу нормативного правового акта.

Иные особенности данного вида нормотворчества.

Виды нормативных правовых актов республиканских органов управления.

Виды нормативных правовых актов местных органов управления.

Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц выражается в деятельности по подведению конкретного, имеющего юридическое значение, факта под соответствующую норму с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешении на основе норм права конкретной ситуации.

Составляющие правоприменительной деятельности.

Виды правоприменительной деятельности, их характеристика. Регулятивная/правоохранительная; внешняя/внутренняя; словесная (письменная и устная); конклюдентная.

2. Административно-правовые акты управления.

Основной административно-правовой формой являются правовые акты управления.

Акт государственного управления:

официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке;

с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции;

облеченное в предусмотренную законом форму;

порождающее юридические последствия.

Акты управления должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов исполнительной власти.

Признаки акта государственного управления.

Юридическое значение актов государственного управления.

Юридические акты, издаваемые государственными органами и акты государственного управления.

В доктрине АП наиболее часто встречается классификация по следующим основаниям.

1. По юридическим свойствам. Нормативные/ненормативные. Классификация нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов.

2. По органам, их издавшим.

3. По времени действия.

4. По порядку издания.

5. По территории действия.

6. По форме выражения: письменная/устная, конклюдентная, в форме молчания.

Акты управления с административной санкцией, их особенность.

Согласно Правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 подготовка проектов актов осуществляется на основе концепций совершенствования законодательства Республики Беларусь, государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Президентом Республики Беларусь, а также ежегодных планов подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, утверждаемых нормотворческими органами.

Подготовка проектов актов осуществляется непосредственно нормотворческими органами, иными субъектами нормотворческой инициативы, а также Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Для подготовки проекта правового акта, как правило, создается временная комиссия государственного органа, ответственного за подготовку проекта. Также могут привлекаться специалисты заинтересованных государственных органов (организаций), научных учреждений, специалисты иных организаций, в первую очередь государственных.

Проект акта подлежит обязательной юридической экспертизе в соответствии с частью второй статьи 49 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

По решению нормотворческого либо иного уполномоченного государственного органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.), за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке.

Особое внимание при проведении экспертизы уделяется так называемым «ведомственным» нормативным правовым актам.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. №1244 Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочиями на проведение обязательной юридической экспертизы «ведомственных» нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты в таком случае представляются на экспертизу в течение 3 рабочих дней, следующих за днем их принятия (издания), а нормативные акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома - десяти дней со дня их принятия.

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится Министерством юстиции Республики Беларусь в течение 5 рабочих дней, а управлением юстиции - в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта в Министерство юстиции Республики Беларусь, управление юстиции.

По окончании юридической экспертизы Министерство юстиции Республики Беларусь готовит заключение о соответствии или несоответствии нормативного правового акта критериям оценки и допустимости включения правового акта в НРПА. Если вынесено положительное заключение, нормативный правовой акт и заключение передается Национальному центру правовой информации Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - НЦПИ).

Нормативные правовые акты, не подлежащие включению в НРПА по результатам юридической экспертизы, возвращаются Министерством юстиции Республики Беларусь, соответствующими управлениями юстиции нормотворческому органу и не вступают в юридическую силу.

Правовые акты, переданные Министерством юстиции Республики Беларусь в НЦПИ, включаются в НРПА в день их поступления в НЦПИ.

Стадия включения в НРПА является обязательной для нормативных правовых актов. Она определяет не только юридическую силу самого акта, но влияет на порядок вступления его в силу. Правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, включенные в НРПА, вступают в силу только после их опубликования в установленном порядке. При этом, как правило, акты публикуются только после включения их в НРПА.

Нормативные правовые акты, не прошедшие в установленном порядке юридическую экспертизу, не имеют юридической силы, и неспособны порождать те правовые последствия, на возникновение которых они рассчитаны.

 

Официальное опубликование нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Особенности опубликования отдельных видов нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Неофициальное опубликование нормативных правовых актов.

Вступление в силу нормативных правовых актов.

Действие нормативного правового акта во времени.

Классификация требований, предъявляемых к актам исполнительной власти. Общие/ дополнительные (специальные)/организационно-технического характера.

Характеристика каждой из указанных групп.

Последствия несоблюдения указанных выше требований.

3.Административно-правовые методы.

Метод государственного управления показывает, каким образом, с помощью каких средств, государственное управление решает встающие перед ним задачи в повседневной практической деятельности.

Соотношение метода государственного управления и форм государственного управления.

Черты, присущие всем методам государственного управления.

Административно-правовые методы – это методы, выраженные в государственно-властном воздействии на поведение объекта управления путем установления для него задач, прав и обязанностей, того или иного варианта поведения т.е. с использованием административно-правовых форм управления.

Конкретное содержание административно-правовых методов.Административно-правовой метод и метод административно-правового регулирования – сходства и различия. Возможные классификации методов управления. Одна из общепринятых классификаций методов управления на общие и специальные.

Среди общих методов выделяют:

ü метод убеждения;

ü метод стимулирования;

ü метод принуждения.

Суть методов убеждения и принуждения, их взаимосвязь.

Организационно-правовые формы убеждения. Общественное воздействие и его роль в государственном управлении.

Метод стимулирования – сходство и отличие с методом убеждения.

Отличительные признаки метода стимулирования.

Поощрение как наиболее эффективный вид стимулирования.

Под поощрением понимается публичное признание трудовых заслуг, которое осуществляется путем применения к работнику различных мер морального и материального характера, предоставления льгот и преимуществ.

Основные характеристики поощрения. Правовое регулирование института поощрения.

Классификация поощрений:

в зависимости от оснований поощрения - абсолютное и относительное;

в зависимости от основания и уровня применения - за успехи в работе (службе), которые применяются нанимателем или вышестоящими органами (должностными лицами) на основании актов законодательства и (или) локальных нормативных правовых актов; за особые трудовые заслуги перед обществом и государством (государственные награды);

с точки зрения правовой основы - формальное и неформальное;

по содержанию – моральное, материальное, статусное, смешанное;

в зависимости от круга лиц, к которым применяются меры поощрения, - меры поощрения, применяемые к коллективным субъектам, меры поощрения, применяемые к индивидуальным субъектам.

Субъекты, осуществляющие поощрительную деятельность:

Президент;

Правительство;

иные государственные органы, в том числе, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы.

Стадии поощрительного производства:

1) возбуждение дела о поощрении;

2) сбор, оценка и рассмотрение материалов;

3) принятие решения о поощрении;

4) исполнение решения.[5]

Также в рамках системы поощрения в соответствии с пунктами 1 и 2 Положения об объявлении Благодарности Президента Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17 июня 2008 г. №240 существует такой вид поощрения как Благодарность Президента Республики Беларусь.

Субъекты данного вида поощрения.

Положение о Почетной грамоте Совета Министров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2009 г. №18 как вид поощрения.

Иные нормативные правовые акты, устанавливающие иные, помимо указанных выше, виды поощрения.

Специальные методы управления:

административный метод – метод прямого воздействия;

экономический метод – метод косвенного воздействия.

Содержание и классификация административного метода.

Содержание экономического метода. Его понимание в узком и широком смысле.

Основные признаки административного метода.

Основные признаки экономического метода.

4. Административно-правовое принуждение.[6]

Виды государственного принуждения в зависимости от основания и процедурных особенностей.

Административное принуждение - вид государственного принуждения. Его отличительные признаки от других видов государственного принуждения.

В доктрине АП существуют различные определения понятия административного принуждения.

Административное принуждение - вид государственного принуждения, основанный на нормах АП, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) в определенных процессуальных формах с целью прекращения противоправных действий, привлечения к ответственности нарушителей, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Специфика мер административного принуждения.

В доктрине АП не существует единой точки зрения относительно видов административного принуждения.

Большинство ученых считают, что можно выделить такие виды административного принуждения как:

меры административного предупреждения;

меры административного пресечения;

меры административной ответственности (взыскания);[7]

меры обеспечения административного процесса;[8]

административно-восстановительные меры.

Административно-предупредительные меры – это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государства и общества. Непосредственной целью осуществления уполномоченными на то органами исполнительной власти данных мер является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушения и не являются мерами наказания.

Классификация административно-предупредительных мер.

Меры административного пресечения - способы и средства прину­дительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных вредных последствий.

О снования применения мер административного пресечения.

Деление мер пресечения на общие и специальные.

Характеристика общих мер пресечения на примере Законов Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»:

порядок осуществления соответствующей меры пресечения;

права граждан, в отношении которых приняты соответствующие меры пресечения;

прекращение осуществления меры пресечения.

Суть специальных мер на примере Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел»:

порядок применения;

случаи применения.

Непосредственной целью применения любых административно-восстановительных мер является полное восстановление за счет виновного прежнего (до совершения правонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Виды административно-восстановительных мер.

Субъекты, уполномоченные на применение мер административного принуждения.

Нормы Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по всему тексту ЭУМК - КоАП), Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по всему тексту ЭУМК - ПИКоАП), ГК, как гарантии обеспечения законности при применении мер административного принуждения.

Условия обеспечения:

1. Четкая регламентация защиты прав и свобод граждан, а также законных интересов юридических лиц с одной стороны, и границ полномочий должностных лиц, наделенных правом на административное принуждение, с другой стороны.

2. Строгое соблюдение оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены КоАП.

3. Обеспечение законности при совершении уполномоченными органами и должностными лицами производства по делам об административных правонарушениях:

в таком случае фактически решается дальнейшая судьба лица, привлеченного к административной ответственности;

в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченные органы и должностные лица вправе при необходимости применять предусмотренные КоАП меры обеспечения производства, не носящие характер мер административной ответственности, но являющиеся мерами административного принуждения (например, изъятие вещей и документов, личный досмотр, доставление), оказывающими определенное негативное воздействие на привлеченного к административной ответственности.

4. КоАП подчинен началам законности. При этом действия уполномоченных органов и должностных лиц, формально соответствующие требованиям законности, не должны унижать человеческое достоинство и наносить вред деловой репутации юридического лица.

5. Законность при применении мер административного принуждения гарантируется надзором, правом обжалования совершаемых действий (бездействий), а также контролем за деятельностью по применению мер административной ответственности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц.

 

Тема 5. Ответственность по административному праву.

1. Дисциплинарная и материальная ответственность.

Понятие и признаки юридической ответственности.

Виды юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность – это один из видов юридической ответственности и одна из правовых форм воздействия на работника, совершившего дисциплинарный проступок, путем применения к нему нанимателем дисциплинарного взыскания в пределах мер, предусмотренных трудовым законодательством.[9]

Виды дисциплинарной ответственности, их правовое регулирование. Особенности применения дисциплинарной ответственности.

Применение мер дисциплинарного воздействия - это право, а не обязанность нанимателя.

Случаи, при которых наниматель обязан применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения.

Совершение дисциплинарного проступка как условие наступления дисциплинарной ответственности.

Понятие дисциплинарного проступка, его состав.[10]

объект;

субъект;

объективная сторона;

субъективная сторона.

Анализ элементов состава дисциплинарного проступка позволяет отграничить его от смежных правонарушений, прежде всего от преступлений и от административных проступков.

Исчерпывающий перечень мер дисциплинарной ответственности, которые могут применяться нанимателем. Исключением из данного правила - привлечение к дисциплинарной ответственности некоторых категорий работников с особым характером труда (статья 204 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК – ТК).[11]

Материальная ответственность как разновидность юридической ответственности.

Данный вид ответственности наступает независимо от привлечения работника за причиненный им ущерб к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (часть восьмая статьи 408 ТК) как обязанность работника возместить в установленном порядке и размере причиненный по его вине ущерб организации, с которой он состоит в трудовых отношениях.

Функции законодательства о материальной ответственности.

Правовое регулирование материальной ответственности работников осуществляется: ТК, иным законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами.

Нормы ТК о материальной ответственности работников не распространяются на лиц, проходящих «милитаризованную» государственную службу, - военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Материальная ответственность указанных лиц регулируется Положением о материальной ответственности военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2004 г. № 1477, и иными актами специального законодательства.

На основе анализа положений главы 37 ТК можно выделить четыре основных этапа (стадии) привлечения работников к материальной ответственности:

А) определение условий, при одновременном наличии которых может иметь место привлечение работников к материальной ответственности (статья 400 ТК):

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей.

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника.

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом.

4) вины работника в причинении ущерба.

Б) определение вида (размера) материальной ответственности работника: полная или ограниченная (статья 402 ТК), индивидуальная или коллективная (бригадная) (статья 406 ТК):

Полная и ограниченная ответственность, понятие, основания применения.

Индивидуальная материальная ответственность как основной вид материальной ответственности работников.

Особенности коллективной (бригадной) материальной ответственности в соответствии со статьей 406 ТК, а также постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 54, которым утверждены:

Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности;

Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность;

Примерный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В) определение размера причиненного работником ущерба (статья 407 ТК);

Г) определение порядка возмещения ущерба: добровольный (статья 401 ТК) или принудительный (статья 406 ТК).

Порядок добровольного возмещения, возможные формы.

Варианты принудительного возмещения ущерба.

Возможные действия суда в данном случае.

Материальная ответственность и гражданско-правовая ответственность / сходства и различия.

2.Административная ответственность.

Дискуссионность понятия административной ответственности; существующие подходы к данному определению.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Мерой административной ответственности являются административные взыскания.

Признаки административной ответственности; ее характерные черты.

Понятие административной ответственности в соответствии со статьей 4.1 КоАП.

Административная ответственность имеет собственную нормативную правовую основу – КоАП, согласно части 2 статьи 1.1 которого данный кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП.

Понятие административной ответственности как правового явления и как административно-правового института.

Материальные и процессуальные нормы как составляющие данного института.

Принципы административной ответственности.

Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности.

Административная ответственность по требованию.

Субъект административной ответственности и административного правонарушения. Существующие подходы и проблемы.

Основные признаки административного правонарушения; дискуссионность такого признака как общественная опасность.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных четырех признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением.

Понятие административного правонарушения в соответствии со статьей 2.1 КоАП.

Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка, преступления, гражданско-правового деликта.

Совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав – соотношение, взаимосвязь.

Состав административного правонарушения - понятие, элементы.

Объект административного правонарушения, понятие, виды.

Предмет административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения. Понятие, факультативные признаки.

Субъект административного правонарушения. Понятие. Градации субъектов административного правонарушения – физических лиц и обусловленные этим особенности в правовом статусе соответствующих видов субъектов. Особенности административной ответственности юридических лиц.

Субъективная сторона административного правонарушения. Понятие, содержание.

Формальный состав административного правонарушения.

Материальный состав административного правонарушения.

Мотив и цель правонарушения как возможные характеристики административного правонарушения.

Оконченное административное правонарушение, покушение на административное правонарушение как виды деяния, являющегося административным правонарушением. Оконченное, неоконченное, негодное покушение.

Соучастие в административном правонарушении:

простое и сложное соучастие;

особенности субъективной стороны поведения соучастников в ходе совершения административного правонарушения;

исполнитель административного правонарушения;

соучастник административного правонарушения;

организатор административного правонарушения;

пособник административного правонарушения;

порядок привлечения соучастников к ответственности – общие правила;

количественные и качественный эксцесс исполнителя.

Повторность административного правонарушения.

Длящееся правонарушение.

Совокупность административных правонарушений; общие признаки. Реальная совокупность. Идеальная совокупность.

К обстоятельствам, исключающим признание деяния административным правонарушением, относятся:

необходимая оборона. Понятие, основание необходимой обороны; признаки необходимой обороны. Превышение пределов необходимой обороны;

причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение. Понятие, цель задержания; основание для причинения вреда; соответствие мер задержания степени общественной опасности; отличие задержания физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, от необходимой обороны. Превышение мер, необходимых для задержания физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;

крайняя необходимость. Понятие, основание для причинения вреда при крайней необходимости, обстоятельства, которые могут служить соответствующим основанием, условия причинения вреда, источник опасности. Превышение пределов крайней необходимости.

причинение вреда охраняемым законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Понятие риска, обоснованного риска, условия признания риска обоснованным. Сходства и отличия обоснованного риска с крайней необходимостью.

Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением:

недостижение соответствующего возраста;

невменяемость;

отсутствие заявления со стороны потерпевшего в определенных КоАП случаях.

Частью 2 статьи 4.2 КоАП предусмотрено, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП.

Главой 8 КоАП предусмотрены следующие основания для вынесения постановления об освобождении от административной ответственности:

1) малозначительность правонарушения. Толкование и особенности данного понятия.

2) с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.

3) в связи с примирением с потерпевшим либо его законным представителем (если совершено правонарушение, влекущее ответственность по требованию потерпевшего или его законного представителя) Примирение с потерпевшим как вид деятельного раскаяния, его преимущества.

4) если лицо, совершившее правонарушение, являлось жертвой торговли людьми. Потерпевший, его статус.

Особенности освобождения от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, совершившие административные правонарушения.

Особенности освобождения от административной ответственности лица, заболевшего после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью.

Пропуск срока давности привлечения к административной ответственности как основание освобождения от административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.8 ПИКоАП установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию, могут быть полностью или частично освобождены от административной ответственности по ходатайству об освобождении от административной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по решению Президента Республики Беларусь.

Порядок представления и рассмотрения ходатайств об освобождении от административного взыскания установлен в Указе Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий» (далее по всему тексту ЭУМК - Указ).

В соответствии с пунктом 1 Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены Президентом Республики Беларусь от административных взысканий полностью или частично.

Указом установлена возможность освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

1) от административных взысканий, которые наложены на них уполномоченными на то государственными органами (государственными организациями);

2) от уплаты пени в соответствии с пунктом 6 статьи 52 Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому условием освобождения от уплаты пени является исполнение плательщиком налогового обязательства. При этом пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.

3) от уплаты пени, начисленной в соответствии с пунктом 9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359.

Механизм освобождения от административной ответственности можно разделить на следующие этапы:

порядок внесения ходатайства;

порядок рассмотрения ходатайства уполномоченными органами;

принятие решения по освобождению.

Институт ограничения административной ответственности – административный иммунитет.

Понятие иммунитета, существующие подходы.

Цели установления иммунитета от административной юрисдикции.

Классификация ограничений от административной юрисдикции:

в зависимости от сферы реализации иммунитеты от административной юрисдикции могут действовать:

а) в международной сфере.

б) в государственной сфере.

в) в общественно-политической сфере.

по объектам, которые обеспечивают иммунитет от административной юрисдикции:

а) личная неприкосновенность;

б) неприкосновенность имущества;

в) свидетельский иммунитет.

в зависимости от объема предоставляемых преимуществ иммунитеты от административной юрисдикции:

полный иммунитет;

ограниченный иммунитет.

по отрасли права, регулирующей предоставление иммунитета:

а) иммунитет, содержащийся в отраслях права, не имеющих прямой связи с АП;

б) иммунитет, содержащийся одновременно в нескольких отраслях права;

в) иммунитет, содержащийся исключительно в АП.

по способу закрепления иммунитетов в нормах права:

а) диспозитивные, которые предоставляют их обладателям право отказаться от исключений, гарантий и преимуществ при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

б) императивные, действие которых является обязательным независимо от обстоятельств дела и волеизъявлений лиц, обладающих такими иммунитетами.

по территориальным масштабам применения иммунитеты от административной юрисдикции:

а) в международном масштабе, то есть на территории нескольких государств;

б) в Республике Беларусь;

в) на территории определенной административно-территориальной единицы.

в зависимости от внутреннего строения возможно проведение классификации иммунитетов от административной юрисдикции на:

а) простые, имеющие одно условие их применения;

б) сложные, предусматривающие наличие нескольких условий для их действия;

в зависимости от субъектов административной ответственности - физических лиц иммунитеты на:

а) служебные;

б) должностные;

в) социально-демографические.

3. Административные взыскания.[12]

Административное взыскание - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Цель наложения административного взыскания в соответствии с КоАП.

Перечень взысканий в соответствии с КоАП; взыскания, которые применяются в отношении физических лиц.

Отличие административного взыскания от дисциплинарного взыскания и уголовного наказания.

Органы, управомоченные налагать административные взыскания.

Понятие системы административных взысканий.

Основные и дополнительные административные взыскания.

Классификация административных взысканий, исходя из правовых последствий их применения.

предупреждение;

штраф;

исправительные работы;

административный арест;

лишение специального права;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: