1 вариант
1. Культура в широком смысле слова это:
а) совокупность всех достижений человека в материальном и духовном производстве;
б) уровень развития образования, науки, искусства;
в) соблюдение правил этикета;
г) многообразие видов искусства.
2. Произведения, создаваемые в рамках этого вида культуры, рассчитаны на узкий круг ценителей и специалистов:
а) национальная;
б) народная;
в) элитарная;
г) массовая.
3. Положительными нравственными качествами личности являются:
а) стремление во всём быть первым (даже если для этого нет достаточных оснований);
б) умение быть требовательным к себе;
в) способность и желание помочь товарищу.
4. Наука от религии отличается тем, что;
а) стремится не к слиянию с объектом, а к его теоретическому познанию;
б) стремится к объяснению мира в целом;
в) разум и опора на чувства в ней имеют большее значение, чем вера;
г) её истины не общезначимы и зависят от уровня развития человека.
5. Убежденность в том, что Бога нет – это:
а) вера;
б) религия;
в) атеизм;
г) мировоззрение.
6. Распределите уровни образования с примерами
Функции | Примеры |
а) основное общее; | 1. 10-11 класс; 5. университет. |
б) среднее (полное); | 2. техникум; |
в) среднее профессиональное; | 3. институт; |
г) высшее профессиональное; | 4. 1-9 класс; |
7. Распределите виды религии и их характеристики
Виды религии | Характеристики |
а) тотемизм | 1. вера в духовную сущность, заключенных в предметах |
б) фетишизм | 2. вера в существование связи, родства между людьми и каким – то видом животных или растений |
в) магия | 3. верования и обряды, в основе которых – вера в возможность воздействия на явления и людей, используя различные приемы |
г) анимизм | 4. почитание объектов реальности, которым придавали сверхъестественные свойства |
|
8. Перед Вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.
- Низкий человек видит в людях только дурное.
- Самая большая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
9. Вставьте на место пропусков слова из предполагаемого ниже списка.
____ (1) - это вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. ____ (2) науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп (к ним относятся социология, философия, ____(3), политология). _____ (4) науки исследуют явления материального мира, в их число входят ___ (5), химия, биология.
Слова для вставки: а) гуманитарная; б) наука; в) техническая; г) естественнонаучная; д) история; е) физика; ж) информатика; з) электротехника; и) деятельность.
10. Как проявляют себя функции морали в жизни современного российского общества?
11. Воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга. (В. Гюго)
Напишите эссе, анализируя это высказывание.
2 вариант
1. Какое из данных утверждений верно:
А. Понятие культуры употребляется в двух значениях – материальная культура и духовная культура.
Б. Культура является показателем степени цивилизованности общества.
1) только А;
2) только Б;
3) А и Б;
4) ни одно из них.
2. Результат разнообразной созидательной творческой деятельности человека называется:
|
а) моралью;
б) искусством;
в) культурой;
г) экономикой.
3. Искусство – это:
а) мировая художественная литература;
б) форма духовной культуры, отражающая действительность в художественных образах;
в) совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.
4. Какая из перечисленных наук даёт ответы на вопрос, что такое добро и зло:
а) психология;
б) этика;
в) культурология;
г) социология.
5. Вера в существование сверхъестественной связи между группой людей и каким-либо видом животных– это:
а) тотемизм;
б) анимизм;
в) язычество;
г) магия.
6. Распределите формы культуры с примерами.
Функции | Примеры |
а) народная; | 1. балет; 5. поп-музыка. |
б) элитарная; | 2. граффити; |
в) массовая. | 3. былины; |
4. музыка Шостаковича; |
7. Распределите виды религии и их характеристики
Виды религии | Характеристики |
а) буддизм | 1. Появилась в 1 веке н.э. в Палестине. |
б) христианство в) ислам | 2. Жизнь – есть страдания, причина которых в желаниях. 3. Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов. |
4. Устанавливает очень строгое соблюдение обрядов. | |
8. Перед Вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.
- Хочешь узнать новое – обратись к старому.
- Учи только того, кто сам ищет знаний.
9. Вставьте на место пропусков слова из предполагаемого ниже списка.
В Древнем Риме под словом ____ (1) понимали возделывание почвы, ее обработку. В дальнейшем эти термином обозначали все созданное ____ (2). Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и ____ (3) жизни. Культура воплощается в _____ (4) деятельности людей. Основными элементами культуры служат язык, ценности, ____ (5).
|
Слова для вставки: а) нормы; б) человек; в) преобразование; г) культура; д) духовная; е) практическая; ж) потребность; з) потребление; и) деятельность.
10. «Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни» (Л.Н. Толстой). О какой функции искусства говорит великий писатель?
11. Напишите эссе, в котором попробуйте сравнить элитарную и массовую культуры. Выскажите свои суждения и предпочтения при анализе культур.