Важное: Египет – пирамиды (скульптура в Египте расписывалась)- мастаба-пирамиды, Месопотамия – зиккураты (их прообразом служили ступенчатые пирамиды), Эгейская культура – Циклопическая кладка (огромные блоки) – Дворец-лабиринт царя Миноса (с Минотавром) – особенности Кносского дворца красные колонны немного суженные к низу. Видимо из-за их не сейсмичной формы дворец плохо сохранился.
Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами была пирамида. Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.
Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.
|
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус.
Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.
Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.
В результате длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — каменная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешними стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. В период Древнего царства наземная часть имела строгую планировку: просторные залы, коридоры, кладовые располагались вдоль главной оси. Внутренние стены мастабы украшались росписями и рельефами с изображениями богов, фараонов, животных, растений и орнаментами. Например, редкая по изяществу роспись с изображением гусей в Медумской гробнице. В живописных и особенно рельефных композициях мастаба Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения. Сцены располагались последовательными фризами-регистрами с соблюдением пропорциональной соразмерности фигур. Например, на рельефе гробницы Ти в Саккаре мастаба внутри украшалась также скульптурами. Мастаба образовывали своеобразные некрополи и находились в строгой архитектурной гармонии с монументальными гробницами — пирамидами, которые были строго сориентированы по сторонам света и имели правильную четырехгранную форму, символизирующую Вечность. На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида Древнего царства — пирамида фараона Джосера (ок. 2630 г. до н.э.) в Саккаре. Она была ступенчатой и представляла собой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция воплощала идею лестницы в небо, помогающей взойти к богам.
|
Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» — Пирамиды Гизы (Безупречно правильной формы). Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Третье предположение состоит в том, что пирамида – это форма солнечного луча. Пирамиды стоят уже более 40 веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих сооружений. Высочайшая из них – пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек Древнего мира. Ее высота сегодня (википедия) – 138,75 метров (раньше ок. 150 м), а длина основания каждой грани сегодня – около 225 (раньше ок.230 м) метров. Пирамиды никогда не были отдельно стоящими сооружениями. Пирамиды только внизу имеет прорезанные коридоры, ведущие в усыпальницу фараона. Предполагается, что захоронения в пирамиде были сделаны позже их постойки. Рядом с пирамидами большой сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва. Между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.. Сфинкс и пирамиды ориентированы строго по сторонам света. Из путевых заметок Ивана Бунина: «…Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песком скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса. Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены… Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток…
|
Некрополь в Гизе и его гигантский страж возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине III тысячелетия до н.э. Тогда уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительны каноны, которые свято оберегались потом на протяжении веков.
Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Древнейшие шумерские города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных богам светил, плодородия, ветра. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (от них остались только небольшие фрагменты) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 — 3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами —лопатками. Приподнятый над жилой частью города храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Наверх вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Храм — низкое толстостенное прямоугольное здание без окон — имел внутренний двор. Свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. В 3-м тыс. до н. э. возник более разработанный в архитектурном отношении тип храма — зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения. Зиккурат, например знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре, состоял из нескольких (от трех до семи) огромных платформ прямоугольной или усеченной формы, выложенных сплошной кладкой из сырцового кирпича и помешенных уступами одна на другую. Террасы соединялись наружными гигантскими лестницами или пандусами, выявлявшими структуру зиккурата. Нередко он служил своеобразным научным центром, обсерваторией или наблюдательным пунктом. Лучше всего сохранился огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3-го тыс. до н.э.). Как и более ранние храмы, он имел сходство с горой. Три его мощные, сужающиеся кверху террасы были окрашены в разные цвета: черный (битум), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (известняк). Сооружение венчало небольшое святилище, вероятно, декорированное синей глазурованной плиткой. Эта цветовая гамма, согласно мифологическим представлениям, символизировала связь земного и небесного миров. Своими четкими горизонтальными членениями зиккурат напоминал ступенчатые пирамиды.
Подробнее о Зиккурате. Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами[3])
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш)[ источник не указан 1328 дней ].
Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов
В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.
Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.
Эгейская культура - это историческое сообщество культур народов, населявших с начала третьего тысячелетия до нашей эры берега Эгейского моря: Балканы, полуостров Малая Азия, а также прилегающие острова - Киклады и самый большой остров в Эгейском море - Крит. Великая цивилизация, процветавшая в этих местах, погибла в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры, то есть когда греческая цивилизация еще только зарождалась. Величайшие города Эгейского мира - Тиринф, Микены, Кнос, Фест, наконец, легендарная Троя столько раз упоминаются в греческих мифах и преданиях, что кажется любой европеец, получивший классическое образование, знает о них все или почти все, но на самом деле вплоть до семидесятых годов прошлого века европейцы не знали, где точно находились эти города, и считали, что мифы - это прекрасные поучительные сказки с занимательными интригами и глубоким философским смыслом, неисчерпаемый кладезь сюжетов для всех видов искусства на все века. Только в 70-х годах девятнадцатого века удивительный человек, абсолютный дилетант в археологии, но свято веривший, что Гомер описал реально происходившие события, немец Генрих Шлиман, предприняв отчаянную попытку найти Гомеровскую Трою, доказал, что Троя существовала. В Турции, на холме Гисарлык, руководствуясь только описаниями Гомера и других античных авторов, он нашел руины легендарного города, погибшего в результате пожара. Это была она, Троя, где в войне из-за прекрасной Елены полегло столько греческих и троянских героев. Открытие это стало настоящей сенсацией, вызвавшей бурный восторг среди любителей древности и шквал негодования среди профессиональных археологов. Воодушевленный успехом, Шлиман отправился в Грецию в поисках не менее легендарных городов - Тиринфа и Микен, где, по словам Гомера, похоронены греческие военные вожди, сражавшиеся в первых рядах во время Троянской войны. Микены были городом, где правил царь Агамемнон, возглавивший поход греков против троянцев. Греческий путешественник Павсаний во втором веке до нашей эры описывал Микены так: "До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы... Тут были подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф, возлюбленный жены Агамемнона, Клитемнестры, убил на пиру". Именно эти слова Павсания и были главным руководством Шлимана. Он раскопал купольные гробницы со множеством золотых предметов, гробницу Атрея, гробницу Агамемнона со знаменитой золотой погребальной маской, гробницы Эгисфа и Клитемнестры. Микенские гробницы довольно любопытные сооружения. Это так называемые толосовые гробницы, круглые по форме, перекрытые ложным сводом. Иногда их еще называют купольными гробницами. Снаружи они засыпаны земляной насыпью, а внутри перекрыты подобием купола или свода, который получается потому, что каждый последний слой каменной кладки чуть-чуть выступает за пределы предыдущего и таким образом концентрические кольца кладки смыкаются на вершине. В гробнице Агамемнона было 33 таких кольца. Были в Микенах и могилы, высеченные в скале. Шлиман был уверен, что в пяти из таких могил, где было найдено много золотых сосудов, масок, бронзового оружия и прочих сокровищ, и были похоронены спутники Агамемнона, убитые на пиру Эгисфом. Некоторые ученые, правда, считают, что захоронения, открытые Шлиманом, относятся к более раннему периоду, чем Троянская война.
Крепость в Тиринфе, строители неизвестны XIV-XIIIвв. до н.э. Греция, Тиринф | Гробница Атрея, строители неизвестны XIVв. до н.э. Греция, Микены | Крепость в Микенах, строители неизвестны XIV-XIIIвв. до н.э. Греция, Микены | Настенные росписи дворца "Лабиринт" нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс |
Помимо гробниц, Шлиман открыл и город - Микены. Это был настоящий город-крепость. На скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря в тринадцатом веке до нашей эры греками-ахейцами была возведена неприступная крепость площадью 30 000 квадратных метров. С севера она была защищена горой, со всех сторон окружена мощной каменной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота - более 8 метров. Возможно, что в древности каменная часть стены была еще выше надстроена из сырцового кирпича, но от него, даже если он и был, не осталось и следа. Но больше всего в этой стене поражает не высота или толщина, а каменные блоки, из которых она построена. Трудно поверить, что люди могли сдвинуть с места эти огромные камни. Кажется, что не люди, а циклопы ворочали эти глыбы. Не случайно такая кладка из огромных необработанных камней называется циклопической. Попадаются, правда, иногда и обработанные прямоугольные блоки, но и они поражают своими размерами, достойными одноглазых циклопов. Главный вход в крепость был через Львиные ворота. Проем ворот - это квадрат со стороной 3,1 метра. В свое время он закрывался мощными деревянными створками, но сейчас без них ворота выглядят, быть может, даже внушительней. Два огромных вертикальных камня перекрыты громадным блоком, сверху немного скругленным, а над ним, в кладке стены, оставлен треугольник, заполненный каменной плитой с высоким рельефом, на котором два могучих льва, поставив передние лапы на ступени, фланкируют колонну. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды. Все население города могло укрыться за неприступными стенами крепости. Там был и дворец, от которого, правда, мало что сохранилось. Другим городом-крепостью, построенным еще раньше Микен и открытым Шлиманом, был Тиринф. Здесь уже Шлиман проводил раскопки более профессионально, так как с ним вместе работал Дерпфельд, архитектор, прошедший хорошую школу, участвуя в археологической экспедиции Берлинских музеев в Греции. Страбон рассказывает, что Тиринф построили для царя Пройта великаны - одноглазые циклопы, привезенные им из Ликии. Стены Тиринфа тоже выложены циклопической кладкой из огромных камней весом до 12 тонн. Камни выложены безо всякого раствора, но между ними пустоты засыпаны мелкими камнями.Два панциря стен заполнены внутри землей и бутом. В результате толщина стен Тиринфа колеблется от 4,5 до 17 метров. Местами в стене устроены казематы и именно там она самая толстая. Высота этой каменной стены - 7,5 метра, но раньше она была еще выше за счет надстройки из сырцового кирпича. Площадь этой крепости - до 20 000 квадратных метров, и все горожане могли укрыться здесь от неприятеля. Главный вход в крепость был в восточной части стены. От него вел узкий коридор, попав в который, неприятель встречал град стрел, льющуюся смолу и летевшие в него камни. Только миновав этот коридор, можно было оказаться на территории нижнего и среднего города. А для того чтобы во время осады крепость снабжать водой, на западе был сделан потайной вход, от которого специальный проход, перекрытый ложным сводом, вел к подземному источнику. Крепости Тиринф и Микены по праву считались неприступными. Древние греки застали эти твердыни, построенные их предками, во всей красе, но время не пощадило их. Одним из центров Эгейской культуры, который завоевавшие его греки застали уже в руинах, был остров Крит и, конечно, знаменитый Кносский дворец-лабиринт. |
Дворец-лабиринт, зодчий Дедал(?) нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс | Дворец Лабиринт Минотавра, архитектор Дедал(?) нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс | Дворец Лабиринт Минотавра, архитектор Дедал(?) нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс | Дворец-лабиринт, зодчий Дедал(?) нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс |
Величайшим архитектором и изобретателем древности был Дедал. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д. Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что казалось, будто они смотрят и двигаются. И был у него племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. Гениальный Дедал видел в нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Ареопаг приговорил Дедала за это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда. Дедал сделал себе и сыну Икару крылья из птичьих перьев, скрепил их воском, и они улетели. Икар не послушал отца, поднялся слишком близко к солнцу — воск растаял, и Икар упал в море. А Дедал благополучно приземлился в Сицилии. Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра — получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса. Так рассказывает древний греческий миф. Но был ли Лабиринт на самом деле? Многие исследователи считают его тоже чудом света, хотя в те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать. Тогда каким же было это сооружение, если память о нем жива, а никаких исторических документов нет? Сегодня мы знаем об этом благодаря английскому археологу А.Эвансу, прибывшему сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым городом. И Эванс начал раскопки. Он вел их почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, но равный по площади целому городу — Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из. которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности. Вместе с Лабиринтом Эванс открыл великую древнюю культуру, ставшую, вероятнее всего, жертвой природных сил, — возможно, извержения вулкана на острове Санторин. В ученом мире принято считать, что критская (или минойская) цивилизация была преимущественно цивилизацией дворцов, поскольку именно дворцы были теми центрами, без которых специфическая социальная система Крита просто не могла бы существовать. Как считают многие историки и археологи, первые дворцы на территории острова появились на рубеже III—II тысячелетий до нашей эры. Именно в это время сложилась принципиальная схема дворцовых ансамблей, основные части которых группировались вокруг большого внутреннего двора, вытянутого с севера на юг. Постройка дворцов и начиналась с разбивки центрального двора, а уж потом вокруг четырех его стен вырастали другие дворцовые постройки. План дворцового ансамбля впервые, вероятнее всего, сложился в Кноссе, где и был создан самый большой и самый сложный из всех известных науке комплексов подобного рода. Дворец рос изнутри, не вписываясь в рамки заранее заданного контура. План Кносского дворца сразу наводит на мысль о лабиринте, настолько он сложен и запутан. Кносский дворец-лабиринт со всех сторон совершенно разный, нет главного фасада и торжественного входа. Используя рельеф местности, архитектор расположил разные части здания па разных уровнях, то есть часть дворца получилась двух-, часть - трех-, а часть - четырехэтажной. Общая площадь Кносского дворца - 10 000 квадратных метров. Комплексы построек, причудливо расположенные на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, поэтому неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности. Дворец царя Миноса многократно перестраивался и расширялся. Поздний дворец был длиной 150 и шириной 100 метров. С западной и с восточной стороны от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четырехэтажного дома, световыми колодцами, внутренними двориками, коридорами, залами и жилыми комнатами. Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц, коридоров, наземных и подземных сооружений. Кажущийся беспорядок в расположении помещений ученые объясняют сооружением новых дворцов над фундаментами прежних, которые были разрушены землетрясениями, а также пожаром 1380 года до н.э. Свежий воздух и солнечные лучи проникали во все помещения через специальные окна верхнего света, отверстия в сводах и двери. В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. С таким грифоном можно играть и резвиться на лугу. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами. Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса. |
БИЛЕТ № 2
1. Искусство древнего Египта. Периодизация, сложение изобразительного канона и проявление его во всех видах искусства.
Важное:!!! для Египетского искусства характерен регресс!!!
Каноны складываются в период Древнего царства и остаются неизменными на долгие века – плитка фараона Нармера – Идеальные пропорции говорили о божественном начале в человеке – в скульптуре фигуры руки в ритуальном жесте - , в скульптуре стоящей фигуры левая нога выдвигалась вперед – изображение фигуры фараона всегда больше по размеру фигур других людей – спокойное лицо – идеальные пропорции (тело молодого человека) – египетская перспектива (лицо и фигура в профиль, глаз в фас)
Изобразительное искусство Древнего Египта прошло несколько стадий развития. Особого расцвета оно достигло в эпохи Древнего (2900-2270 гг. до н.э.), Среднего (2100-1700 гг. до н.э.) и Нового (1555-1090 гг. до н.э.) царств. Основные каноны стали складываться в период Древнего царства. Искусство Древнего царства — это египетская классика. Его характерны
Канон — свод художественных правил, которые способствуют выявлению характерных черт в изобразительном искусстве, присущих данной системе культуры. Применение отдельно взятых приемов еще не составляет канонами чертами являются монументальность, торжественность, ритмичность
И жизненная достоверность. Ведущая роль принадлежала архитектуре, тесно связанной с заупокойным культом (гробницы-мастаба, пирамиды). Большое развитие получил скульптурный портрет. Скульптура в Египте расписывалась.
Древние изображения помогают узнать о различных эпизодах истории Египта. Через тысячи лет рассказывают о ней рельефы на саркофагах (гробах из камня или других материалов) и фрагментах древних построек. С графической точностью рельефов гармонически сливались строчки иероглифов. Для многих произведений древнеегипетского искусства характерны строгая ясность линий, четкий контур, предельно обобщенные объемы, выразительность силуэтов. Изображение для египтян — это священный знакобраз. Создать изобразительный знак предмета — означало сберечь и увековечить его жизненную силу. Пиктография, т.е. рисуночное письмо, была первоначальной основой и письменности, и искусства Египта. Когда в дальнейшем появилось иероглифическое письмо, изображения и надписи по-прежнему образовывали прочный художественный синтез, обусловленный общностью цели — закрепить и сохранить в знаке жизненную силу. Эта цель обусловлена мировоззрением египтян и их пониманием назначения искусства, которое должно было дарить бессмертие. Своеобразие египетского изобразительного искусства определялось верой древних египтян в жизнь после смерти и природными особенностями этой страны. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и власть фараона, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозных обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик — их около двух тысяч. Сохранилось большое количество их изображений. Удивительно, но многочисленность символов и знаков, допустимых при рисовании одного и того же бога или природного явления, не помешала египтянам создать целостный образ мира. Древние египтяне очень остро чувствовали поэтичность и красоту всего, что их окружало. Для них большое значение имели фантазия и воображение, поэтому одно и то же явление отражалось ими в различных художественных образах. Тайна древнеегипетской религии — особое почитание звериных образов. Многие египетские боги были зверолики: покровитель умерших Анубис имел голову шакала, бог мудрости и письма Тот — голову павиана, богиня войны Сехмет — львиную голову. Один из наиболее совершенных образов бога был представлен в виде солнца. Солнце изображали то как шар со множеством простертых рук-лучей, то как шар с рыльями, то как тельца или сокола. Круг, напоминающий диск солнца, постоянно встречается в древних египетских орнаментах.
В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра — что значит «скрытое солнце». Он был главным божеством, покровителем всех богов и отцом фараона. Согласно древним мифам, Ра родился при сотворении мира из цветка лотоса. Египтяне считали, что днем он плывет в ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, рассекает воды подземного Нила, утром он снова поднимается на небо. Ра изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, или же полностью соколом. В древних текстах Ра называют «дневным солнцем» (в отличие от Атума — «вечернего Солнца» и Хепри — «утреннего солнца». Атума представляли человеком с двойной короной на голове, что говорило о нем как о «владыке обеих земель», т. е. Верхнего и Нижнего Египта. Часто он воплощался в образе старца или змеи. Хепри изображался человеком, у которого вместо головы — большой жук. В древних рисунках и скульптурных изображениях встречается образ жука-скарабея, который создает себя за один день, как солнце, проходящее свой путь на небосклоне за день. В его лапках — диск солнца. Это тоже символ бога — утреннего солнца Хепри. Священную фигурку жука-скарабея, символизирующего вечную жизнь, ставили на грудь мумии, находившейся в саркофаге. В Египетском музее в Каире собрана целая коллекция таких жуков, сделанных из полудрагоценных камней.
В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV (Эхнагон) ввел новый культ — поклонение всемогущему солнечному богу Атону, поставив его во главе всех египетских богов. Его символом было солнце с лучами, на концах которых помещались руки, державшие знак жизни «анх».
Еще один солнечный бог Амон обычно изображался в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Ипостасью солнечного божества, побеждавшего силы мрака, был бог света Гор, изображавшийся с головой сокола. Его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями. Особенно важен для понимания египетского искусства миф об Осирисе. Бог плодородия Осирис был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса — Гор — вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса, который уже не вернулся на землю, а сделался царем мертвых в подземном царстве. Наследником его на земле, царем живых, стал Гор. На сохранившихся изображениях Осирис предстает сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и вновь возвращается к жизни. История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего земледельческого мифа о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. На этом мифе основано возникновение культа умирающего и воскресающего бога в разных религиях. Исида — богиня плодородия, воды, мореплавания, ветра, символ женственности, супружеской верности. Исида — дочь Геба и Нут, сестра (и жена) Осириса, Сета и Нефтиды, мать Гора. Основные мифы об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. Как богиня неба Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове и с солнечным диском между ними. Как супруга Осириса она принимала на себя частично его функции. Например, считается, что Исида научила людей жать. Культ Исиды был распространен повсеместно. По представлениям древних египтян, после смерти человек должен был явиться на суд Осириса. Чтобы знать, как себя там вести, еще при жизни каждый должен был прочитать «Книгу мертвых», составленную во 2-м тыс. до н. э. Этот сборник религиозных текстов насчитывает около 200 глав. В нем, в частности, содержится описание суда Осириса над умершим, поясняемое рисунками.