Функции искусства в обществе




Философия искусства

Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека: является ли он ученым, или простым служащим, верующим, или атеистом, философом, или обывателем.

Искусство - это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно - представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох.

Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности - первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии. Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия, собирательства.

Сначала, очевидно, возникли первые постройки, позднее превратившиеся в архитектурные сооружения, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, родилась музыка и мимическое искусство, ставшее позднее театром. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.
Литература рождалась из религиозных мифов, гимнов и молитв, скульптура из потребности дерево или камень превратить в изображения духов и богов, архитектура - из строительства храмов.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

В античности представление об искусстве наиболее ярко выразил в своем трактате - "Об искусстве поэзии", определивший искусство как "мимезис" – подражание Аристотель. С точки зрения античного мыслителя всякое искусство основано на подражании, которое представляет собой познавательный процесс: "Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания".

Созерцая предметы подражания, человек получает наслаждение, даже если предмет подражания сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Выдающийся вклад Аристотеля в эстетику, заключается также в том, что он впервые попытался дать классификацию искусства.
Согласно автору "Поэтики" подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения - все подражательные искусства отличаются друг от друга по предмету, способу и средствам подражания. Например, музыка и пение использует гармонию и ритм, живопись и скульптура - краски и формы. Искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство пользуется метром и ритмом.
Высшими видами искусства Аристотель считал поэзию и музыку.
Искусство - это деятельность в соответствии с определенными правилами.
Такое понимание искусства во многом сближало его с наукой, и не случайно в период античности и в Средневековье даже астрономию и геометрию причисляли к искусству. В дальнейшем вслед за Аристотелем греки пытались дать другую классификацию искусства - так виды, роды, жанры "мусических" искусств, отделялись от "механических" искусств. Были выделены семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия. В этих искусствах главным была не работа с используемым материалом, а игра свободного ума. Поэзия иногда рассматривалась как придаток логики, "второстепенная логика", т.к. Аристотель утверждал, что нельзя научиться, логически мыслить, не прибегая к образности (поэзия часто давалась как вводный курс к логике). К механическим видам искусства относили те виды искусства, которые требовали для работы твердой материальной основы: шерстепрядение, строительство, мореплавание, сельское хозяйство, охота, медицина.

В эпоху Средневековья эти представления об искусстве в целом сохраняются и являются общепринятыми. Искусство - это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, искусство отождествляется с ремеслом, техникой, а теория искусство - это теория ремесла.

В период Возрождения в теории начинается активный процесс выделения в некий специальный класс искусств, главной целью которых является изображение или создание красоты, прекрасного. Искусство начинают, с одной стороны, отличать от науки и от ремесла и усматривать в качестве его сущности эстетическую специфику. С другой стороны, т.к. искусство тесно связывалось с познавательной деятельностью человека, то наука и искусство понимались как родственные, единые по сути своей формы деятельности. При этом искусство сближалось, прежде всего, с точным знанием, с математическим знанием.


В XVII-XVIII в. в Академиях возникает и развивается концепция "изящных искусств", которое означало художественное явление, в отличие от других "искусств", т.е. от мастерства, умения, знания, учения и т.д. К середине XVIII в. возникает попытка свести все искусства к единому принципу. Ш.Батте в своем исследовании "Изящные искусства, сведенные к единому принципу" (1746) разделил все многообразие искусства по принципу цели:1). Сугубо утилитарные (служащие для пользы человека) - технические искусства (т.е. ремесла); 2) искусства, имеющие "обьектом удовольствия". Они могли родиться только на лоне радости, изобилия и спокойствия, их называют изящными искусствами в подлинном смысле этого слова - это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения или танца"; 3) приносящие как пользу, так и удовольствие. Сюда Ш.Батте отнес ораторское искусство и архитектуру.
"Искусства" начинают устойчиво обозначать именно "изящные искусства", имеющие главной целью выражение эстетического. Выделяются наиболее существенные черты "изящных искусств": причастность к прекрасному, т.е. создание прекрасного и желание подражать прекрасному в природе; духовность, интеллектуальность и отрицание непосредственно утилитарной пользы. Тем самым феномен художественности стал определяющим и можно с уверенностью утверждать, что с этих пор в творчестве и в художественном сознании сложилось эталонное понимание искусства. Появилась возможность отделить искусство от других видов деятельности - от ремесла, науки, религии, политики.
В Новое время вместе с появлением художников-профессионалов, появилась и публика: большие группы людей, сознательно судивших об искусстве, ценивших его, подпадавших под его влияние, порой перенимавших хотя бы внешние формы поведения, описанные в изящной литературе.
Таким образом, в XVIII в. происходит становление "высокого" профессионального искусства, противостоящего ремесленно- промышленному производству художественной продукции и фольклорной культуре. Искусство активно формирует свое собственное социальное пространство. Зримым выражением этого стали Академии искусств и институт публики, противостоящие цеховой, ремесленной организации художественной деятельности. Так эталоном для многих стран Европы послужила Французская Королевская академия живописи и скульптуры, окончательно оформившаяся к середине XVII столетия.

