Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритм.
В языках программирования их называют подпрограммами или процедурами. Последнее название используется в языке управления графическим исполнителем.
В таком случае программа решения поставленной задачи разделяется на основную программу (основной алгоритм) и процедуры (вспомогательные алгоритмы). Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя.
Формат команды обращения к процедуре, то есть общий вид, следующий:
сделай <имя процедуры>
Определение процедуры в программе называется ее описанием. Формат описания процедуры:
процедура <имя процедуры>
Нач
<тело процедуры>
Кон
Имя в описании и имя в обращении должны точно совпадать (никаких склонений по падежам!). Описание процедур располагается после основной программы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
1. Запустите исполнитель «Кенгуренок»
2. Выберите командный режим и отдайте исполнителю команды: шаг, поворот, прыжок с помощью функциональных клавиш F1, F2, F3 cсоответственно.
3. Удалите команды и очистите поле для рисования: установите курсор перед первой командой и нажмите на клавиатуре клавишу Delete.
4. Напишите программу для рисования квадрата со стороной 3 шага. Исходное положение: левый нижний угол квадрата, направление на восток. Кенгуренок должен вернуться в исходное положение.
1) Перейдите в программный режим;
2) Наберите следующую программу на поле для написания программ:
Шаг (нажать F2)
Шаг (нажать F2)
Шаг (нажать F2)
Поворот (нажать F3)
Шаг
Шаг
Шаг
Поворот
И т.д.
3) Установите исходное положение Кенгуренка в соответствии с условием задачи (левый нижний угол квадрата, направление на восток). Для этого обратитесь к меню Установки и клавишами F1 и F2 добейтесь нужного положения исполнителя.
|
5) Пронаблюдайте результат на поле для рисования
ЗАДАНИЕ 1.
Составьте программы рисования символов: Т, Б, Ц. Алгоритмы предварительно запишите в тетрадь.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Составьте программу для рисования квадрата из упр. 1 с использованием процедур:
1. Каков алгоритм решения данной задачи? Составьте в тетради его блок-схему.
2. Перейдите в режим написания программы.
3. Нажмите F9, при этом в поле программы появится команда «сделай » В появившемся диалоговом окне необходимо написать название процедуры. Назовите ее «сторона ».
4. Повторите обращение к процедуре сделай <сторона> еще 3 раза.
5. Далее необходимо описать саму процедуру:
а) нажмите F8, напишите название процедуры
б) выполните описание процедуры:
шаг
шаг
шаг
поворот
г) нажмите 8, чтобы вставить команду окончания процедуры
Программа должна иметь следующий вид:
сделай сторона
сделай сторона
сделай сторона
сделай сторона
процедура сторона
шаг
шаг
шаг
поворот
конец процедуры
6. Выполните программу.
ЗАДАНИЕ 2.
Составьте программы с использованием процедур, предварительно записав их алгоритмы в тетрадь:
1) написания числа 1919. Исходное положение; внизу цифры 1, на восток.
2) рисования фигуры
![]() |
3) рисования фигуры
![]() |
4) рисования слова «SOS»