III. Практическая работа.




Урок Рисования в 5-х классах

Г.

Тема урока: «Особенности декоративного искусства Древней Греции»

Цели и задачи:

1. Содействовать формированию художественного вкуса учащихся.

2. Учить различать по стилистическим особенностям декоративное искусство Древней Греции.

3. Учить в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка ДПИ.

4. Развивать навыки создания собственной импровизации на темы краснофигурных и чёрнофигурных ваз.

Оборудование и материалы: доска, гуашь, тонкие кисти, альбомы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Беседа. Анализ иллюстративного материала.

Звучит музыка. На доске виды Греции.

- Ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезается море. И, кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду… Греция!..

- От древнегреческого искусства до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие вазу, позднее – более разнообразные мотивы с изображениями людей и животных из простейших геометрических форм.

Амфора из Дипилона. Амфора из Дипилона.

- На амфоре из Дипилона изображено похоронное шествие. Размеренная схематизация. Стройное чередование увенчанных треугольниками тонких, чуть изогнутых вертикалей, к которым сведены человеческие фигуры. Ясность и простота композиции и в то же время, какая законченная, остро-изощрённая декоративность!

- В VII – начале VI века до н.э. бессюжетный геометрический орнамент уступает место изображению человеческих фигур. Начинается новый период в развитии греческой вазописи.

Разнообразные формы греческих ваз

- Греческие сосуды были очень разнообразны по форме:

1. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками – для хранения вина, зерна, растительного масла, мёда.

2. Объёмистые кратеры с широким горлом – для вина, смешанного с водой.

3. Изящные гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей (вертикальной), чтобы снимать с головы.

4. Плоские с ножкой и двумя ручками килики – чаши для питья.

5. Высокие, удлинённые лекифы – для душистого масла.

И ещё многие другие кувшины и чаши.

 

- Все они отличаются удивительной стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. Всё тот же закон функциональности.

- Из уроков истории вам известны виды греческой росписи на вазах. Какие это виды?

(краснофигурная и чёрнофигурная роспись)

- Верно. Искусство вазописи быстро совершенствовалось. Для начала и середины VI века до н.э. характерны чёрнофигурные вазы и в их изготовлении первое место занимает Аттика с её столицей Афинами.

- Чёрнофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наносится на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка – силуэт, так что фигура даётся не объёмно (часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль). Детали прорабатываются резцом, подобно гравировке по металлу. Тела фигур окрашиваются в?????? цвет. Вся не разрисованная поверхность вазы покрывается обычно лаком, который придаёт ей металлический блеск.

Кратер Клития и Эрготима (ваза «Франсуа»)

- Великолепнейший образец чёрнофигурной керамики – знаменитая ваза «Франсуа», названная так по имени открывшего её археолога.

Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы.

Нет ещё перехода чистой геометричности к выразительности изображения: если прищурить глаза, роспись вазы покажется нам геометрическим узором.

Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости.

 

- Но вот проходят всего три-четыре десятилетия и перед нами уже другое искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости. Роспись сделана Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третьей четверти VI века до н.э. Чем отличается эта амфора от вазы «Франсуа»?

(роспись уже не узор, а картина)

- В конце VI века до н.э. в вазописи наступает коренной перелом: чёрнофигурную роспись сменяет более совершенная – краснофигурная.

- Сами фигуры оставляются в тёплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими чёрными линиями, едва заметными бледными жёлтыми штрихами.

- Наш Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний античной керамики.

Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу,

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись, случайно,

потом загляделись…

И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком-рассказом.

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то,

а это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Показ репродукций.

 

 

- Среди эрмитажных шедевров особенно характерна для ранней краснофигурной росписи ваза работы знаменитого мастера Евфрония, изготовленная около 510 г. до н. э.

Краснофигурная пелика работы Евфрония.

Это так называемая пелика – сосуд для вина и масла.

- Сюжет росписи: первая ласточка. Мужчина, юноша и мальчик, над ними – ласточка. Надписи, начертанные пурпуром: «Смотри, ласточка!» - «Да, клянусь Гераклом!» - «Вот она! Уже весна!» Контуры фигур угловаты, их движения неловки. Но важно, что фигуры очень динамичны, что они поворачиваются, оживлённо жестикулируют. Радость наступившей весны воодушевляет их, и та же радость воодушевляет художника-вазописца.

 

Физкультминутка.

Упражнения для глаз: Медленно переводит ь взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна; повторить 8-10 раз).

Упражнения для профилактики нарушения осанки:

1. Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе.

2. На счёт «раз» - выполнить захват ножек стула изнутри; на счёт «два» - вернуться в исходное положение; на счёт «три» - захват ножек стула снаружи; на счёт «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

3. Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.

III. Практическая работа.

- Сейчас вы станете древнегреческими художниками-вазописцами, и украсите свои вазы чёрнофигурной или краснофигурной росписью, какая вам больше нравится.

Возьмите гуашь и тонкие кисти. Приступайте.

 

VI. Итог урока.

1. Выставка детских работ организуется на отдельном столе.

2. Оценка работ.

3. Уборка рабочих мест.

4. Заключительное слово учителя.

- Посмотрите, какие красивые и какие разные вазы у вас получились! И каждая ваза с рисунком-рассказом.

- А как называют изделия из обожжённой глины? (керамика)

- Как называется древнегреческий сосуд для воды, обычно с двумя боковыми ручками и третьей, большой ручкой на горле? (гидрия)

- А какие ещё формы ваз вам известны? (Кратеры, лекифы, пелики, амфоры)

- Имена художников-вазописцев запомнили? Назовите. ( Евфроний, Эксекий.)

- Греческая вазопись чёрнофигурного и краснофигурного стилей – выдающееся явление мировой художественной культуры. Сюжетно-изобразительная роспись древнегреческой керамики – своеобразная энциклопедия жизни древних греков – бесценный источник изучения их быта, культуры, мифологии, человеческих отношений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: