Дифференциацию же звуков




мы предлагаем про­водить по модулям. В этом случае берут слоги и зву­косочетания с оппозиционными звуками.

Последовательность дифференциации звуков 1 модуль — С-Г.

например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно предложить следующую схему.

Возможно подключение пальцевых движений на тренажере:

Символ гласного звука Изолированное произнесение согласного и гласного Изолированное произнесение согласного и гласного
С —А Ш — А
С —О Ш — О
- У С —У Ш — У
- и С — И Ш — И
- ы С —Ы Ш — Ы
С —Э ш — э

На звук [а] — прижимаются 1-е пальцы обеих рук, на звук [о] — 2-е пальцы, на звук [у] — 3-й паль­цы, на звук [и] — 4-е пальцы, на звук [э] — вся ла­донь.

2 модуль — СГ.

Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно использовать схему.

Пары слогов СА-ША СО-ШО СУ-ШУ си-ши СЫ-ШЫ сэ-шэ
Участие пальцев 1-Й-1-Й 2-Й-2-Й 3-й—3-й 4-Й-4-Й 5-й-5-й вся ла­донь — вся ла­донь

Затем дифференцируют звуки в словах простой слоговой конструкции, в предложениях. Постепенно в словосочетаниях звуки дифференцируют в словах более сложной слоговой структуры.

3 модуль — Г-С. Это изолированное произнесе­ние гласного и согласного.

Например, если дифференцируем звуки [с] и [ш] можно предложить следующую схему.

Символ гласного звука Изолированное произнесение гласного и согласного Изолированное произнесение гласного и согласного
А —С А — Ш
0 — С — Ш
- У У— С У — Ш
- и И —С И — Ш
- ы Ы— С Ы— Ш
Э — С Э — Ш

Возможно подключение пальцевых движений на тренажере. Продолжают напоминать о четкой артикуляции и активной работе губ.

4 модуль — ГС.

Если, например, дифференцируем [с] и [ш], то можно предложить для этого следующую схему, предусматривающую пальцевые движения на трена­жере.

Пары слогов АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ис-иш ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ
Участие пальцев 1-Й-1-Й 2-Й-2-Й 3-й—3-й 4-Й-4-Й 5-Й-5-Й вся ла­донь — вся ла­донь

Затем дифференцируют звуки в словах разной слоговой структуры, в словосочетаниях, предложе­ниях.

5 модуль — ГСГ — интервокальная позиция.

Для дифференциации звуков [с] и [ш] в звукосо­четаниях интервональной конструкции предлагают пары звукосочетаний.

В 1-ом варианте гласный, стоящий на первом месте в звукосочетании, остается неизменным.

АСА — АША АСО — АШО АСУ — АШУ АСИ — АШИ АСЫ— АШИ АСЭ — АШЭ

ОСА — ОША 0С0 — 0Ш0 ОСУ — ОШУ ОСИ — ОШИ

ОСЫ— оши осэ — ошэ

УСА — УША УСО — УШО УСУ — УШУ УСИ — УШИ УСЫ— УШИ УСЭ — УШЭ

ИСА — ИША

исо — ишо

ИСУ — ИШУ

иси — иши исы — иши исэ — ишэ

Во 2-ом варианте меняется первый гласный звук в структуре звукосочетания ГСГ.

АСА — АША ОСА — ОША УСА — УША ИСА — ИША ЫСА — ЫША ЭСА — ЭША

АСО — АШО АСО — 0Ш0 УСО — УШО ИСО — ИШО ИСО — ИШО

эсо — эшо

и т. п.

6 модуль — СГСN.

 

Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно предложить следующие пары слогов:

САБ — ШАБ СОБ — ШОБ СУБ — ШУБ СИБ — ШИБ СЫБ — ШИБ

САВ — ШАВ СОВ — ШОВ СУВ — ШУВ СИВ — ШИВ

сыв — шив и т. д. В конце каждо­го звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно

Далее рекомендуется дифференцировать звуки в словах, словосочетаниях, предложениях, насыщен­ных звуками, которые дифференцируем.

7 модуль — СNГС.

 

Для дифференциации, например, [с] и [ш] можно предложить следующую схему. В конструкции звуко­сочетаний СГС на первом месте стоит сохранный

звук, а на втором месте — дифференцируемый звук. Пары звукосочетаний:

БАС — БАШ БОС — БОШ БУС — БУШ БИС — БИШ БЫС — БЫШ БЭС — БЭШ

ВАС — ВАШ ВОС — ВОШ ВУС — ВУШ ВИС — ВИШ

выс — выш вэс — выш и т. д. со звуками: Г,Д,Ж,3, К, Л, М, Н, П, Р, С,Т,Ф,Х,Ц,Ч, Ш,Щ на первом месте

Далее дифференцировать по классической схеме в словах, словосочетаниях, предложениях и т. д. 8 модуль — ССNГ.

 

В конструкции звукосочетания ССГ на первом

 

месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными. Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно предложить следующую схему.

Пары звукосочетаний:

СБА — ШБА СБО — ШБО СБУ — ШБУ СБИ — ШБИ СБЫ— ШБЫСБЭ — ШБЭ

СВА — ШВА СВО — ШВО СВУ — ШВУ СВИ — ШВИ

свы — швы свэ — швэ и т. д. со звуками Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ в середине звукосочетания.

Далее проводят дифференцировку в словах, сло­восочетаниях, включающих отработанные звукосоче­тания конструкции ССГ.

9 модуль — СNСГ. В этой конструкции звукосочетания дифференцируемый звук стоит в середине.

Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно рекомендовать следующую схему.

Пару звукосочетаний:

БСА — БША БСО — БШО БСУ — БШУ БСИ — БШИ БСЫ— БШИ БСЭ — БШЭ

ВСА — БША ВСО — БШО ВСУ — БШУ ВСИ — БШИ ВСЫ— БШИ ВСЭ — БШЭ и т. д. со звуками Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф,Х,Ч, Ч, Ш, Щ на первом месте в звукосочетаниях

Далее по классической методике проводят дифференцировку двух оппозиционных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, содержащие конструкции звукосочетаний ССГ.

 

10 модуль — ГСNС.

 

В конструкции ГСС дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания. Для дифференциаций, например, звуков [с] и [ш] можно предложить сле­дующую схему.

АБС — АБШ ОБС — ОБШ УБС — УБШ ИБС — ИБШ Ы6С — ЫБШ ЭБС — ЭБШ

АБС — АВШ ОВС — ОВШ УВС — УВШ ИВС — ИВШ

ывс — ывш эве — эвш и т. д. со звуками Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ч, Ч, Ш, Щ в середине звуко­сочетания

Далее дифференцируют звуки в словах, предложе­ниях, содержащих подобные звукосочетания.

11 модуль — ГССN. В данной конструкции дифференцируемый звук находится в середине звукосочета­ния.

Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно рекомендовать следующую схему.

АСБ — АШБ ОСБ — ОШБ УСБ — УШБ ИСБ — ИШБ ЫСБ — ЫШБ ЭСБ — ЭШБ

АСВ — АШВ ОСВ — ОШВ УСВ — УШВ ИСВ — ИШВ

ысв — ышв эев — эшв и т. д. со звуками: Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С,Т,Ф,Х,Ч, Ч, Ш, Щ в конце звукосо­четания

Далее дифференцируют звуки в словах, предложе­ниях, содержащих звукосочетания конструкции ГСС.

 

 

Успехов Архипова Е.Ф.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: