Текст № 1 (раздаточный материал).




Ход урока

Организационный момент.

Эпиграф к уроку (эмоциональный настрой, лексическая работа).

В 1824 году в Одессе Пушкин заканчивает 2 главу романа "Евгений Онегин", где рассуждает о том, что "без приметного следа: было б грустно мир оставить" и хотелось бы оставить о себе память хоть единым звуком, строфой:

Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных Аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!

(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин", гл.2. стр. XL). Одесса, 1824, публ.1826

Вводная беседа:

Благодаря чьим портретам вы представляете внешность А.С. Пушкина?

Чем интересны именно прижизненные портреты? (Портреты, созданные при жизни поэта позволяют судить о его внешнем и внутреннем облике, о том, каким видели и запечатлели своего гениального современника художники.)

О чем еще, кроме внешности, позволяет судить портрет? (об особенностях характера и личности)

Тема, цель урока.

Цель на сегодняшний урок - создать словесный портрет Пушкина, опираясь на то, каким его увидел Орест Кипренский.

Запишем тему урока.

Лексический диктант (работа над тематическим словарем, над орфографией)

Прежде чем начать непосредственную работу над картиной, необходимо вспомнить слова, которые понадобятся нам при написании сочинения подобного вида. Я зачитываю лексическое значение слова, вы записываете само слово. Например,

· художественное изображение человека (портрет);

· воспроизводить в художественном образе, показывать, представлять, передавать, описывать (изображать);

· приняв определенную позу, служить предметом изображения художнику, фотографу (позировать);

· творческое отражение действительности в художественных образах (искусство);

· вид графики, печатный оттиск рисунка, нанесенного на дерево, линолеум, камень, металл (гравюра);

· картина, воспроизведенная типографским способом (репродукция);

· художник, занимающийся живописью (живописец);

· небольшая статуя, служащая для украшения интерьеров (статуэтка);

· построение, составление элементов произведения (композиция);

· соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета (колорит);

· предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, или отдельной его части, быстро выполненный свободный рисунок (эскиз);

· в изобразительном искусстве - подготовительный набросок для будущего произведения (этюд).

Накопление материала (биографический комментарий). Попутное повторение орфографии и пунктуации. Самостоятельная работа - проверка материала предыдущего урока (союзные предложения).

Об истории создания портрета вы узнаете из следующего текста. Он же даст возможность повторить орфографию и пунктуацию.

Текст № 1 (раздаточный материал).

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните постановку знаков препинания.

История создания картины.

1) В 1826 году А.С. Пушкин во:вр:тился из Михайловской:сылки. 2) Проведя семь лет в Италии вернулся на родину Орест Адамович Кипренский. 3)АнтонуДельвигублиз:ому лицейскому другу А.С. Пушкина хотелось иметь самый лучший п:ртрет своего товарища и он остановил свой выбор на прославле:ом живописце. 4) (Не)смотря на то что Пушкин п:зировать (не) любил желанию друга подчинился бе:пр:кословно. 5) Весной 1827 года Кипренский рисовал Пушкина в доме Шереметьева на Фонтанке где у художника была мастерская. 6) Любопытно что совреме:ики узнавали Пушкина именно по этому портрету (в)первые представле:ому публике на выставке в Петербурге. 7) Многие (в)последствии: судили о портрете по гравюре с него которую Дельвиг заказал Н. И. Уткину.

Задание 2. Составьте схемы сложных предложений. 1вариант- 3,4-ое предложение, 2 вариант - 5-6-ое предложения.

Собрать листочки. Проверить работу по ключу.

Задание 3. Сформулируйте в одном предложении содержание текста. Запишите в тетрадь. (Портрет, по которому современники узнавали А.С Пушкина, был написан прославленным живописцем Орестом Кипренским в 1827 году по заказу Антона Дельвига.)

Накопление материала (наблюдения и личные впечатления). Работа над тематическим словарем. Работа над предложениями. Соотнесение материала, собранного на основе личного наблюдения с материалом, полученным на основе прочитанного текста искусствоведческой статьи

Вглядитесь в репродукцию портрета. Каково первое впечатление от портрета?

Какова композиция работы? Колорит (красочный строй картины)?

Фон желто-зеленый (оливковый), темно-зеленый; черный, темно-красный, приглушенный, теплый

Как изображен А.С. Пушкин? Что необходимо описать, чтобы представить себе внешность поэта?

Фигура: поза: написана анфас (в три четверти поворота направо) голова слегка повернута направо руки изящно скрещены
Одежда строгий черный сюртук клетчатый красно-зеленый плащ (плед) черный шейный платок
Черты лица: каштановые волосы вьются широкие ноздри, крупные губы
Глаза:взгляд рассеянный глубокий взгляд

Какие аксессуары включены в изображение? Их значение?

Атрибуты бронзовая статуэтка музы виднеется

Задание. Составьте предложение, используя слова из второго столбца. *Предложения должны быть сложными.

Портреты для О. Кипренского - средство утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность.

Каким изображен Пушкин? Какие черты личности Пушкина нашли отражение в этом портрете? (внутренне собранным, прислушивающимся к себе, безмятежным и сосредоточенным, вдохновенным)

Задание. Прочитайте текст. Добавьте новое, несказанное к записанному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: