(для студентов Vкурса)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Преддипломная практика организуется таким образом, чтобы студент получил возможность собрать и обобщить необходимые материалы при подготовке выпускной квалификационной работы. Программа преддипломной практики конкретизируется руководителем выпускной квалификационной работы с учетом избранной темы.
Наряду с формированием у студента умения рационально использовать теоретические знания, полученные в Академии, для решения практических вопросов, он должен приобрести навыки организационно-управленческой деятельности в экономических подразделениях предприятия – базы практики.
Отчет о преддипломной практике для студентов всех форм обучения обычно является частью выпускной квалификационной работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Целью прохождения преддипломной практики является закрепление теоретических и практических знаний по методологии и организации бухгалтерского учета, аудита (контроля) и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием нормативных документов. Изучение программного обеспечения ведения бухгалтерского учета и организации анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на базе применения технических средств обучения.
ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
• Ознакомление с объектом практики, характером и направлениями его финансово-хозяйственной деятельности;
• Изучение организации бухгалтерского учета на предприятии;
• Изучение ведения бухгалтерского учета по отдельным направлениям, в соответствии с полученным индивидуальным заданием;
• Изучение программного обеспечения и компьютеризации бухгалтерского учета на предприятии;
• Овладение практическими навыками проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• Овладение методологией, методикой и организацией аудита;
• Формирование навыков творческого мышления и самостоятельной деятельности при анализе хозяйственных ситуаций, выявлении проблемных вопросов и принятии управленческих решений.
• Выявление степени профессиональной подготовленности студента
Общее ознакомление с организацией работы объекта практики состоит в изучении:
- характера финансово-хозяйственной деятельности объекта практики;
- организации бухгалтерского учета (структуры учетного аппарата, формы
учета, наличия и использования в учете компьютерной техники);
- применения автоматизированной формы учета на базе предоставляемого
программного обеспечения;
- графика учетных работ, документооборота, порядка и условий хранения
документов на предприятии.
В процессе преддипломной практики по учету, аудиту и анализу хозяйственной деятельности студентам необходимо закрепить и более детально изучить вопросы бухгалтерского учета, принимая во внимание направленность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
В дополнение к вышеуказанным требованиям необходимо изучить следующие направления, касающиеся составления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации и анализа ее финансово-хозяйственной деятельности.
1. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности:
- проверка комплектности форм отчета, правильности заполнения, промежуточных итогов и контрольных соотношений;
- анализ динамики показателей всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и качественных (расчетных) показателей, характеризующих достижения предприятия и изменения в его имущественном и финансовом положении;
- оценка и анализ учетной политики предприятия, а также ее влияния на показатели бухгалтерской отчетности и финансовые коэффициенты.
2. Оценка состояния внеоборотных активов организации, в том числе:
- анализ обеспеченности основными средствами предприятия, состава, структуры, амортизационной политики предприятия;
- анализ состояния активной части основных средств;
- анализ технического уровня и состояния основных средств;
- анализ движения основных средств.
- анализ экономической эффективности использования основных средств организации.
3. Изучение состояния оборотных активов организации, в том числе:
- анализ состава и структуры оборотных активов;
- анализ дебиторской задолженности организации;
- анализ величины и структуры запасов;
- анализ использования материальных ресурсов организации;
- анализ денежных средств и их эквивалентов;
- анализ экономической эффективности использования оборотных активов предприятия.
4. Изучение обеспеченности трудовыми ресурсами:
- анализ численности и обеспеченности трудовыми ресурсами организации;
- анализ уровня и темпов изменения производительности труда;
- анализ использования фонда потребления и фонда оплаты труда.
5. Изучение движения товаров:
- анализ состава и ассортимента товаров;
- анализ товарооборота.
6. Изучение издержек обращения:
- анализ состава, динамики и структуры издержек обращения;
- анализ влияния факторов на изменение основных элементов затрат;
- анализ уровня затрат на 1 руб. товарной продукции.
7. Оценка финансовой устойчивости организации:
- анализ структуры и динамики собственного и привлеченного капитала;
- анализ концентрации собственного и привлеченного капитала;
- анализ платежеспособности предприятия
- анализ размера и способов размещения собственного капитала в обороте.
8. Оценка показателей рентабельности и прибыльности:
- анализ показателей экономического эффекта в их динамике;
- анализ показателей экономической эффективности и факторы, влияющие на их изменение;
- анализ финансовых результатов и влияние факторов на изменение прибыли от продаж.
9. Оценка рыночной и инвестиционной активности:
- анализ портфеля ценных бумаг организации;
- анализ доходности ценных бумаг;
- анализ факторов, влияющих на инвестиционную деятельность организации.
Кроме того, вышеуказанные требования предполагают изучение аудиторской практики, включающей работу аудиторской фирмы, а также проведение собственно внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе:
1. Ознакомление со структурой аудиторской (контрольной) службы:
- с её Уставом (Положением);
- с правами, функциями и обязанностями работников фирмы.
2. Изучение организации работы аудиторской фирмы:
- содержания и видов выполняемых аудиторской фирмой работ;
- содержания, сроков, порядка составления и предоставления отчетности аудиторской фирмой;
- оперативного учета результатов ревизий, проверок, инвентаризаций, консультаций, экспертных оценок;
- организации планирования аудита деятельности организаций, а также документального оформления взаимоотношений с клиентами;
- требований к проведению аудиторских проверок;
- организации работы и используемых методических приемов ревизоров-аудиторов;
- оформления результатов аудиторской проверки.
3. Изучение организации и последовательности проведения аудиторских проверок деятельности организаций:
- исследование структуры проверяемой организации;
- анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации;
- определение программы проверки;
- выполнения контрольных процедур в соответствии с программой;
- проведение документального оформления результатов проверки: составить ведомость нарушений, промежуточные акты, аудиторский отчет, аудиторское заключение.
4. Аудит финансово-хозяйственной деятельности организации включает следующие основные направления:
Аудит состояния учета и отчетности в организации, т.е. проверку:
- состава и укомплектованности штата бухгалтерии;
- наличия и содержания Приказа об учетной политики организации;
- рациональности организации документооборота и соблюдения сроков составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
- наличия архива и обеспеченности сохранности документов;
Аудит кассовых операций и ценных бумаг, что означает проверку:
- сохранности денежных средств и ценных бумаг;
- условий хранения денежных средств и организации материальной ответственности;
- соблюдения графика сдачи выручки в банк и лимита остатка денежных средств в кассе;
- правильности документального оформления кассовых операций;
- законности и правильности отражения в учете и отчетности кассовых операций;
Аудит денежных средств на расчетном и других счетах в банках включает проверку:
- реальности сальдо по расчетному и другим счетам организации;
- соблюдения правил ведения операций на расчетном счете и других счетах в банке;
- правильности документального оформления операций на расчетных и других счетах в банке;
- законности и правильности отражения в учете и отчетности операций на расчетном счете и других счетах в банке;
Аудит товарных операций включает:
- проведение инвентаризации товаров и тары по материально-ответственным лицам;
- проверку условий хранения товарно-материальных ценностей;
- проверку организации материальной ответственности;
- проверку правильности документального оформления товарных операций;
- проверку законности и правильности отражения в учете и отчетности товарных операций;
Аудит расчетных операций состоит из проверки:
- состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
- правильности документального оформления расчетных операций;
- законности и правильности отражения в учете расчетных операций;
Аудит основных средств и материалов включает:
- проведение инвентаризации основных средств и материалов;
- составление сличительной ведомости по результатам инвентаризации;
- проверку организации материальной ответственности по основным средствам и материалам;
- проверку законности и правильности отражения в учете результатов внутренних инвентаризаций основных средств;
- проверку правильности расчета износа основных средств;
- проверку правильности документального оформления движения основных средств и материалов;
- проверку законности и правильности отражения в учете и отчетности движения основных средств и материалов;
Аудит расчетов с работниками по оплате труда включает проверку:
- состояния учета рабочего времени и норм выработки работников организации;
- соблюдения трудового законодательства при приеме, увольнении и перемещении работников;
- состава работников организации и соответствие его штатному расписанию;
- законности производимых работникам выплат;
- правильности начисления заработной платы и удержаний из нее;
- правильности отчислений, производимых от суммы заработной платы;
- правильности выплат за счет средств социального страхования;
- правильности отражения в учете расчетов с рабочими и служащими по оплате труда;
Аудит издержек обращения и финансовых результатов означает, что необходима проверка:
- правильности ведения аналитического и синтетического учета издержек обращения;
- правильности расчета издержек на остаток товара;
- соблюдения сметы издержек обращения;
- законности и правильности отражения в учете издержек обращения;
- правильности отнесения затрат на счета “Расходы будущих периодов” и “Резервы предстоящих расходов”;
- правильности расчета реализованной торговой наценки;
- законности и правильности отражения в учете прочих доходов и потерь;
- правильности определения и отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности организации;
- порядка использования средств прибыли в организации.