Деревья. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения с детьми старшей группы.
Наблюдение за деревьями в ближайшей роще.
Цель:
- расширять представления детей о деревьях, их значении в жизни человека;
-развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире растительного царства;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;
- формировать экологическое мышление.
Методические приёмы:
Здравствуй, лес дремучий,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои.
- Ребята, подойдите к любому понравившемуся дереву, обнимите его, поздоровайтесь.
- Догадайтесь по описанию, о чем мы будем сегодня говорить: «...Они нас кормят и поят, одевают, дают кров и тепло, обеспечивают необходимыми предметами быта, лечат физические недуги и согревают душу».
- Верно, это растения, деревья. Нет на Земле человека, который не встретился бы с растениями, ведь жил человек не под открытым небом, а наверняка в доме. Даже если дом был сложен из кирпича, полы, окна, двери, мебель все равно были в нем деревянными.
- Ребята, а с какими предметами, сделанными из дерева, вам приходилось встречаться? Первые книжки, которые вам купили, были напечатаны на бумаге, сделанной из древесины. Рисовать вам помогают тоже деревья - ведь карандаши делают из кедровой дощечки.
Невозможно перечислить все то, что пришло к человеку при помощи деревьев. Уже за одно это растения достойны любви и уважения. Но ведь мы еще дышим кислородом, который вырабатывают для нас растения.
- Ребята, а что было бы, если исчезли леса? Верно. Значит, нам с вами надо заботиться обо всех растениях, чтобы ничего этого не случилось, а для этого надо больше узнать о них. Наша страна очень богата лесом. И вокруг нашего города он тоже растет. Лес этот необычный. В нем растут разные деревья. Кто из вас знает, как называется этот лес? Правильно, ребята, такой лес называют смешанным.
- Чтобы узнать, как называются деревья, которые нас сейчас окружают, мы с вами поиграем в игру «Найди такое же дерево» (детям раздаются карточки с названиями и изображениями различных деревьев). Дети выбирают те карточки, где изображены деревья нашей местности, обосновывают свой выбор.
- А сейчас давайте немного погуляем по лесу, понаблюдаем, а затем соберемся на этой поляне и расскажем, друг другу, что интересного довелось увидеть каждому из нас.
- Ребята, какое у вас настроение? Да, энергичное, радостное. А вы знаете, от чего это произошло? Деревья, как гостеприимные настоящие хозяева, отдали нам свои силы и энергию, улучшив настроение и прибавив здоровья.
-Вам понравился лес, в котором мы сегодня отдыхали? Хотели бы вы еще побывать здесь, чтобы он порадовал своей красотой? Тогда мы с вами должны собрать всю бумагу, пакеты, чтобы после нас не осталось на ней никакого мусора. Потому что в природе не существует бактерий, способных перерабатывать вещества, из которых изготавливают пластиковые пакеты, полиэтиленовые мешки, пластмассовые изделия. Если оставить их в лесу, они на столетия останутся мусором, уничтожающим живое. Их обязательно нужно уносить из леса.
Чтение стихотворения:
Все — от тополя у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда —
Окружающая среда.
И еще и медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха — вот это да!
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отраженья крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
По окончании санитарных работ все дети благодарят рощу и прощаются с ней
Наблюдение за листопадом.
Цель:
- развивать у детей реалистические представления о природе;
- обогащать словарный запас: заморозки, листопад;
- активизировать внимание и память детей,
- развивать логическое мышление: обучать умению сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, делать обобщения;
- воспитывать экологическую культуру, интерес к природным явлениям.
Методические приёмы:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
- О каком природном явлении говорится в стихотворении?
- Что означает слово «листопад»?
- Почему осенью листья опадают? Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла.
- Как деревья готовятся к зимним холодам? Да. Сбрасывая листву.
- Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова.
- Нравятся ли вам цветные листочки?
- Нравится ли вам их собирать? Почему?
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).
Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью).
Заготовка и сушка листьев для аппликаций.