Одновременно, наряду с профессиональной художественной деятельностью формировалась целая "индустрия", обслуживающая ее: издательская, торговая, театральная. Появились первые художественные выставки (конец XVII в. - Рим и Париж), через которые шло интенсивное формирование художественной публики и критики.
К этому времени появляется искусствознание, которое осмысливает специфику искусства, изучает и истолковывает его, учит воспринимать и переживать художественные произведения искусства.

В XVIII в. возникает эстетика как наука. Основоположником ее был немецкий просветитель Александр Баумгартен, который в 1750 г. опубликовал на латинском языке произведение, которое так и называлось - "Эстетика". Одной из проблем, поставленных Баумгартеном, была проблема эстетического восприятия и художественного творчества. Он рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию.

Гегель определил эстетику как философию прекрасного, вернее, как философию искусства, как науку, изучающую эмпирический материал (произведения искусства) через призму философского обобщения. Эстетика была призвана синтезировать опыт искусствознания и философии. Он отмечал, что предметом эстетики "является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства, или, еще точнее - художественного творчества".
Гегель определяет искусство как проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе. Ведь искусство - это дважды природа, природа, возрожденная в творчестве гения.

Искусство проходит в своем развитии три стадии: символическую (искусство Востока), классическую (античность) и романтическую (искусство христианского мира). Классическое искусство достигает высшего совершенства в утверждении идеала (Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. - М., 1968.).
Центральным понятием теории искусства, эстетики и философии искусства является "гений" и если игнорировать это понятие, а вместе с ним исторически сложившееся содержание, то деятельность художника теряет смысл. Если нет "хорошего" и "плохого" в результатах творчества, то творчество теряет смысл, ибо творчеству как разновидности игры присущи черты соревнования.

Проблема таланта и гения в искусстве как главного и непременного условия творческой деятельности возникла в науке в Древней Греции. Первоначально слово "гений" обозначало демона или демоническое существо, подобное тому, что Сократ назвал "внутренним голосом".
Суммируя все существующие точки зрения можно выделить основные свойства гениальности в искусстве:

o естественное природное основание, врожденная способность к тому или иному виду творчества, базирующаяся на биологических, анатомо-физиологических предпосылках. Весь опыт истории искусства свидетельствует о том, что эту способность можно развить или, напротив, утратить, но нельзя приобрести; она - от природы, она как бы запрограммирована в генотипе личности;

o творческое воображение, мысленное преобразование накопленного жизненного материала - восприятий и представлений о действительности в новые образы;

o острая впечатлительность, обостренная чувствительность, особая восприимчивость. Эта острая впечатлительность гения бывает причиной его болезней;

o острая наблюдательность - так поражает наблюдательность Бальзака в отношении внутреннего мира человека, в отношении ума, страстей, которая предполагает и верное наблюдение, и мощное воображение. Острая наблюдательность, непосредственно связана со способностью сохранять впечатления в памяти;

o память, сохраняющая в сознании художника результаты его наблюдений, позволяющая держать в голове целые композиции. Например, Флобер помнил с двух с половиной лет, Достоевский сообщал, что его герой Алеша помнил свою покойную мать с четырехлетнего возраста. О необыкновенной памяти Паскаля говорят, что она охватывала все им прочитанное: важные факты, чужие мнения, цитаты из Библии. Братья Гонкур замечают о Теофиле Готье, что он обладал удивительной памятью, в которой воспоминание сравнимо лишь с фотографией. Очень хорошей памятью обладал Руссо, особенно с детских лет. Вообще детские впечатления для таланта являются ценнейшим источником вдохновения в силу своей яркости и чистоты. Так о большом значении впечатлений детства говорит нам Гоголь, когда рассказывает, как его религиозная чувствительность была пробуждена рассказами матери;

o способность художника к вдохновению, то есть к особому напряжению всех его духовных и физических сил, к творческому подъему являющемуся условием продуктивной деятельности творческого воображения и практического воплощения его результатов;

o высокое мастерство, проявляющееся в умении найти соответствующую форму для содержания, основывающееся на упорном труде, на знании жизни и на умении оригинально воплотить ее в произведении (Дизраэли Исаак. История гения. Дубна, 2000.) (Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М., 1970.).

Таким образом, структура художественного субъекта есть целостная система, включающая в себя социально - детерминированные рациональные и эмоциональные элементы. Эмоциональный мир художника детерминирован той социальной средой, в которой он живет и чем глубже он отражает основные тенденции социальной жизни, тем значительнее его творчество.
Что же касается самой сущности природы гениальной личности, то этот вопрос остается предметом острых дискуссий. И это понятно, ибо проникновение в природу одаренности в такой степени, которая дает возможность получить над ней непосредственную власть, умение управлять ею привело бы вообще, видимо, и к уничтожению таковой.

Функции искусства в обществе

Значение искусства для жизни общества огромно. Оно помогает устанавливать общественную связь между людьми различных поколений, объединяя их вокруг определенных идей и идеалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: