Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию.
Школьный этап. 2020-2021 учебный год.
класс. Время выполнения – 60 минут.
Фамилия, имя____________________________________ Класс_________
Задание 1. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу (1 балл за каждую правильную позицию; максимальный балл – 10).
1.1. Выберите в приведённом списке конституционные обязанности граждан:
а) участие в выборах д) прилежная учёба
б) соблюдение законов е) неприкосновенность жилища
в) уплата налогов ж) пользование родным языком
г) неприкосновенность личности з) сохранение природы и окружающей среды
1.2. Выберите в приведённом списке отличительные черты реформы как способа изменений в обществе. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны:
а) проводится властными органами
б) затрагивает отдельные сферы жизни
в) является качественным скачком, резким изменением
г) сопряжена с насилием
д) осуществляется законным путём
1.3. Выберите в приведённом списке возможные причины социальных конфликтов.
а) достижение компромисса в решении сложных вопросов
б) противоположная позиция людей по различным вопросам
в) разлад между ожиданиями и поступками людей
г) неуважение к мнению другого человека
д) желание занять более высокое место в социальной иерархии ценой интересов других людей
е) умение вести переговоры
ж) выявление существующих противоречий
1.1. | 1.2. | 1.3. |
Задание 2. На эти суждения вам надо дать ответ «да» или «нет». Ответы занесите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл - 6).
1. Межличностный конфликт может быть вызван стремлением партнеров по общению отстоять противоположные взгляды.
|
2. Штраф является мерой только уголовно-правовой ответственности.
3. Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет Президент РФ.
4. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства других государств.
5. Этносы формируются одновременно с возникновением государства.
6. Все природные богатства делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Задание 3. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие цифровые обозначения внесите в таблицу. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы занесите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл - 6).
Признаки | Виды норм |
А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации Б) устанавливаются государством В) обусловлены уровнем развития общества Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов Д) охраняются принудительной силой государства Е) имеют общеобязательный характер | 1) правовые 2) и правовые, и моральные |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 4. Известно, что существует три мировые религии. Впишите в первую колонку таблицы их названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характеристики (по 2 балла за каждую правильно названную мировую религию, по 1 баллу за каждый правильно названный элемент; максимальный балл – 14 баллов).
|
1. Самая ранняя по времени возникновения мировая религия
2. Самая поздняя по времени возникновения мировая религия
3. Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака»
4. Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм
5. Мировая религия, сущностью учения которой являются «четыре благородные истины»
6. Мировая религия, возникшая в Палестине
7. Мировая религия, исповедующая триединство Бога
8. Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове
Название религии | Ее характеристики |
Задание 5. Прочитайте фрагмент из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Соотнесите пронумерованные фрагменты текста с приведёнными ниже понятиями. Ответы запишите в таблицу. (2 балла за каждый правильный ответ; максимальный балл – 10).
«Том подумал, что ему жить на свете не так уж плохо (А). Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь (Б), нужно только одно – чтобы этого было нелегко добиться. Если бы Том был великим и мудрым мыслителем, вроде автора этой книги, он сделал бы вывод, что Работа – это то, что человек обязан делать, а Игра – то, чего он делать не обязан. И это помогло бы ему понять, почему делать искусственные цветы (В) или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли (Г) или восходить на Монблан – забава. Есть в Англии такие богачи (Д), которым нравится в летнюю пору править почтовой каретой, запряжённой четвериком, потому что это стоит им бешеных денег; а если б они получали за это жалованье, развлечение превратилось бы в работу и потеряло бы для них всякий интерес».
|
1) потребности; 2) социальная стратификация; 3) труд; 4) игра; 5) самопознание;
А | Б | В | Г | Д |
Задание 6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждый правильный ответ; максимальный балл - 6).
6.1. рубль, лат, динар, фунт стерлингов, крона, йена.
Ответ: _____________________________________________________________________________
6.2. Еда, сон, физическая активность, общение, воздух
Ответ: _____________________________________________________________________________
6.3. Мораль, обычай, право
Ответ: _____________________________________________________________________________
Задание 7. Практическая задача по финансовой грамотности (2 балла за правильный ответ, 3 балла за математические расчёты; максимальный балл - 5).
Дядя Вася, живущий в Париже, подарил Вам на день рождения 200 евро. Сначала вы хотели не тратить эти деньги, а подкопить еще и купить новый компьютер. Но у вас сломался телефон и вы решили потратить подаренные деньги на покупку нового телефона. В банке А вам предлагают курс покупки 48,45 р. за 1 евро. В банке Б – 47,89 р., в банке В – 49,01 р. В какой банк вы отправитесь. Свой ответ обоснуйте математическими расчётами.
Ответ:____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 8. Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы (1 балл за каждый верный элемент ответа; максимальный балл – 5).
А | Б |
В | Г |
Задание 9. Прочитайте высказывания известных людей и вставьте пропущенные обществоведческие понятия (в цитатах понятие заменено звёздочками). Ответы запишите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ; максимальный балл - 8).
Высказывания | Понятия |
А) «Легче составлять ***, чем исполнять их» (Наполеон Бонапарт) | |
Б) «Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую» (Наполеон Бонапарт) | |
В) «Истина и *** - вот единственное, чему я поклоняюсь на земле» (Ж. П. Марат) | |
Г) «*** есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) |
Задание 10. Решите правовую задачу (за каждый правильный ответ 2 балла; максимальный балл - 6).
Пятнадцатилетний К. регулярно подкарауливал учеников начальной школы, отбирал у них деньги и мобильные телефоны. Как квалифицировать действия подростка в соответствии с Уголовным кодексом? Может ли он быть привлечен к ответственности? Свой ответ поясните.
Ответ: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 11. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните задания (максимальный балл - 12).
«Социологи оценили уровень патриотизма российской молодёжи»//Известия. 11.05.2017. Данные опроса социологической службы показывают, что передача ценностей от поколения к поколению в современной России оказывается гораздо сильнее, чем разрыв в ценностях между поколениями. «Иваны, не помнящие родства» – это не про нашу молодёжь. Это поколение интернета, социальных сетей, клипов в основе своей наследует главные принципы и ценности своих отцов.
11.1. Проанализируйте данные опроса и напишите, кто выступает агентами социализации? Назовите пять агентов.
Ответ: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.2. Используя данные опроса и личный опыт, сформулируйте, какую роль празднование 9 мая играет в социализации современного российского студенчества
Ответ: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.3. Исходя из данных опроса назовите социальный институт, который играет наибольшую роль в формировании представлений о Великой Отечественной войне
Ответ: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11.4. Используя данные опроса, подтвердите или опровергните ниже представленные утверждения, свой ответ аргументируйте.
А) Современные студенты хорошо знакомы с символами, имеющими прямое отношение к Великой Отечественной войне.
Б) Основные сведения о Великой Отечественной войне современные студенты получают из сети Интернет.
Ответ: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Решите кроссворд (1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл - 12).
По горизонтали: | По вертикали: |
1. Совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленные обычаем или ритуалом. 2. «Делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу деятельность. 4. Ручательство; условие, обеспечивающее что-либо. 7. Социально и духовно развитый человек. 10. Ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале выпустившего ее предприятия и дающая ему право на получение части прибыли этого предприятия. | 2. Обмен одного товара на другой без помощи денег. 3. Процесс приобретения человеком знаний. 5. Устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо. 6. Денежная единица страны. 8. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. 9. Представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе. 11.Союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования |