ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




Секция 7 «Инновационные информационные технологии в условиях пандемии»

ПРОБЛЕМЫИНТЕГРАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Менжесова Анастасия Сергеевна

Научный руководитель – преп. Рыльского АТК - филиала МГТУ ГА, Чурилова Т. И. и Милютина о. М.

В 2020 году мировое сообщество столкнулось с уникальными сложностями, возникшими из-за пандемии коронавируса [1] и мер, препятствующих его распространению.

В мировой истории известны случаи массового заражения населения [2]: холерные пандемии, чума, испанский грипп и другие, но ни разу не применялись методы борьбы, которые действовали в 2020 году и частично были продлены на начало 2021 года.

Повсеместный карантин, затронул все отрасли производства, сказался на уровне и качестве жизни каждого человека. Нет ни одного предприятия, план работы которого не был бы изменен введенными мерами. Объявление карантина внесло существенные корректировки в работу образовательных организаций, начиная от детских садов и заканчивая университетами и институтами.

Образовательные организации, ранее не применявшие или использующие только часть возможностей дистанционного обучения, столкнулись с проблемой реализации доступного дистанционного образования в кратчайшие сроки.

Трудности, возникшие при выполнении образовательных программ с применением дистанционных технологий можно разделить на несколько больших групп: технические, физиологические и психологические. Решение этих проблем неразрывно связано и требует тщательного изучения для внедрения дистанционных технологий на постоянной основе в образовательный процесс.

К техническим сложностям, возникающим при дистанционной форме обучения, следует отнести разрозненность оборудования и программного обеспечения, применяемого обучающимися и педагогами при проведении занятий, а так же отсутствие качественного Интернет-соединения в регионах страны. Как показали результаты опроса, проведенного среди обучающихся Рыльского АТК – филиала МГТУ ГА, 43% респондентов в первый месяц дистанционного обучения испытывали трудности с выполнением заданий и отправкой отчетов своей деятельности из-за разницы в установленных версиях программного обеспечения у них и преподавателей (не могли открыть файл с заданием, выполнить сжатие или архивирование данных), 14% периодически сталкивались с отсутствием возможности подключиться к сети Интернет и 1% не имел доступа к Интернет-ресурсам на протяжении всего периода дистанционного обучения. Если первую часть проблемы образовательная организация может решить, выбрав единую виртуальную доступную среду, а так же регламентировав версии программного обеспечения, применяемого при выполнении работ, то вторую часть, связанную с доступом к Интернет-ресурсам могут устранить только региональные власти.

Следующие проблемы, с которыми столкнулись обучающиеся и педагогические работники – это физиологические потребности. В СПО регламентирована 36 часовая обязательная нагрузка без учета затрачиваемого времени на выполнение самостоятельной работы. При реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий обучающиеся и педагоги столкнулись со снижением внимательности и вовлеченности в образовательный процесс при нахождении за экраном планшета, ноутбука или другой техники более трех часов подряд. На рисунке 1 представлена гистограмма ответов респондентов на вопрос: «Чувствуете ли Вы усталость и дискомфорт после трех часов проведенных занятий?»

Рис. 1. Процентное соотношение отчетов на вопрос: «Чувствуете ли Вы усталость и дискомфорт после трех часов проведенных занятий?»

Решение данной проблемы лежит в нескольких плоскостях:

- во-первых, снизить усталость поможет качественное оборудование с грамотной настройкой параметров экрана;

- во-вторых, цветовая гамма оформления приложений, так же способствует снижению утомляемости (желательно использовать спокойную цветовую гамму);

- в-третьих, большую роль играет комфорт рабочего места;

- в-четвертых, при проведении занятий с применением дистанционных технологий учебному учреждению необходимо при составлении расписания занятий предусмотреть перерывы, позволяющие человеку переключиться на другой вид деятельности для восстановления сил, а так же организовывать выполнение элементов курса как онлайн, так и офлайн для людей, находящихся в другом часовом поясе или не имеющих возможности подключиться по какой-либо другой уважительной причине.

Следующий вид трудностей – это психологические проблемы. Особенности этих проблем и способы их решения напрямую зависят от возраста обучающихся. В СПО основной контингент обучающихся – это подростки в возрасте от 15 до 21 года. Большинство из опрошенных отметили, что испытывали эмоциональную подавленность от отсутствия общения со сверстниками на отвлеченные темы, чем обычно они занимались во время перерывов между занятиями. Так же учащимися было отмечено снижение заинтересованности при изучении дисциплин из-за уменьшения прямого диалога с преподавателями. Решить эти проблемы можно сообщив подросткам о телефонах доверия, действующих в их регионах или организовав связь обучающихся со штатным психологом образовательного учреждения.

На основании выше сказанного можно сделать следующий вывод: полный переход на дистанционную форму обучения в СПО не желателен, так как сильно отражается на эмоциональном состоянии обучающегося, но при этом внедрение элементов дистанционного обучения полезно для СПО, так как позволяет участвовать в образовательном процессе обучающимся, не имеющим по каким-либо причинам возможности находиться на занятиях в очной форме, а так же предоставляет возможности привлечения к проведению занятий высококвалифицированных специалистов из других учебных заведений и производственного сектора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальная информация о коронавирусе в России. [Интернет-ресурс] URL:https://стопкоронавирус.рф [дата обращения: 22.03.2021 г.]

2. Соня Шах. Перевод: М. Н. Десятова. Пандемия. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 456 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: