Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской,научной и религиозной истин.
1)Цель: составить сравнительную таблицу отличий философской,научной и религиозной истины.
Теоретический,справочно-информационный материал по теме занятия.
· Истина- правильное,адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
· Заблуждение- неадекватное,недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искажённый результат познания.
· Относительная истина- неполное, приближенное знание,которое дополняется в процессе дальнейшего познания.
· абсолютной истиной- называется такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания.
Истина всегда:1)конкретна(т.е абстрактной истины не существует)
2)объективна (по содержанию),т.е не зависит от познающего субъекта.
3) субъективна, т.к вне сознания её не существует.
В современной философии выделяют три концепции истины:
· Концепция соответствия,согласно которой истинами является высказывания соответствующей действительности.
· Прагматическая концепция истины,в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными.
· Прагматическая концепция истины в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Наука-среда человеческой деятельности,функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
религия-мировоззрение и мироощущение,а также соответствующее поведение,определяемой верой в существование Бога.
Философия-(от греч. люблю мудрость)-любовь к истине.
Рекомендации студентам по подготовке к занятию.
|
Для подготовки к занятию изучите:
1)Горелов А.А.Основы философии: Учебник М.:Академия,2010,гл.15.Философия и наука.стр.161-168;гл.16.Отличия философии от искусства, религии, идеологии.стр168-177.
2)Моисеева. Н.А, Сороковикова В.И. Философия."Питер."2009,модуль 5. Основы философского понимания мира &53.Философское учение о познании. стр 158-164.
Практические задания, упражнения.
1)Что на ваш взгляд,является антиподом истины: ложь, заблуждение, ошибка? Или ещё " что-то ещё". Объясните, используя эти понятия,особенности процесса познания.
Чем отличается истина от лжи, заблуждения, ошибки? Как можно определить истину от заблуждения?
2)Попробуйте объяснить:
В чём сходство и различие между истиной и правдой?
3)Попробуйте объяснить: в чём различие между знанием и верой?(под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера?)
4)Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
·...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,умножает скорбь.(библейский проповедник Экклезиаст)
· Знание-сила(Ф.Бэкон)(сравните:"Знать больше сегодня- значит быть более сильным завтра"(Э.Теллер.)
5)Прокомментируйте следующее утверждение, принадлежащие Гегелю:
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развёрнутый ответ, приведите примеры.
Задания студентам для самостоятельной работы.
· В чём сходство и различия между философией и религией?
· Каких вы знаете учёных, которые были одновременно философами?
· как относятся философия и религия к проблеме смерти?
· в каком смысле ложь говорит о художнике-философе?
|
· В.Г.Белинский писал что, дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины "Как называется это качество истины?
· Прокомментируйте следующее утверждение:"Познать мир до конца- это было бы чудом сосчитанной бесконечности".
· Истина не даётся нравственно ущербному человеку -писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В.Киреевский.
С какой особенностью русской философии связано это суждение?
Согласны ли вы с ним?
Разве безнравственные люди не познают мир?
Почему для постижения истинного знания важно нравственная сторона дела?
Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: "Знание без совести- погибель души".
6)Контрольные вопросы, тесты,задания по теме.
· Каковы характерные черты науки?
· В чём сходство и различия между философией и наукой?
· Следует ли принимать за истину то, что общепринято?
· Прокомментируйте высказывание Т.Бэкона "Истина-дочь времени, а не авторитета."
· Наука отражает мир в виде:
а) понятий, принципов, законов
б) художественных образов
в) религиозных догматов.
· Что такое истина?
а) знание, соответствующие предмету действительности и своему понятию.
б) рациональное знание,описывающие опыт.
в) знание, которое подтверждается опытом.
· Раздел философии, основной категорией которого выступает "истина"
а) онтология
б) гносеология
в) эстетика
г) аксиология