Василий Андреевич Тропинин «Кружевница», 1823 г.
Кружевоплетение предположительно появилось в России лишь во второй половине 17 в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах.
В конце 18 века кружева плели из серебряных и золотых нитей, а в изделия вплетали жемчуг. Своим мерцающим блеском кружева напоминали ювелирные изделия. Начиная с 1930 года, в советской России появились так называемые артели. Крупными центрами кружевного плетения считались такие города, как: Вологда, Елец и Советск.
Оборудование для плетения кружева на коклюшках
Коклюшка — деревянная палочка, как правило, катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева.
Процесс создания кружева сложен и многотруден. Сначала мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. Его накладывают на подушку — туго набитый валик. В определенные точки вкалываются булавки, от которых тянутся нити, намотанные на коклюшки. Быстро перекладывая деревянные палочки из одной руки в другую, кружевница переплетает нити, переставляет булавки в нужном порядке. Нитки для кружевоплетения могут быть выполнены из хлопка, шелка, льна, шерсти и других материалов.
Исторические центры кружевоплетения в России
Вологодское кружевничество, как промысел, существует с 1820 года. Во времена крепостного права во всех значимых усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Мастерицы выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.
В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
|
Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов
Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань.
В 18 веке кружево пришло в Елец. Елецкое кружево —сложное и трудоемкое — возникло в подражание модным иностранным образцам, распространенным в России, но со временем приобрело чисто русские черты. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». Часто встречаются в кружеве изображения цветов, бутонов, листьев. Растительный орнамент приобретает изящество и отточенность рисунка и особую воздушность.
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце 19 века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.
|
Единственное в мире разноцветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
В России есть и другие исторически сложившиеся центры кружевоплетения. Они имеют самобытность и свой стиль.
Ребята, посмотрите видео по ссылке
https://vk.com/video-9298710_166513214
Ребята, надо зарисовать характерные мотивы сцепного кружева. Используйте цветную бумагу, белую гелиевую ручку или белую гуашь.
Работу подпишите (имя, фамилия, класс) и вышлите преподавателю.
Преподаватель предмета прикладное творчество Антроповой В.Г.,
адрес электронной почты finina_v@mail.ru
номер телефона +7 992 425 07 67