Учеба в Санкт-Петербургской консерватории




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Устюженская школа искусств»

Им. В.У. Сипягиной-Лилиенфельд

Пусть музыка звучит через века
Жизнь и творчество
Веры Уаровны Сипягиной-Лилиенфельд

 

Автор: Лебедев Игорь

Обучающийся 5 класса

МБУ ДО «Устюженская школа искусств»

Руководитель:

Смирнова Светлана Евгеньевна

Преподаватель по классу «Фортепиано»

МБУ ДО «Устюженская школа искусств»

Устюжна

Год

Содержание

  Введение 3 Основная часть 4 Детство 4 Учёба в Санкт-Петербургской консерватории 5 Знакомство с А.И. Куприным………………………………………………………………………….7 Жизнь после революции………………………………………………………….7 Пионерка Музыкального дела……………………………………………………8 Устюженская школа искусств……..……………………………………………10 Заключение………………………………………………...……………………11 Список литературы…….………………………………………………………11 Приложения………………………………………………….………………….14  

Введение

«Музыкальное образование

не есть воспитание музыканта,

музыкальное образование –

это есть воспитание человека»

 

М. С. Казиник

 

Вера Уаровна Сипягина-Лилиенфельд - имя этой пианистки конца XIX - начала XX веков, чья судьба тесно связана с Устюженским краем, носит «Устюженская школа искусств», в которой я обучаюсь. Мне захотелось больше узнать о жизни и творчестве Веры Уаровны и её культурно-просветительской деятельности.

Цель проекта

— Познакомиться с жизнью и творчеством нашей землячки, пианистки Веры Уаровны Сипягиной – Лилиенфельд и определить её вклад в историю и культуру Устюженского района.

Задачи проекта

— Собрать материал о Вере Уаровне Сипягиной – Лилиенфельд.

— Проанализировать, систематизировать и обобщить все найденные сведения.

— Подготовить презентацию и выступить перед учениками нашей школы, а также на межрегиональной конференции «Мы живем Победами»

· Познакомить сверстников с жизнью и творчеством В.У. Сипягиной – Лилиенфельд.

Предмет исследования:

Жизненный и творческий путь В.У. Сипягиной – Лилиенфельд.

Методы исследования:

· - сбор, изучение и обобщение информации;

· - изучение архивных документов;

Актуальность исследования:

В 2021 году исполняется 160 лет со дня рождения Веры Уаровны Сипягиной-Лилиенфельд – выдающейся русской пианистки и «пионерки музыкального дела» в Устюженском уезде (районе). Мне хотелось вновь напомнить сверстникам о жизни и творчестве В.У. Сипягиной-Лилиенфельд. Ведь, слава и известность – мимолётны, а память в человеческих сердцах – живёт вечно.

Основная часть

Детство

Вера Уаровна Сипягина родилась 1 февраля 1861 года. Семья Сипягиных относилась к одной из ветвей старинного русского дворянского рода. Её отец, Уар Семенович Сипягин, в 1861 году имел звание штабс-капитана, был потомственным и кадровым военным. В год рождения средней дочери Веры Уар Семенович Сипягин проходил службу в Санкт-Петербургском Константиновском военном училище. Его семья проживала в одном из корпусов при училище, где и появилась на свет маленькая Вера. Главный начальник военно-учебных заведений Великий Князь Михаил Николаевич пожаловал новорожденной образ Божией Матери и стал её крестным отцом. Мать Верочки Александра Яковлевна Сипягина (урожденная Маслова) с детства любила музыку, однако её опекун, устюженский помещик И. И. Перский, посчитал расточительным затрачивать средства на музыкальное образование девушки. Именно тогда Александра Яковлевна поклялась, что если у неё когда-то будут дети, то она обязательно станет обучать их музыке.

Родовое имение Сипягиных находилось в деревне Свистуны Устюженского уезда Новгородской губернии. Именно там прошли детские годы Веры Сипягиной. С осени 1870 года Сипягины постоянно поселились в Свистунах. Маленькую Веру вначале отдали на обучение в один из городских пансионатов, а затем в Устюженское двухклассное училище.

Ей было предрешено стать пианисткой – за инструмент девочку посадили в два с половиной года. Первым ее учителем стал Логин Линев, ученик всемирно известного пианиста Джона Фильда. Уар Семенович и Александра Яковлевна всю жизнь были благодарны Л. И. Линеву, заметившему искру таланта в их дочери.

Учеба в Санкт-Петербургской консерватории

Дальнейшее музыкальное образование Веры, требовало значительных средств. Их у семьи не было. Но, посоветовавшись, родители решили попытаться собрать необходимую сумму. Александра Яковлевна энергично взялась за дело. Она уговорила Уара Семеновича продать пустоши Заручевье и Борки, вытребовала какие-то старые долги, купила дочери приличный инструмент (до сих пор брали напрокат у знакомых), вела переписку с "важными родственниками" из Петербурга. Юная Сипягина держала экзамен и в августе 1873 года была зачислена на научно-музыкальные курсы при Санкт-Петербургской консерватории. После этого Александра Яковлевна сняла в столице квартиру, и с этого времени целиком и полностью посвятила себя образованию Веры. Уже с 12 лет Вера давала платные уроки музыки девушкам из богатых семей, заручившись рекомендациями своих именитых педагогов Карла Лютша, Теодора Лешетицкого, Луи Брассена. Она давала уроки музыки в домах архитектора Ф. Л. Миллера и юриста В. В. Петрова, сенатора М. Мартынова и генерала А. Ф. Волкова. Кроме того, Вера активно выступала в салонах, где считалась почетным гостем. К салонам первой величины она относила музыкальные вечера, устраиваемые у А. Г. Рубинштейна, К. Ю. Давыдова, М. П. Азанчевского, А. В. Вержбиловича и других известных деятелей русской музыкальной культуры. Сипягину начали приглашать на платные концерты. Так, например, она часто стала бывать в роскошном особняке страстного любителя музыки и живописи, мецената В. Н. Карамзина, сына знаменитого историка, выступая здесь перед самой изысканной и утонченной публикой. В общем, педагогическая и исполнительская деятельность Сипягиной в консерваторские годы "била ключом", и новый директор консерватории К. Ю. Давыдов весьма приветствовал такое начинание. Он выделял её среди других учениц как подающую надежды пианистку и как талантливого педагога.

Вера Сипягина одной из первых стала получать стипендию, учрежденную членом государственного совета Федором Тернером. 23 мая 1881 года в Санкт-Петербургской консерватории состоялось публичное выступление, посвященное очередному выпуску. В нем принимали участие наиболее талантливые воспитанники. Сипягина играла 2-ю и 3-ю части концерта фа-минор Шопена. Газета "Петербургский листок" писала тогда о Вере Уаровне: "Г-жа Сипягина, ученица профессора Брассена, выказала необходимый лиризм и певучесть тона, шик, блеск, размах и цепкость пальцев, осиливая трудности, чаруя той искрой дара Божья, которая бьет широким ключом в её исполнении. Она вполне овладела инструментом и подчинила его себе... Мощный, выдающийся, подкупающий слушателя талант". В дипломе на звание свободного художника, выданном В. У. Сипягиной Художественным Советом Санкт-Петербургской консерватории Императорского Русского Музыкального общества 20 мая 1882 года, были отмечены особенные способности молодой пианистки, благодаря которым она была награждена малой золотой медалью. Диплом подписали директор консерватории К. Ю. Давыдов и члены Совета Л. Брассен, А. И. Рубец, К. Лютш, Н. А. Римский-Корсаков.

Её фамилия, ставшая двойной после замужества – Сипягина – Лилиенфельд, была известна широкому кругу любителей фортепианной музыки. Находясь на гребне популярности, Сипягина не забывала Устюжну, давала концерты в местном Дворянском собрании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: