Методические указания к практическому занятию № 1
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности
Количество часов: 2
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью;
Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.
Содержание отчета по результатам выполнения практического занятия
Отчет должен содержать:
1.Название работы
2.Цель работы
3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3
4.Вывод по работе ( необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)
Методические указания к выполнению:
1 .Краткие теоретические сведения.
Понятие «информационного ресурса общества » (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
|
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
o тематика хранящейся в них информации;
o форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
o доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
o принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
o источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
o назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
|
o форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
o вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
o субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
o субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
o субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
o субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
o учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
o учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
o научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
o дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,
o системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
o электронные полнотекстовые библиотеки;
o электронные периодические издания сферы образования;
o электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
o электронные архивы выпусков.
2.Задание: