Тема: Промышленный переворот в Донецком регионе в XIX веке
Промышленное развитие в первой половине XIX века.
Начало промышленной разработки угля связано с постройкой в 1796 году Луганской чугунолитейного завода, который должен был поставлять броневые плиты, пушки, ядра для черноморских крепостей. На этом заводе поначалу использовали каменный уголь. Его привозили с казённой шахты, заложенной в 1795 году в Матросской балке близ Лисичанска.
Потребность развития отечественной промышленности требовало научного исследования запасов, мест залегания и способов разработки каменного угля. В 1827 году известный учёный и горный инженер Е. П. Ковалевский составил первую геологическую карту Донбасса, в которую включил 25 месторождений угля. К 1840 году русские инженеры, исследую недра Миусской долины, Мариупольского округа и Бахмутского уезда, открыли около 40 угольных пластов.
Однако крепостные порядки, страшное бездорожье, отрыв от промышленных центров, противодействие иностранцев - всё это мешало разработке донецкого угля. Приглашённый в Россию французский профессор Ле-Пле доказывал, что донецкий уголь не имеет промышленного значения. Добыча угля росла крайне медленно.
Поражение России в Крымской войне 1853-55 гг. показало острую необходимость металлургического развития Юга России. Во время войны Таганрог, Мариуполь подверглись бомбардировке союзных войск; сказалась нехватка вооружения России, так как Луганский чугунолитейный завод располагался далеко от места боев, не хватало рабочих рук для заводов, железных дорог, мешало крепостничество.
С отменой крепостного права открылись широкие возможности для развития угольной и металлургической промышленности. Добыча угля и выплавка чугуна становятся источником капиталистической наживы. В 60-е годы на территории нынешней области закладываются первые капиталистические угольные шахты. Одной из них была Горловка (ныне шахта «Кочегарка»), сооружённая в 1867 году. В 1871 году здесь была заложена «Корсунская копь № 1», на которой в 1879 году работало более тысячи рабочих и было добыто 3,6 млн. пудов угля. Открытие новых шахт повлекло за собой увеличение добычи угля. Если в 1870 году было добыто 15,6 млн. пудов, то в 1880 году - 86,3 млн. пудов, что составило 70,5 % общероссийской угледобычи.
|
Создание капиталистических каменноугольных шахт было связано со строительством железных дорого, а также с развитием металлургии и металлообрабатывающей промышленности.
Летом 1868 года тишину выжженной солнцем степи нарушили лязг ломов и лопат, грохот тачек, говор украинских и русских мужиков. Недавние крепостные пришли строить «чугунку» - железную дорогу, которая должна была связать Курск и Харьков с Донбассом и Азовским морем. Год спустя от Курска до Харькова, а затем от Харькова до Ростова пошли поезда, оглашая гудками новые станции: Славянск, Краматорск, Дружковку, Константиновку, Никитовку, Горловку, Криничную, Харцызск, Иловайскую…
Успехи в создании дорог, выход к Азовскому морю и связь с промышленными центрами России привели к угольной лихорадке - скупке угленосных земель, закладке шахт, рудников. Так, в 1861 г. предприниматель, купец С.Поляков на месте крестьянской копи заложил Щербиновский рудник (шахта им. Дзержинского). На средства того же Полякова инженер П.Горлов в 1867 г. заложил Первый рудник (шахта «Кочегарка»), 1 декабря 1878 г. открылось движение на Донецкой каменноугольной железной дороге, проложенной параллельно продольной оси Донецкого кряжа, от которой во все стороны отходили местные линии.
|
Железные дороги выступили в качестве потребителя донецкого угля, а также стали важными артериями, по которым топливо поступало в другие регионы страны.
В 1879 г. выросли угольные копи помещиков Рутченко. Большой вклад в развитие угольной отрасли внес представитель рода Иловайских - им были заложены шахты, которым он дал имена своих детей - «Иван», «Мария»», «Сергей», «Софья» и которые позже были объединены в Макеевский каменноугольный рудник.
Новая волна промышленной лихорадки
Новую волну промышленной лихорадки, так называемую «угольную горячку», вызвало открытие 1 декабря 1878 г. Движения на Донецкой каменноугольной железной дороге, проложенной параллельно продольной оси Донецкого кряжа, от которой во все стороны отходили местные линии,ветви которой охватывали весь Донбасс, и магистрали, связавшей в 1884 году Донбасский бассейн с Кривым Рогом.
Железные дороги выступили в качестве потребителя донецкого угля, а также стали важными артериями, по которым топливо поступало в другие регионы страны.
За три десятилетия после реформы добыча угля в Донбассе возросла в 18 раз и достигла к концу 1890 года 183 миллионов пудов, что составило 84,6% угля, добывавшегося в Российской империи.
Для финансовой поддержки предприятий и получения прибыли шахтовладельцы создавали акционерные кампании с иностранным и русским капиталом. В 1872 г. в Донбассе действовала первая акционерная кампания «Горное и промышленное общество на Юге России», значительная часть капитала которой принадлежала французам. С 1872 по 1900 гг. в Донбассе образовалось более 20 акционерных кампаний. Огромная прибыль в горной промышленности при льготной политике царского правительства привлекала иностранный капитал. К концу 90-х гг. иностранцам принадлежало до 90% капиталов акционерных кампаний в угольной отрасли Донбасса. Это были бельгийские, французские, немецкие и английские вкладчики.
|
В 1872 году начал регулярную плавку чугуна Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод им. В. И. Ленина), основанный в 1869 году Новороссийским акционерным обществом. В 1876 году на двух домнах предприятия было выплавлено 1,5 млн. пудов чугуна. С 1885 по 1899 года количество рабочих на заводе выросло с 2400 до 7147 человек. В 1899 году на заводе и рудниках В 1899 году на заводе и рудниках Новороссийского общества было занято 12986 рабочих Этот завод положил начало крупной металлургии на Юге России и до середины 90-х годов был единственным металлургическим предприятием на территории нынешней области. С 1876 году по 1886 год выплавка чугуна оставалась на уровне 2 млн. пудов в год. Однако с 1886 по 1890 год она выросла в 2,7 раза и достигла более 5 млн. пудов.