Функции, жанры официально-делового стиля. Особенности устной и письменной официально-деловой речи.




Понятие функционального стиля, принципы классификации функциональных стилей.

 

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Принципы классификации функциональных стилей

Функциональные стили как наиболее крупные разновидности литературного языка подвергаются дальнейшей внутристилевой дифференциации. В каждом стиле выделяются подстили, которые в свою очередь подразделяются на еще более частные разновидности. Следует отметить, что дифференциация функциональных стилей лишена единого основания, так как она базируется на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.

В официально-деловом стиле в зависимости от назначения текстов выделяются законодательный, дипломатический и канцелярский (административно-канцелярский) подстили. Первый включает в себя язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, второй язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений. Канцелярский подстиль включает в себя, с одной стороны, служебную переписку между учреждениями и организациями, а с другой частные деловые бумаги.

Особенности публицистического стиля определяются спецификой средств массовой информации. В зависимости от этого можно выделить газетно-публицистический, радио- тележурналистский и ораторский подстили.

Стилевая дифференциация художественного стиля прежде всего соответствует трем родам литературы: лирике (поэтический подстиль), эпосу (прозаический) и драме (драматургический).

В разговорном стиле выделяются разновидности, обусловленные обстановкой общения официальной (разговорно-официальный подстиль) и неофициальной (разговорно-бытовой подстиль)

Функции, жанры и основные черты научного стиля.

Главная функция.

Основной функцией научного стиля речи является реализация потребности объяснения какого-либо факта, теории, гипотезы. Повествование должно быть максимально объективным, поэтому для данного жанра характерна обобщенность и структурность ведения монологической речи. Тексты, созданные в этом стиле, обязаны учитывать предыдущий литературный опыт потенциального читателя, в противном случае он не сможет увидеть интертекстуальные связи, которыми они богаты.

Помимо основной функции научного стиля, ученые выделяют еще одну – вторичную, которая обязана активизировать у читателя текста логическое мышление. По мнению исследователей, если адресат текста не может выстроить логические взаимосвязи, то ему вряд ли удастся понять всю его смысловую составляющую.

Жанры: Собственно научный, • научно-информативный, • научно-справочный, • учебно-научный, • научно-популярный

Основные черты научного стиля:

Объективность, логичность, бесстрастность, точность, однозначность, доказательность.

Функции, жанры официально-делового стиля. Особенности устной и письменной официально-деловой речи.

Жанры официально-делового стиля характеризуются разной степенью шаблонности. К наиболее стандартным жанрам относятся заявления, приказы, докладные записки и т. д., которые пишутся в соответствии с установленными образцами.

Официально-деловому стилю присущи функции волеизъявления, долженствования, представленные в текстах широкой гаммой императивности от жанров приказа, постановления, распоряжения до просьбы, пожелания, предложения, выражаемых в ходатайствах и деловой переписке; функция фиксации правовых отношений (договор, контракт); функция передачи информации (информационные письма, отчеты, справки).

Особенности письменной официально-деловой речи:

Объективность,Обобщенность Логичность, ясность, краткость, беспристрастность, убедительность, полнота(достаточность информации)

Особенности устной официально-деловой речи:

· устное - письменное (с точки зрения формы речи);

· диалогическое - монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);

· межличностное - публичное (с точки зрения количества участников);

· непосредственное - опосредованное (с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата);

· контактное - дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

 

1. Определите сферу функционирования научного стиля и дайте определения научного стиля современного русского литературного языка.

Ответ: Научный стиль – книжный стиль литературного языка, который обслуживает научную сферу общения. Сфера функционирования: разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства.

2. В устной или письменной форме речи реализуется научный стиль литературного языка.

Ответ: основная форма речи – письменная.

3. Назовите общие экстралингвистические признаки научного стиля, заданные спецификой сферы общественной деятельности, в которой он функционирует.

Ответ: Экстралингвистические черты научного стиля:

· точность

· логичность

· сжатость и информационная насыщенность

· объективность

· доказательность

· отвлечённость и обобщённость суждений

4. Прочитайте текст. Выпишите лексику: а) имеющую общекнижную функционально-стилевую окраску и б) специальную, терминологическую.

Обратные действия определяются для иррациональных чисел так же, как и для рациональных. Так, вычесть из числа А число В – значит найти такое число Х, чтобы сумма В+Х равнялась А. Если одно из чисел рациональное и выражается конечной десятичной дробью, то в указанных определениях вместо приближённых значений такого числа надо брать его точное значение. При более обстоятельном рассмотрении можно установить, что действия над иррациональными числами обладают теми же свойствами, какие принадлежат действиями над числами рациональными.

Ответ: а)иррациональных,рациональное,рациональных,чисел,числа,число,выражается,вычесть,десятичнойдробью,равнялись,определениях,значениях,значение,рассмотрении,свойствами,действиям.

б)числа А, число В, число Х, сумма В+Х

5. Прочитайте текст. Выпишите абстрактную и конкретную лексику, охарактеризуйте их соотношения в тексте.

Наша гипотеза заключалась в следующем. Если восприятие геометрических фигур (как и каждое восприятие) является процессом, имеющим сложное смысловое и системное строение, если оно предполагает выделение опорных признаков, выбор из многих альтернатив и принятие соответствующего «решения», что есть основания думать, что и этот процесс в значительной степени зависит от характера практики испытуемого.

6. Сопоставьте значения выделенных слов в попарно приведённых предложениях. Какая особенность лексической системы научного стиля стоит за этими различиями?

1. Этот ребёнок очень активный, энергичный, сообразительный. – Натрий – элемент активный.

2. От него всегда можно услышать живое слово, свежую мысль. В клетках живого организма происходит постоянный обмен веществ.

3. Тон его речи был странен: в нём звучала и горькая обида, и безнадёжность, насмешка и страх… (М. Горький) – Большая секста – это интервал в четыре с половиной тона.

4. Мне нельзя горького, солёного и кислого: очень болит горло. – В кислой среде этот металл растворяется.

7. Выпишите из толкового словаря значения приведённых слов: употребите их в контексте научного стиля и определите, какое из выписанных значений оказалось здесь представленным.

А) Глаголы: составлять, делить, выводить, находить, служить, разбивать.

Б) Имена: кислый, жидкий, свободный, бешеный, средний; тело, вилка, окончание, сила, клетка.

8. Прочитайте предложения. Сравните значение глагольной формы 1 лица множественного числа, употреблённой в них. Найдите предложения, взятые из научных текстов; определите, в каком значении выступает в научном стиле эта глагольная форма.

1. Рассмотрим теперь воздействие основных частей храма на участников религиозных процессий.

2. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом. Там уже скопились все жители крепости.

3. Приведём для примера характеристики трёх детей на основании наблюдений за их играми.

4. Здесь, уже на первой террасе, мы наткнулись на следы оленей.

5. Для иллюстрации некоторых методов возьмём трёхтомную работу, изданную в Америке исследовательской группой по воспитанию характера во главе с Хэртшорн и Мэй.

9. Постройте предложения, включив в их грамматические основы попарно приведённые словоформы и словосочетания. Определите тип сказуемого в этих предложениях.

Образец: китайский язык – слоговой язык;

1) Китайский язык – это слоговой язык;

2) Китайский язык является слоговым языком;

3) Китайский язык – один из слоговых языков;

4) Китайский язык является одним из слоговых языков. Во всех предложениях сказуемое – составное именное.

1) цель исследования – выяснение особенностей

2) тип государства – рабовладельческое государство

3) наука, религия, право – формы общественного сознания

4) идиомы – фразеологические единицы

10. Определите, каким способом выражается сказуемое в следующих пассивных конструкциях:

1. Нами разработана следующая методика выявления актуального членения предложения.

2. Замеры производились на глубине погружения 880 м.

3. Была выполнена программа работ, предусмотренных координационным центром полётов.

4. Металл подвергается воздействию высоких температур.

5. Ошибка в произнесении русского твёрдого [л] вызывается неправильным расположением языка в ротовой полости.

11. Замените два простых предложения сложноподчинённым, употребив один из приведённых союзов. Сделайте вывод о распространённости союзных/бессоюзных предложений в научном стиле.

Союзы: если; когда; после того, как; так как; поскольку.

1. Были произведены анализы крови у испытуемых. Выяснилось, что РОЭ у всех больных выше 15 мм/сек.

2. Станем пропускать углекислый газ через известковую воду. Заметим, что вода помутнеет.

3. Было разработано учение об актуальном членении предложения. Стало невозможно анализировать закономерности порядка слов во флективных языках без учёта тема-ремного устройства предложения.

4. Все стороны данного параллелепипеда равны. Этот параллелепипед есть куб.

5. Бетоны очень хрупки. Для их деформативности добавляются бентониты.

12.Какие средства связи между отдельными предложениями в пределах связного текста используются в приведённых ниже примерах? О какой общей экстралингвистической особенности научного стиля свидетельствует наличие таких «скреп»?

1. Некоторые химические вещества обладают способностью светиться. Так, например, в пучке лучей солнца светятся кислый хинин и эскулин.

2. Для любой глубины средняя температура есть величина постоянная. Следовательно, А и есть средняя температура неизменного слоя.

3. Опыт показал, что в состав воздуха входят кислород, азот, углекислый газ и некоторые другие вещества. Значит, воздух не есть простое элементарное вещество.

4. Эмоциональное состояние говорящего определяет также интонацию, использование частиц, междометий и т.д. Таким образом, разная степень эмоциональной окраски сообщения определяет в известной степени наличие наглядно-чувственных образов в кате познания, степень логической и грамматической членимости предложения.

5. В условиях одноязычия основными объектами сознательного воздействия общества на язык являются: во-первых, графика и орфография; во-вторых, терминология; в-третьих, нормативно-стилистическая система языка.

13. Проанализируйте данные тексты по плану, установите их функционально-стилевую принадлежность.

План анализа: 1) тема текста;

2) особенности лексики: лексика нейтральная, общекнижная и специальная; характер эмоционально-экспрессивной лексики;

3) характерные словообразовательные модели;

4) морфологические особенности;

5) синтаксические особенности.

Серьёзным подспорьем в освещении проблемы происхождения славянских языков является топонимика. Топонимика широко используется в этногенетических исследованиях. История топонимов на славянской территории и прилегающих к ней землях достаточно сложна. Эти районы являются районами древнего заселения. Крупные топонимические объекты: большие реки, озёра, горы и т.д. – получили свои наименования во времена, предшествовавшие образованиям праславян, прабалтов, прагерманцев. Обычно эти наименования передавались с различными вариациями от одного этноса к другому. Поэтому попытки этимологизации таких названий, как Одра, Висла, Дунай, Днепр, Припять, Волга, Ока и др. были неоднозначными и вызывали законные сомнения.

Русская палеография

Развитие письменности в связи с процессом расширения и углубления феодальных отношений, влекло за собой изменения в области графики, смену типов письма, переход от устава к полууставу, а затем к скорописи. Только рассмотрение графики в тесной связи с историей общественных отношений может дать правильное представление о характере и причинах эволюции письма.

В частности, наблюдения над особенностями полуустава должны выяснить, чем вызвано его появление как результата развития устава. Во-первых, полуустав мельче устава. Во-вторых, в полууставе по сравнению с уставом основные линии в строении букв менее правильны. Геометрический принцип в полууставе нарушается: прямые линии букв допускают кривизну и остроконечность, кривые не всегда совпадают с правильной дугой и т.д. В-третьих, в полууставе встречается больше сокращений слов, увеличивается количество букв, написанных над строкой, появляются в большом количестве знаки ударений и придыханий. Наконец, полууставный почерк очень часто был наклонным, что должно было содействовать ускорению письма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: