сопровождающий человека в течение всей его жизни




Консультация для родителей

Психологическая безопасность ребенка в семье

Семья – важнейший из феноменов,

сопровождающий человека в течение всей его жизни

Психологическая безопасность ребенка – такое состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок.

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья является широко представленным в обществе социальным институтом, который обязан строить свою локальную систему безопасности. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым, и, следовательно, ненадежным. В условиях современного общества вопросы безопасности и жизнедеятельности резко обострились. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Именно мы, папы и мамы, дедушки и бабушки, мы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - наш дом - оказывает огромное влияние на то, как он будет поступать в тех или иных ситуациях, сумеет ли прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде.

Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, оскорбления, угрозы.

 

 

Задачи воспитания родителями своих детей заключаются в следующем:

•уважение индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста;

•понимания детей, в умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

•выработке конструктивных диалогов с ребенком;

- выработке собственных принципов в воспитании, с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности ребенка в семье? Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

- Гиперопека

- Психологическая безнадзорность. Ребенок воспитывается по жесткому регламенту и наставлениям. Возможности и способности ребенка не позволяют удовлетворить непомерные ожидания родителей. От ребенка требуется некритическое, беспрекословное подчинение всем требованиям своих родителей. В такой семье активность и инициатива ребенка подавляется. Естественно, что своё стрессовое состояние должно ребёнок должен каким-то образом снять, получить эмоциональную разгрузку. Обычно это происходит в детском саду. И тогда мы часто слышим от родителей фразу: «У нас таких проблем с ребёнком нет. Дома он себя так не ведёт, это золотой ребёнок и т.д.»

 

Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.

- Разлад между родителями. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, все это негативно сказывается на детской психике. Дети, как зеркало копируют проведение взрослых. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным

родителям, к друг другу, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.

В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность.

Признаками неблагополучного эмоционального состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности выступают: беспокойный сон, долгое засыпание; повышенная утомляемость; чрезмерная обидчивость, плаксивость или, на­оборот, повышенная агрессивность. Также прямство, рассеянность, невнимательность; отсутствие уверенности в себе. ребенок постоянно ищет одобрения у взрослых. Присутствует нарушения аппетита; боязнь социальных контактов, нежелание участвовать в играх с другими детьми; навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание и др.); повышенная тревожность и другие явления. Перечисленные симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напря­жения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо заметить, что не все признаки могут быть ярко выражены. Но следует обратить внимание на ребенка даже в том случае, если проявились только некоторые из них. Игнорирование подобных проявлений может привести к стой­ким нарушениям и в здоровье и в личностном развитии ребенка. В свою очередь, верными показателями того, что психологическая безопасность ребенка в достаточной мере обеспечена, служат хорошее настро­ение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Поскольку психологическая безопасность ребенка - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.

В психологии и педагогике разработано достаточно средств и методов, нацеленных на обеспечение психологической безопасности детей как в семье, так и в образовательных организациях.

К ним относятся:

1. Разумное дозирование психических, эмоциональных и физических нагрузок. Чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени для игры, общения со сверстниками и родителями, самостоятельной творческой деятельности.

2. Наблюдение за самочувствием и настроением ребенка, выявление причин неблагополучия, организация своевременной помощи.

3. Грамотная с точки зрения психологического и физического состояния детей организация режимных моментов (полноценный сон, достаточное время для прогулок, ограничение времени для просмотра телевизора или компьютерных игр).

4. Предоставление ребенку максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы.

5. Профилактика нарушений психоэмоционального состояния детей с использованием водных процедур, массажа, психотерапевтических игр, простейших способов релаксации и т.п.

6. Создание предметно-развивающей среды дома и в образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения психологического комфорта ребенку взрослые могут использовать и такие методы воспитания и развития, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, анималотерапия.
У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает - значит, доверяет вам. И самое главное, любите своих детей. Цените каждый день, проведенный с ними.

Литература

1.Попова Е. В., Слабодских Н. В. Психологическая безопасность детей в семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 г.

2.Жедунова Л.Г, МожаровскаяИ.А, ПосысоевН.Н, Юрасова Е.Н «Основы психологии семьи и семейного консультирования»; Учебное пособие для студентов высших учебных заведений ООО «ИздательствоВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

3.Инина-Понуровская, Е. Ю. Конфликтные отношения между родителями и детьми / Е. Ю. Инина-Понуровская. Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: