мы предлагаем проводить по модулям. В этом случае берут слоги и звукосочетания с оппозиционными звуками.
Последовательность дифференциации звуков 1 модуль — С-Г.
например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно предложить следующую схему.
Возможно подключение пальцевых движений на тренажере:
Символ гласного звука | Изолированное произнесение согласного и гласного | Изолированное произнесение согласного и гласного |
-А | С —А | Ш — А |
-о | С —О | Ш — О |
- У | С —У | Ш — У |
- и | С — И | Ш — И |
- ы | С —Ы | Ш — Ы |
-э | С —Э | ш — э |
На звук [а] — прижимаются 1-е пальцы обеих рук, на звук [о] — 2-е пальцы, на звук [у] — 3-й пальцы, на звук [и] — 4-е пальцы, на звук [э] — вся ладонь.
2 модуль — СГ.
Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно использовать схему.
Пары слогов | СА-ША | СО-ШО | СУ-ШУ | си-ши | СЫ-ШЫ | сэ-шэ |
Участие пальцев | 1-Й-1-Й | 2-Й-2-Й | 3-й—3-й | 4-Й-4-Й | 5-й-5-й | вся ладонь — вся ладонь |
Затем дифференцируют звуки в словах простой слоговой конструкции, в предложениях. Постепенно в словосочетаниях звуки дифференцируют в словах более сложной слоговой структуры.
3 модуль — Г-С. Это изолированное произнесение гласного и согласного.
Например, если дифференцируем звуки [с] и [ш] можно предложить следующую схему.
Символ гласного звука | Изолированное произнесение гласного и согласного | Изолированное произнесение гласного и согласного |
-А | А —С | А — Ш |
-о | 0 — С | — Ш |
- У | У— С | У — Ш |
- и | И —С | И — Ш |
- ы | Ы— С | Ы— Ш |
-э | Э — С | Э — Ш |
Возможно подключение пальцевых движений на тренажере. Продолжают напоминать о четкой артикуляции и активной работе губ.
4 модуль — ГС.
Если, например, дифференцируем [с] и [ш], то можно предложить для этого следующую схему, предусматривающую пальцевые движения на тренажере.
|
Пары слогов | АС-АШ | ОС-ОШ | УС-УШ | ис-иш | ЫС-ЫШ | ЭС-ЭШ |
Участие пальцев | 1-Й-1-Й | 2-Й-2-Й | 3-й—3-й | 4-Й-4-Й | 5-Й-5-Й | вся ладонь — вся ладонь |
Затем дифференцируют звуки в словах разной слоговой структуры, в словосочетаниях, предложениях.
5 модуль — ГСГ — интервокальная позиция.
Для дифференциации звуков [с] и [ш] в звукосочетаниях интервональной конструкции предлагают пары звукосочетаний.
В 1-ом варианте гласный, стоящий на первом месте в звукосочетании, остается неизменным.
АСА — АША АСО — АШО АСУ — АШУ АСИ — АШИ АСЫ— АШИ АСЭ — АШЭ
ОСА — ОША 0С0 — 0Ш0 ОСУ — ОШУ ОСИ — ОШИ
ОСЫ— оши осэ — ошэ
УСА — УША УСО — УШО УСУ — УШУ УСИ — УШИ УСЫ— УШИ УСЭ — УШЭ
ИСА — ИША
исо — ишо
ИСУ — ИШУ
иси — иши исы — иши исэ — ишэ
Во 2-ом варианте меняется первый гласный звук в структуре звукосочетания ГСГ.
АСА — АША ОСА — ОША УСА — УША ИСА — ИША ЫСА — ЫША ЭСА — ЭША
АСО — АШО АСО — 0Ш0 УСО — УШО ИСО — ИШО ИСО — ИШО
эсо — эшо
и т. п.
6 модуль — СГСN.
Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно предложить следующие пары слогов:
САБ — ШАБ СОБ — ШОБ СУБ — ШУБ СИБ — ШИБ СЫБ — ШИБ
САВ — ШАВ СОВ — ШОВ СУВ — ШУВ СИВ — ШИВ
сыв — шив и т. д. В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно
Далее рекомендуется дифференцировать звуки в словах, словосочетаниях, предложениях, насыщенных звуками, которые дифференцируем.
7 модуль — СNГС.
Для дифференциации, например, [с] и [ш] можно предложить следующую схему. В конструкции звукосочетаний СГС на первом месте стоит сохранный
|
звук, а на втором месте — дифференцируемый звук. Пары звукосочетаний:
БАС — БАШ БОС — БОШ БУС — БУШ БИС — БИШ БЫС — БЫШ БЭС — БЭШ
ВАС — ВАШ ВОС — ВОШ ВУС — ВУШ ВИС — ВИШ
выс — выш вэс — выш и т. д. со звуками: Г,Д,Ж,3, К, Л, М, Н, П, Р, С,Т,Ф,Х,Ц,Ч, Ш,Щ на первом месте
Далее дифференцировать по классической схеме в словах, словосочетаниях, предложениях и т. д. 8 модуль — ССNГ.
В конструкции звукосочетания ССГ на первом
месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными. Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно предложить следующую схему.
Пары звукосочетаний:
СБА — ШБА СБО — ШБО СБУ — ШБУ СБИ — ШБИ СБЫ— ШБЫСБЭ — ШБЭ
СВА — ШВА СВО — ШВО СВУ — ШВУ СВИ — ШВИ
свы — швы свэ — швэ и т. д. со звуками Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ в середине звукосочетания.
Далее проводят дифференцировку в словах, словосочетаниях, включающих отработанные звукосочетания конструкции ССГ.
9 модуль — СNСГ. В этой конструкции звукосочетания дифференцируемый звук стоит в середине.
Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно рекомендовать следующую схему.
Пару звукосочетаний:
БСА — БША БСО — БШО БСУ — БШУ БСИ — БШИ БСЫ— БШИ БСЭ — БШЭ
ВСА — БША ВСО — БШО ВСУ — БШУ ВСИ — БШИ ВСЫ— БШИ ВСЭ — БШЭ и т. д. со звуками Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф,Х,Ч, Ч, Ш, Щ на первом месте в звукосочетаниях
Далее по классической методике проводят дифференцировку двух оппозиционных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, содержащие конструкции звукосочетаний ССГ.
|
10 модуль — ГСNС.
В конструкции ГСС дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания. Для дифференциаций, например, звуков [с] и [ш] можно предложить следующую схему.
АБС — АБШ ОБС — ОБШ УБС — УБШ ИБС — ИБШ Ы6С — ЫБШ ЭБС — ЭБШ
АБС — АВШ ОВС — ОВШ УВС — УВШ ИВС — ИВШ
ывс — ывш эве — эвш и т. д. со звуками Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ч, Ч, Ш, Щ в середине звукосочетания
Далее дифференцируют звуки в словах, предложениях, содержащих подобные звукосочетания.
11 модуль — ГССN. В данной конструкции дифференцируемый звук находится в середине звукосочетания.
Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно рекомендовать следующую схему.
АСБ — АШБ ОСБ — ОШБ УСБ — УШБ ИСБ — ИШБ ЫСБ — ЫШБ ЭСБ — ЭШБ
АСВ — АШВ ОСВ — ОШВ УСВ — УШВ ИСВ — ИШВ
ысв — ышв эев — эшв и т. д. со звуками: Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С,Т,Ф,Х,Ч, Ч, Ш, Щ в конце звукосочетания
Далее дифференцируют звуки в словах, предложениях, содержащих звукосочетания конструкции ГСС.
Успехов Архипова Е.Ф.