Глава 2 Разработка культурно-позновательного тура на примере КБР




Мигирова Маргарита Геннадьевна

Тема: Культурно-познавательного туризма в современных условиях

Содержание

Глава 1 Состояния и особенности развития культурно-позновательного туризма на современном этапе.

1.1 Понятия, сущность и виды культурно-познавательного туризма на современном этапе

1.2 Развития туризма культурно-позновательного в современных условиях

1.3 Особенности составления культурно-познавательных туров

Глава 2 Разработка культурно-позновательного тура на примере КБР

2.1 Общая характеристика туристского предприятия ООО «Гольфстрим»

2.2 Разработка культурно-позновательного тура ООО «Гольфстрим»

2.3 Результаты апробации культурно-позновательного тура

 

Глава 1 Состояния и особенности развития культурно-позновательного туризма на современном этапе.

1.1 Понятия, сущность и виды культурно-познавательного туризма

Значимость культурно-познавательного туризма на текущем этапе очень велика, так как обосновывается тем, что культурно-познавательный туризм является важной частью для человечества, в обеспечения возможности познания истории, религий, традиций, особенностей уклада жизни разных народов. Данный вид туризма помогает, разной личности людей предоставляет, возможность развивать вкус, толерантность, патриотизм. Через познание других культур субъект общества воспитывает в себе уважение к людям в другой стране и признает самобытность культур и морально - этических ценностей других народов

Наиболее детально культурный познавательный туризм представлен в трудах профессора Белградского университета М. Драгичевич-Шешич. Автор предлагает следующую классификацию культурно-познавательного туризма:

1) Путешествия исторические, реконструирующие исторические события; путешествия религиозного характера; изучение определенного периода истории;

2) Путешествия географические (комплексные и определенной специализации);

3) Путешествия художественные (поездки, с целью изучения определенного направления в искусстве и так далее)

До настоящего времени нет единого определения такого явления как культурно-познавательный туризм, в связи с этим существует многообразие подходов к толкованию данного вида туризма. В зарубежных источниках приводятся различные варианты толкования культурно-познавательного туризма. Например, он подается как «идеальная арена для исследования природы культурного воспроизводства»; «потребление туристами искусства, художественного наследия, фольклора и целого ряда других проявлений культуры»

В определениях культурно-познавательный туризм признается основой приобщения туриста к культуре других этносов.

Отечественные исследователи основывают свои толкования культурно-познавательного туризма на стремлении к посещению тех или иных мест, сопровождающемся интересом к культурному наследию в конкретном месте.

Т.Ю. Калашникова, которая определяет культурно-познавательный туризм как его комплексное явление, в котором сочетается выезд из страны туриста с территории своего региона в другой регион или страну для ознакомления с культурой и ее познаванием, в результате чего формируется культурная компетенция личности, самосознание и культурное самоопределение в мировом пространстве.

Из многообразия определений понятия «культурно-познавательный туризм» попытаемся вывести достаточно общее определение данного термина. Определим его как путешествие с целью познания, которое дает возможность 6 туристу познакомиться с культурными ценностями, позволяет расширить его кругозор. Анализ изученной литературы по теме работы, позволяет выделить следующие конкурентные преимущества функционирования культурно-познавательного направления:

1) Возможность целостного восприятия территориальной единицы (страны, округа, региона); 2) Увеличение инвестиционной привлекательности территорий, что приводит, в том числе, к возникновению новых рабочих мест;

3) Возможность более полного раскрытия культурного потенциала территорий;

4) Конструктивность и патриотичность, так как он интенсифицирует работу по определению местных региональных прерогатив и общих национальных ценностей;

5) Коммуникативность, так как он легко воспринимается территориальными органами власти, бизнесом, сообществом и может быть основой объединения региональных и национальных элит;

6) Активизация местного творческого потенциала;

7) Привлечение работников разной квалификации и специализации.

Практическое значение вышеназванных преимуществ может быть решающим в развитии культурно-познавательного направления туризма в отдельном регионе страны. Исследования экономистов, рассматривающих туризм с точки зрения экономики, позволяют утверждать, что его роль важна не только для социальной общественной жизни, но также является способом привлечения доходов в страну или регион.

Развитие культурно-познавательного туризма активизирует многие сферы экономической деятельности общества: от промышленности до рынка труда. Отличительной чертой культурно-познавательного туризма может являться то, что параллельно с ознакомлением с природными объектами, историко-культурными 7 достопримечательностями может быть включено посещение объектов наследия культуры, культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, что ведет и к непосредственным контактам с местными жителями. На современном этапе развитии туризма, учитывая туристические предпочтения, при составлении культурно-познавательного тура, прежде всего, нужно обратить внимание на следующие аспекты:

- Тур должен быть культурно-познавательным, но при этом не терять интереса и со стороны потребителя;

- Необходимо предусмотреть весь комплекс услуг; транспортировка, проживание, питание, так и факультативных; визиты в учреждения культуры, досуга развлечений, спорта, оздоровления и т.п.

Понятие «культурно-познавательный туризм» сейчас широко используется, поскольку этот вид туристской деятельности сейчас считается самым востребованным среди зарождающихся новых отраслей туризма. Это обуславливается большим количеством интересом общества к особенностям культурной самобытности народов мира.

Данный факт подтверждает рост количества туристских направлений с образовательным и культурно-познавательным содержанием. В последнее десятилетие стали разнообразнее виды и формы культурного туризма. «Данные обстоятельства делают актуальной проблему разработки новой системы формирования духовно-нравственной культуры индивида, основанной на сохранении национальной самобытности».

1.2 Развития туризма культурно - познавательного в современных условиях

На современном этапе ведущую роль среди основных видов туризма играет культурный туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний, в повышении интеллектуального уровня.

Развитие культурного туризма - один из приоритетов XXI века. По разным оценкам культурный туризм составляет до 35% и даже 60% мирового потока туристов.

По мнению специалистов, возникновение культурного туризма приходится на середину XVIII в., когда данное понятие отражало сложившуюся к тому времени практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств. Дети аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников, с тем, чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми. В XIX в. понятие культурного туризма использовалось применительно к купцам, которые путешествовали не только с коммерческими целями, но и для расширения кругозора. В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма культурный туризм приобрел новое значение.

Исследователи рассматривают феномен современного культурного туризма с различных позиций. Одни ставят во главу угла проблемы управления и финансирования культуры (и уже отсюда выстраивают переход к культурному туризму как к новому импульсу в развитии культуры и реальному источнику ее финансовой поддержки), другие авторы подходят к культурному туризму как к одному из видов туризма, в наибольшей степени использующему потенциал территории.

Теоретики предлагают объединять все определения культурного туризма в два основных подхода: технический и концептуальный. Технический подход основан на описании ресурсов культурного туризма, территории, привлекающей потоки культурных туристов. Концептуальный подход, напротив, стремится описать мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных их желанием узнать что-либо новое о них.

ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов». В Хартии по культурному туризму Международного совета по памятникам и объектам культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов». Хартия характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера..., посвященный представлению и разъяснению культурной идеи»

В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» культурный туризм определяется как вид международного туристского путешествия, связанный со знакомством туристов с национальными культурами, с обычаями, традициями в стране пребывания.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исходная цель культурного туризма - знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). Важно отметить, что культурный туризм в современном обществе является фактором сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности. Поэтому культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях

1) познание культуры и культурного наследия;

2) охрана и возрождение культуры;

3) диалог культур.

По мнению теоретиков, в современном обществе культурный туризм выполняет следующие функции:

- культурно-познавательную,

- образовательную,

- культуроохранную,

- консервационную,

- коммуникационную,

- миротворческую.

Специалисты различают следующие подвиды культурного туризма:

- культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

- культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным культурным постановочным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

- культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций о религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

 

- культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

 

- культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, посещение этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

- культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

- культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

Ресурсы культурного туризма - материальные формы и духовные компоненты прошлой и настоящей культуры разных народов, удовлетворяющие духовные потребности туристов, вызывающие интерес и мотивацию к путешествию. Спектр ресурсов культурного туризма огромен: природные ресурсы, этнокультурное разнообразие, религия, художественное искусство и скульптура, народные промыслы, музыка и танцевальное искусство, объекты историко-культурного наследия, места археологических раскопок, фестивали и т.д. Продуктом культурного туризма является потребительский комплекс, включающий совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом, с обязательным включением ресурсов культурного туризма. Услуга культурного туризма - это полезная деятельность туристской организации по удовлетворению культурных потребностей туриста.

Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. При этом все больший приоритет на мировом рынке культурного туризма отдается регионам с самобытной и уникальной культурой, пока еще не освоенным широким кругом потенциальных потребителей туристских услуг. Привлекательность туристского направления для развития культурного туризма зависит от таких факторов, как культурные характеристики страны и ее регионов; природная красота и климат; инфраструктура и доступность территории; уровень цен и др. Инфраструктура культурного туризма - совокупность материально-вещественных элементов культуры и туризма, обеспечивающих возможность для туристов познавать культуру в ее подлинности. В современном обществе можно говорить об индустрии культурного туризма.

Маршруты культурного туризма необычайно разнообразны. Миллионы путешественников ежегодно посещают столицу Франции - Париж, который имеет заслуженную славу города-музея. Туристов неизменно привлекают Эйфелева башня и Лувр, Триумфальная арка и Собор Парижской Богоматери, многочисленные дворцы, замки, храмы, музеи и театры. Любители музыки со всего мира приезжают в австрийскую столицу - Вену, которую нередко именуют городом великих композиторов. Здесь жили и творили Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус... Многочисленные туристские маршруты пролегают по городам Германии. Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн и другие города будто соревнуются между собой по обилию достопримечательностей и памятников многовековой культуры: замков и дворцов, соборов и монастырей, музеев и выставок. Чрезвычайно притягательны греческие Афины - самая старая столица в Европе, колыбель западной цивилизации, центр культуры и искусства античного мира. Чехия известна туристам как «Центр Европы», страна старинных замков и дворцов, а Прага- как один из красивейших городов Европы. Любителей мистики ожидают на родине зловещего графа Дракулы в румынском городе Брашов.

Россия, представляя собой этническое и культурное пространство, традиционно является признанным во всем мире центром культурного туризма. Уникальное сочетание культурно-исторических и природных ресурсов российских регионов делает страну притягательной как для внутренних, так и для иностранных туристов.

Всемирно известный центр культурного туризма - Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в состав которого входят три города - Владимир, Суздаль (в котором свыше 100 памятников русского зодчества ХIII-ХIХ вв.) и Гусь-Хрустальный; поселок Боголюбово и село Кидекша, развиваются практически все разновидности культурного туризма.

Культурно-исторический туризм связан с историей Северо-Восточной Руси (заповедник находится на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества; туристы знакомятся с историческими памятниками периода древнерусских князей (Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского); Суздаль - стольный город Ростово-Суздальского княжества на рубеже ХI-ХII веков, Владимир - столица Владимиро-Суздальского княжества и всей Северо-Восточной Руси с середины XII века).

Культурно-событийный туризм развивается на основе массовых праздников и гуляний, устраиваемых во Владимире и Суздале на Рождество и Масленицу, огромную популярность приобрел ежегодный Праздник Огурца в Суздале.

Основой культурно-археологического туризма служат раскопки в Суздальском Ополье, где археологические памятники имеют небольшой культурный слой в 30-40 см. Туристов привлекает также палеолитическая стоянка первобытного человека Сунгирь Владимирская.

Благоприятные условия для культурно-этнографического туризма создают такие объекты, как Суздальский музей деревянного зодчества, Посадский дом и Приказная изба Покровского монастыря Суздаля; село Кидекша.

Широкие возможности существуют и для культурно-религиозного туризма. На территории заповедника множество памятников религиозной культуры: Успенский и Дмитриевский соборы Владимира; Рождественский собор, Архиерейские палаты, ансамбли Спасо-Евфимиева, Ризположенского, Покровского, Александровского монастырей Суздаля; Храм Покрова на Нерли в Боголюбово; церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Георгиевский собор Гусь-Хрустального. Суздаль считается старейшим христианским приходом в Северо-Восточной Руси.

Одним из перспективных центров культурного туризма в России является, например, Байкальский регион. А базой такого развития -Республика Бурятия, которая в течение многих столетий служит своеобразным «мостом» между Востоком и Западом, имеет тесные культурные связи с народами Центральной, Восточной и Южной Азии. Наличие уникального озера Байкал, этнический и многофункциональный состав населения, сочетание различных религий и типов культурных влияний определяют неповторимый (экзотический) облик современного историко-культурного пространства Бурятии.

Тверская область уже давно является признанным центром развития культурного туризма. Великое Тверское княжество, просуществовавшее как самостоятельное государственное образование с XIII до конца XV века, было одним из главных очагов формирования русского национального государства. До сих пор Тверская земля хранит многочисленные памятники истории, архитектуры, археологии, культуры (свыше 5 тысяч памятников археологии и более 9 тысяч памятников истории и культуры). На территории Тверского края находятся 14 городов, имеющих статус «историческое населенное место»: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин, Вышний Волочек, Бежецк, Осташков, Весьегонск, Белый, Зубцов, Калязин, Красный Холм, Ржев. На территории региона действует «Пушкинское кольцо Верхнее Волжья» (Тверь, Торжок, Старица, Бернова...). В области работает самое крупное в России музейное объединение - Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят более 30 филиалов: краеведческие, литературные, мемориальные, этнографические и военные музеи.

1.3 Особенности составления культурно-познавательных туров.

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он зависит от круга интересов предпола­гаемого туриста. Интересовать человека может многое, особенно что-нибудь необычное и не­привычное, ранее не виденное и неизвестное.

Познавательный туризм может быть более или менее специализированным. В втором случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшаф­тов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие стра­ны совершают десятки миллиона людей. Так, Нью- Йорк посещают в год более 32 миллиона человек. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, крупнейшими музеями, парками, при­родными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супер­маркетами. Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребыва­ния, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ан­самблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны преду­предить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся историче­ские памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представле­ния о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход ми­ровой истории. Это, прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-бытовые отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великобритания, Италия. Большинство туров в эти страны являются ознакомительными. Туристы узнают обо всем понемногу. Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Наиболее популярен Египет с его пирамидами и древними храмами. Египетские пирамиды первое чудо в списке чудес света. Их величие и красота до сих пор поражают людей самой раз­ной культуры и подготовленности. Не менее интересна Греция, где сохранились архитектурные памятники античного времени. Более позднее искусство - эпохи возрождения - прекрасно пред­ставлено в Италии, этом настоящем музее под открытым небом.

Следует отметить, что и в России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамб­ли Москвы и её усадеб, а также зодчество городов так называемого золотого кольца. Знакомст­во с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие истори­ческого прошлого нашей страны.

Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульпту­ра, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градо­строительное искусство, музеи и театры.

Специализированный познавательный туризм -это знакомство с одним существенным для ту­риста аспектом культуры. В этом случае готовится специализированная программа, предусмат­ривающая осмотр музеев(собраний живописных или ювелирной коллекций, скульптуры, ин­терьеров и т.д), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и пока­зать те объекты, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид - актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной куль­туре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.

В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств, соб­раний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамб­лей. Отдельные тематические экскурсии проводят экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в край­нем случае на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии. Существуют две разновидности познавательных туров:

1. стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

2. маршрутные туры посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения заплани­рованных пунктов. На город или туристский центр выделяются от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры- столичные города и т.п. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей:

Исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с жи­вописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знамени­тым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия некоторых литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многое другие. На­пример, в честь 450-летия со дня рождения Сервантеса в 1997г. в Испании в качестве одного из юбилейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа-«По следам Росинанта и его хозяина».

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (те­атры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов. Если организовывается исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов, культурные мероприятия- это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включают посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев. Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопро­граммы о местах отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресто­ранов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным - в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование - местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутах туристов размещают, как правило, в гости­ницах туристского класса.

Питание на маршрутах - обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурси­ям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра горо­да и знакомство с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день планируется только одна экскурсия, и это время тури­сты могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в раз­мере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавли­ваются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагруз­ки и обилия достопримечательных объектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: