Пояснительный текст к блоку




Внутренняя политика. Славян относят к семье индоевропейских народов. Праро­дина славян точно неизвестна. Большин­ство ученых сегодня считают таковой цент­ральную часть Польши, Южную Белорус­сию и Северо-Западную Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне - поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы), юг (южные сла­вяне-болгары, сербы, хорваты и др.) и вос­ток (предки русских, украинцев и белорусов) (1). В период расселения у славян гос­подствовал родоплеменной строй. Решаю­щая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князьям (военным вождям) и старейшинам. (2)

В первой половине IX в. складываются во­сточнославянские союзы племен племенные княжества «славинии»: поляне (среднее тече­ние Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словене ильменские (оз. Ильмень) и др. Начинается процесс образования Древ­нерусского государства (ДРГ). Призвание ва­рягов в Новгород (летописная дата - 862 г.) положило начало правлению там князя Рю­рика (его потомки - Рюриковичи) (3). После его смерти при малолетнем сыне Рюрика Игоре править стал Олег (возможно, род­ственник Рюрика). В 882 г. он обманом захва­тил Киев (легендарный основатель - Кий), убил правивших там Аскольда и Дира, и сде­лал Киев своей столицей. (4)

Первый великий князь киевский Олег подчинил большинство восточнославянских племен и установил контроль над путем «из варяг в греки» вдоль которого и сформирова­лась первоначальная территория ДРГ. После его смерти стал править Игорь. В 945 г. он был убит при сборе дани с древлян, когда за­требовал ее больше обычного (5). Ввиду ма­лолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы сбо­ра дани (6). Святослав подрос, но почти не за­нимался вопросами управления, а предпочи­тал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточнославянский союз племен, который был вне ДРГ). После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сначала победил Ярополк, но затем победу с помощью варягов одержал Владимир (980-1015).

Владимир посадил в различные города своих многочисленных сыновей (7). После его смерти между ними вспыхнула междоусоби­ца. Власть в Киеве захватил Святополк, про­званный Окаянным за убийство своих брать­ев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помогали поляки и печенеги, но победу все же одержал Ярослав, опиравшийся на по­мощь варягов и новгородцев (8). Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) - расцвет ДРГ (9). При нем начал составляться первый общерусский сборник законов - «Русская правда» (составление продолжено при Ярославичах и Владимире Мономахе) (10).

По завещанию Ярослава его государ­ство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусоби­цам. В 1097 г. на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена (11). На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Все­володович Мономах (вел. киевский князь в 1113-1125, по матери - внук императора Византии Константина Мономаха) (12). Он заслужил большой авторитет и как орга­низатор борьбы с половцами, и как про­тивник княжеских междоусобиц, справед­ливый правитель (свои взгляды он выраз­ил в «Поучении» детям). Мономах был приглашен на киевский престол в наруше­ние сложившегося порядка наследования после того, как недовольные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. 0днако вскоре после смерти Владимир Мономаха ДРГ окончательно распалось (1132 г.) (13).

Внешняя политика. На Восточно-Евро­пейской равнине до прихода славян прожи­вали финно-угорские племена (мордва, мещера, чудь, меря, мурома и др.), но славян­ская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандинавов), а с юга - хазары (Хазарский каганат - государство с центром на Нижней Волге). Они облагали восточно-славянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию («из варяг в греки»).

После образования Древнерусского государства (ДРГ) основными направления­ми его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Визан­тия являлась привлекательным объектом грабежа и главным торговым партнером (14). В 907 г. князь Олег совершил ус­пешный поход на столицу Византии Кон­стантинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен очень выгод­ный для русов торговый договор. В 941 г. Игорь совершил новый поход, но его флот был сожжен «греческим огнем» (горючей смесью). В 944 г. Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сраже­ния, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгод­ный, как при Олеге (15).

Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение (16). Святослав сначала в союзе с визан­тийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, по­скольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с им­ператором он отступил (17). Политика Вла­димира в отношении Византии определялась его стремлением принять крещение (18). Позже отношения Византии с ДРГ приобре­ли мирный характер.

Отношения ДРГ со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов. Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (около 965 г.) (19). Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной ДРГ, они угрожали Киеву и уби­ли Святослава, когда тот возвращался после войны с Византией.

Система обороны от набегов была со­здана Владимиром I («богатырские заста­вы», засеки, сигнальные костры) (20), а Ярослав нанес печенегам решающее по­ражение. При Ярославичах в пригранич­ной степи появились половцы, которые нанесли им поражение (21) и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В борьбе с ними приобрел авторитет князь Владимир Мо­номах. Он организовал успешные походы против половцев, и те перестали представ­лять прежнюю угрозу (22).

ДРГ также поддерживало различные от­ношения с восточными (Волжская Болга­рия и др.) и западными (Польша, Германия и др.) странами. Показателем высокого ав­торитета ДРГ было то, что дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за королей Фран­ции, Норвегии и Венгрии (23).

Хозяйство и общественные отноше­ния. Ведущие отрасли - сельское хозяйство, лесные промыслы и ремесло. Основа сель­ского хозяйства - земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на севере, выращи­вали зерновые культуры). Скотоводство иг­рало подсобную роль. Важное значение имели охота на пушного зверя и бортниче­ство (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружей­ное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные - Киев, Новго­род, Полоцк, Чернигов, Смоленск (24).

Внутренняя торговля была развита сла­бо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля (25). Русские купцы торговали с Византи­ей, Закавказьем, Западной Европой. Выво­зили меха, мед, кожи, полотно, воск, ремес­ленные изделия, ввозили предметы роско­ши, вина, ткани шелк, сукно.

В VI-VIII вв. в связи с развитием хозяй­ства на смену родовой общине пришла со­седская, появились частная собственность и имущественное расслоение (26). В период существования ДРГ идет процесс станов­ления феодализма. Для него характерно наличие двух основных общественных групп - феодалов-землевладельцев и зави­симых крестьян, которых принуждают не­сти в пользу феодалов различные повин­ности (барщина - работа на поле и в хозяй­стве феодала, и оброк - выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи, во­енно-служилая знать варяжского и славян­ского происхождения, славянская родоплеменная знать, а также духовенство (после Крещения) (27). С XI в. появляются вотчины - крупные земельные владения с зави­симыми крестьянами, передававшиеся по наследству (28).

Крестьяне жили общинами (верви). Сре­ди них уменьшалось число свободных и росло число зависимых. «Русская правда» (главный источник по общественным отно­шениям в ДРГ) называет различные катего­рии зависимого населения, но их положе­ние неясно. Видимо, холопы - это рабы, за­купы - работающие за долг («купу»), рядо­вичи - работающие по договору («ряд»). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.

Эволюция общественных отношений нашла отражение в «Русской правде». «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, опре­делила круг наказуемых преступлений. «Правда Ярославичей» заменила кровную месть штрафом и усилила разницу в плате за убийство представителей различных ка­тегорий населения. «Устав Владимира Мо­номаха» урегулировал вопрос взимания ро­стовщического процента и положение холопов.

Культура - совокупность созданных об­ществом материальных и духовных ценно­стей. Культура ДРГ высоко оценивается специалистами. В сфере материальной культуры особенно успешно развивалось ювелирное дело. Известны скань (узор из золотой или серебряной проволоки, напаи­ваемой на металлическую основу) и зернь (узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на метал­лическую пластинку).

Духовная культура характеризовалась, прежде всего, развитием устного народного творчества и особенно былинного эпоса (былины об Илье Муромце, Добрыне Ни­китиче, Алеше Поповиче и др.).

Система религиозных представлений восточных славян до принятия христиан­ства характеризуется как язычество: покло­нение силам природы и олицетворявшим их богам и духам. Основными божествами были Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог неба). Велес (бог скота, пастухов), Род (бог плодородия). Лада (богиня семьи). В святилищах (капищах) перед идолами бо­гов под руководством жрецов (волхвов) со­вершались жертвоприношения и исполня­лись обряды (29).

После Крещения Руси (30) в 988 г. в духов­ной культуре произошли огромные измене­ния. Началось распространение славянской письменности (31), созданной в IX в. в Дунай­ской Болгарии просветителями св. Кирил­лом и Мефодием (кириллица). Стали созда­ваться школы, переводиться книги. Центры культуры - монастыри (главный - Киево-Печерский) (32). В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летописи, «Слово о законе и благодати» первого рус­ского митрополита Илариона) (33). Крупней­ший летописный свод Древней Руси «По­весть временных лет» возник в начале XII в. (главный составитель - монах Киево-Печер-ского монастыря Нестор) (34).

С принятием христианства стали стро­ить храмы. Типичны крестово-купольные храмы. Памятники зодчества - соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, по­строенные при Ярославе Мудром (35). Хра­мы украшали мозаикой (рисунки из цвет­ных стеклышек) и фресками (живопись по сырой штукатурке). При огромном куль­турном влиянии Византии следует отме­тить, что русские мастера творчески перера­батывали достижения греков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: