Вокально-хоровые трудности




Аннотация

На ОБРАБОТКУ О.П. КОЛОВСКОГО

ХОРОВОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

«ТРИ САДОЧКА»

 

 

Выполнила:
Сапожникова Вера Владимировна,
студентка 3 курса
отделения хорового дирижирования
Преподаватель:
Кириллова Елена Максимовна
 

 

 

Ижевск

2019 г.

Русска я народная песня «Три садочка» в обр. О.П. Коловского

Олег Павлович Коловски й (1915-1995) – русский хоровой дирижер, профессор Ленинградской консерватории, преподаватель полифонии, анализа форм, хоровой аранжировки, руководитель военно-музыкального ансамбля, общественный деятель. Автор статей о хоровом творчестве Шостаковича, Шебалина, Свиридова, Салманова, ряд статей посвящен анализу хоровых партитур и песенной основе хоровых форм в русской музыке. Автор многочисленных обработок и переложений для хора (в том числе русских народных песен).

С 1952 года – преподаватель Ленинградской консерватории, с 1953 по 1973 — главный редактор Ленинградского отделения Музгиза, в дальнейшем – издательства «Музыка», с 1973 по 1992 — заведующий кафедрой теории музыки Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Подавляющее большинство научных трудов Олега Павловича посвящено исследованию музыкального искусства XIX и XX веков, в первую очередь отечественного. Весьма показательны названия наиболее ярких его работ: «Анализ хоровой партитуры», «Русская хоровая песня», «Асафьев о подголосочности и полифонии в русской музыке», «О мелодической сущности хорового многоголосия М. Глинки», «О мелодии, подголосочности и контрапункте в музыке Чайковского», «Картинки с выставки» Мусоргского (к проблеме подголосочной полифонии)», «О полифонии в хоровых сценах оперы «Борис Годунов» Мусоргского», «Черты хорового стиля С. Прокофьева» (о хоровой фактуре кантаты «Александр Невский»), «Мастер хоровой музыки a capрella», «Хоровые циклы В. Салманова», «Хоровые миниатюры В. Шебалина», «Пять хоров без сопровождения Г. Свиридова».


 

Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа. Поется соло, ансамблем, хором.

Отличительные черты русской народной песни:

1) Подголосочная полифония

2) Одноголосный запев

3) Пение a capella

4) Распевы

5) Унисонные окончания

Обработка – всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения. В 19-20 веках большое значение приобрела обработка народных мелодий, которую чаще называют их гармонизацией. Русскую культуру невозможно представить без народной песни. Именно русская песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни: от колыбели до могилы.

Многие композиторы обращались к жанру хоровых обработок русских народных песен. Народная песня занимала особое место в творчестве М.А. Балакирева – сборник «Сорок русских народных песен», М.П. Мусоргского – четыре русские народные песни: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «У ворот, ворот батюшкиных», «Скажи девица милая», «Ах ты, воля моя воля». Обработки Н.А. Римского-Корсакова отличались богатством приёмов и ладов хорового письма: «Заплетися плетень», «Со вьюном я хожу», «Ай во поле липенька».

Многие обработки также сделаны хормейстерами. Выдающийся хоровой дирижёр, руководитель Государственного академического хора СССР А.В. Свешников сделал интереснейшие обработки русских народных песен: «Вниз по матушке по Волге», «Как пойду я на быструю речку», «Ах, ты ноченька», «Грушица».

Интерес к народной песне не ослабевает, в хоровые обработки вносятся современные гармонии и ритмы, приближая их к самостоятельным сочинениям на народные темы.

 

Три садочка

Как под лесом, под лесочком.

Под крутеньким бережочком,

Под крутеньким бережочком,

Там стояло три садочка.

Как во первом во садочке,

Кукушечка куковала.

Во другом-то во садочке

Соловейка распевала.

Как во третьем во садочке

Мать сыночка провожала:

«Ты скажи, скажи, сыночек,

Кого тебе в свете жалко?».

«Жалко жену по закону,

А тещеньку по привету.

Еще матушки родимой

Жальче в белом свете нету».

Как под лесом, под лесочком.

Под крутеньким бережочком,

Под крутеньким бережочком,

Там стояло три садочка.

 

Произведение написано для профессионального смешанного четырехголосного хора.

Фактура песни – подголосочная и имитационная полифония с эпизодами гомофонно-гармонического склада.

Композитор использует параллельно-переменный лад, все три вида минора, а также дорийский лад для показа и раскрытия самобытного колорита народной песни.

Сдержанный темп напрямую зависит от жанра самой песни – лирической протяжной с добавлением элементов рекрутской песни.

Форма произведения – куплетно-вариационная, позволяющая записать одну тему в разных вариантах, соответствующих содержанию куплета.

Мелодия песни выдержана в основном в едином ритмическом рисунке на протяжении всего произведения. Она звучи на протяжении всего произведения поочередно во всех голосах, лишь иногда незначительно меняясь. Отсутствие множества украшений, свойственных народной песне, придает характеру движения монотонность и эмоциональную сдержанность.

Для исполнения песни «Три садочка» в обработке О.П. Коловского требуется профессиональный смешанный, с большим количеством мужских голосов хор, потому что характер и колорит этого произведения создает именно звучание тембров мужских партий. Также при исполнении следует уделить особое внимание характеру звуковедения, чтобы избежать лишней сентиментальности.

 


 

Исполнительский план

Первый куплет звучит спокойно, повествовательно, перед слушателями развертывается картина русской природы, на фоне которой развивается действие песни.

Во втором куплете начинается сюжетное развитие песни, появляются персонажи песни: кукушка, символизирующая собой в славянской мифологии, как женское начало, так и одиночество, и «соловейка», который в русских народных песнях, чаще всего, – «добрый молодец».

В третьем куплете рассказывается о прощании матери с сыном-рекрутом, тема матери звучит как плач по уходящему сыну.

Четвертый куплет начинается мужским хором – ответом сына матери, который говорит: «Матушки родимой жальче в белом свете нету». Это – эмоциональная, динамическая кульминация всего произведения.

Пятый куплет – возвращение к повествовательному характеру, но уже нет той же отстраненности наблюдателя, что и в первом куплете. В конце песни звучат христианское смирение и печаль воспоминаний.

Форма произведения

Начинается песня октавным унисоном всего хора, но с 7 такта фактура меняется, тема переходит к тенорам, в то время как остальные партии выдерживают хоровую педаль, затем тема переходит к сопрано.

Во втором куплете происходит динамическое и фактурное развитие музыки. Первые две фразы куплета запевает женский хор, им эхом вторит мужской. Затем звучат 4 такта имитации, в конце куплета появляется гомофонно-гармоническая фактура.

3 куплет начинается на pianissimo, унисонным звучанием женского хора, затем мелодию подхватывают басы, но тема звучит уже в тональности S. В конце куплета на выдержанном звуке басов снова поет женский хор.

В начале 4 куплета на драматически напряженном forte поют мужские голоса. Во втором предложении вновь появляется гомофонно-гармонический склад, звучит tutti всего хора, четвертый куплет – это динамическая и драматическая кульминация произведения.

5 куплет весь состоит из темы и подголосков разных партий, мелодическая тема произведения звучит попеременно во всех голосах.

Вокально-хоровой анализ

Русская народная песня «Три садочка» обработана О. Коловским для смешанного четырехголосного хора.

Общий хоровой диапазон составляет 3,5 октавы.

Диапазон сопрано – м.13:

В основном голосоведение у сопрано плавное, но встречаются скачки вверх на м.6 и на ч.8. В последнем такте единственный скачок на ч.5. В 7-9, 16, 20, 32-35, 59-61 т. у сопрано выдержанные звуки, на фоне которых развивается мелодия других партий.

, ,

 

Диапазон альтов – б.13.

В партии альтов встречается только несколько скачков на ч.4 вверх и вниз, а также скачки на м.6, в остальном же голосоведение плавное. Случайные знаки в альтовой партии практически отсутствуют, за исключением 54 такта, в котором звучит гармонический минор. В 7-12, 16, 20, 32-35, 55-61 тактах альты удерживают звук «ми», что может вызвать некоторые затруднения с удержанием верного тона.

,

Диапазон теноров – м.10.

Мелодия партии теноров в основном движется плавно, но присутствуют скачки на б.6, м.6, ч.8. Тенора в этом произведении в основном поют в своей тесситуре, что придает музыке особую выразительность и эмоциональное напряжение. В 48-49 тактах в партии теноров происходит divisi; в 48 т. в первых тенорах звучит гармонический, а во вторых тенорах – мелодический минор, но в следующем такте уже возвращается минор натуральный. Кроме того, в 57 такте звучит дорийский лад.

,

Диапазон басов – м.13

В партии басов голосоведение плавное, также присутствуют длинные хоровые педали (7-12, 36-41, 55-58 такты). В басовой партии лишь несколько скачков на ч.5, м.6 и ч.8. Случайные знаки практически отсутствуют. За исключением 60 такта, где появляется дорийский лад (VI#).

,


 

Вокально-хоровые трудности

Первоочередной задачей при работе над песней «Три садочка» является выстраивание унисона, как в отдельных партиях, так и унисона всего хора.

Сложность может вызвать удержание высокой позиции и верного тона при исполнении хоровых педалей.

Так как в этом произведение присутствует подголосочная полифония, особое внимание требуется уделить ритмическому ансамблю, т.к. ритмические рисунки в разных партиях отличаются, и поэтому очень важно прислушиваться к другим голосам.

Также необходимо работать над динамическим ансамблем, так как тема принадлежит одной-двум партиям, а в других партиях звучат подголоски или хоровые педали.

Важно обратить внимание хора на интонацию в произведении, исполняемом a capella.

В произведении большое количество распевов, которые нужно точно атакировать.

Так как произведение написано, в основном, в подголосочной полифонии, важно четкое произношение слова, чтобы не потерялся смысл и сюжет песни.


 

Русская народная песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни, она с ним в его радостях и печалях. Прибаутки, потешки, хороводные, свадебные, рекрутские, погребальные народные песни отмечали каждую веху на человеческом пути. Любая народная песня несет в себе народную самобытность и уникальность. Интонации русской народной песни доступны каждому человеку, они заложены уже на генетическом уровне и служат как бы проводниками во времени, а потому являются неотъемлемой частью концертного репертуара профессиональных и любительских хоров.

В песне «Три садочка» ярко передана боль от расставания с близким человеком при помощи минорного лада, секундовых интонаций, Композитор, обрабатывая эту песню, умело дополняет мелодию подголосками, гармонией, ритмически облагораживает. Такая грамотность в обработке песни неслучайна, потому что так как у О.П. Коловского есть большой опыт обработок русских народных песен, из них самые известные: «На горушке на горе», «Тройка», «Псковские припевки», «По диким степям Забайкалья», «Три садочка».

Русская народная песня актуальна и по сей день, Сказать, что именно Использование в репертуаре РНП актуальна по сей денб, ведь она несет в себе бессмертный дух народа. Коловский очень тонко чувствовал колорит русской народной песни, поэтому его обработки интересны и востребованы как у исполнителей, так и у слушателей.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: