Практическая работа начинается с исполнения фор-эскизов. Важно
сделать их как можно больше, не замыкаясь на одном, хотя и удачном. Это
дает возможность шире и разнообразнее вести поиск нужного решения. На
первом этапе, когда идея только зарождается, когда одна мысль опережает
другую, допустимо, чтобы эскизы были быстрыми, живыми и
незавершенными. Но когда решение начинает складываться, появляется
пластический строй, необходимо стараться придать эскизам точные и
законченные формы. Ведь, кроме своей вспомогательной функции, эскиз
несет в себе и самостоятельную художественную ценность. Это
дисциплинирует ученика, приучает его к культуре в работе с материалом, к
серьезному отношению. Одновременно с тональными эскизами нужно вести
поиск цветового решения, чтобы в общих чертах видеть свой замысел
целиком.
Необходимо разобраться, как правильно и методично построить
работу в конкретных временных рамках, примерно обозначить количество
времени для того или иного этапа.
Следующий этап - сбор материала - очень важен в работе над
эскизом. Часто ученики не понимают значения и необходимости этой
работы. Недостаток информации и жизненного опыта не дают возможности
наполнить эскиз тем содержанием, которое помогает полнее раскрыть
замысел. Будь то литературная тема или современный сюжет, сбор
материала необходим. В первом случае он поможет ученику изучить
материальную среду той эпохи, к которой он обратился (костюмы, быт,
нравы и т. д.). Большую помощь в этом оказывают книги, посещение музеев.
С современной темой, казалось бы, проще. Проще найти в окружающем тебя
мире необходимый материал. Но бывает, что ученики испытывает
затруднения в том, чтобы увидеть, то ценное и нужное для работы, что
находится рядом. Необходимо как можно больше делать наброски,
зарисовки, работать с литературой. Для некоторых учеников проблемой
является неумение отобрать необходимое из большого количества
собранного материала. Сбор материала является большим подспорьем в
работе над композицией. Кроме своего практического значения помогает
ученику расширить свой кругозор, приобрести новые знания, повысить свой
образовательный уровень.
Затем следует тональный эскиз, так называемый картон. Приступая к
картону, необходимо помнить что, хотя он имеет вспомогательное значение,
может выступать и как самостоятельное законченное произведение. Поэтому
он должен быть хорошо выполненным полноценным эскизом. Картон
необходимо выполнять в том же размере, в котором будет выполнен
цветовой эскиз. Желание учеников сделать эскиз, как можно большего
размера, не всегда оправдано. Размер и формат эскиза должны быть
обоснованы и продиктованы замыслом композиции, пластическим
решением, степенью наполнения деталями. Очень важен выбор материала
для исполнения картона. Нежелательно использовать мягкий материал
(уголь, сангину, соус, пастель и т. п.). При всей внешней эффектности,
мягкий материал не всегда позволяет решить в небольшом размере
поставленную задачу. Излишняя подвижность материала может помешать
проработке деталей, лучше обратиться к темпере или гуаши и акварели.
В цвете тональный эскиз не обязательно делать именно черно-белым. Если
использовать черный и белый цвета в полную силу, может возникнуть
излишняя жесткость тональных отношений из-за сильных контрастов
черного и белого. Нужно смягчить контрасты, не используя в полную силу
обе краски. А лучше выбрать материал и цвет для исполнения картона,
исходя из окончательного цветового решения эскиза. Иногда можно даже
приблизиться к палитре, которая будет доминировать в будущей работе,
художнику будет проще перейти к цветовому решению работы.
После исполнения картона начинается работа над цветовым эскизом
непосредственно. Выполняется, как правило, акварелью, реже - гуашью.
Важным моментом является выбор бумаги. Нужно обратить внимание
учеников на то, как правильно подобрать бумагу, с какой фактурой, для
каких красок. Важно рассказать о возможности применения разных
технических приемов, об использовании лессировки. Все это должно
диктоваться задачей, поставленной перед юным художником.
Ученику необходимо как можно чаще советоваться с преподавателем,
желательно - на каждом этапе ведения работы. Очень важно, чтобы
предыдущая подготовительная работа постоянно использовалась учеником,
была востребована. Часто возникает необходимость делать дополнительные
эскизы, наброски, вносить коррективы в уже сделанную работу. Правильное
и грамотное отношение ученика к выполнению эскизов по композиции
станковой позволит ему в должной мере оценить важность этой работы и
поможет ему в дальнейшей творческой жизни.
Примерные итоговые работы:
![]() | |||
![]() | |||
Вариант 1. Книжная графика.
Вариант 2. Сюжетная композиция.
![]() |
![]() | |||
![]() |
Вариант 3. Декоративный натюрморт.
На итоговый просмотр учащемуся необходимо сдать само произведение оформленное в раму, фор - эскизы, работу «в картоне», наброски и зарисовке к выбранной теме