КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ




 

«Мои ученики будут узнавать новое, не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача: помочь им раскрываться, развивать собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

Я думаю, что данные слова, принадлежащие швейцарскому педагогу И.Г. Песталоцци, очень подходят к теме нашей городской конференции.

Любой урок должен нести громадный потенциал, заряд, позволяющий учителю решать новые задачи и достигать новых успехов.

На сегодняшний день главной задачей для любого педагога является заинтересовать ученика, влюбить его в свой предмет так, чтобы он осознал смысл в изучении данного предмета. Для меня это - урок иностранного языка.

Урок иностранного языка станет интересен тогда, и только тогда, когда он будет современен, когда он будет «актуален» как для преподавателя, так и для учащихся. Прошу обратить ваше внимание на слово «Актуальный». В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово «актуальный» означает: «важный, существенный для настоящего времени» А это означает, что при разработке современного урока обязательно должны закладываться основы для будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют для преподавателей новые требования к достижению педагогических целей, отвечающие потребностям современного общества.

Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС - коммуникативная компетенция, которая включает в себя языковую и социокультурную компетенции, а чтобы достичь эту ЦЕЛЬ обучения, необходимо знать, что иностранный язык является средством общения в обычных ситуациях и при изучении иностранного языка наши ученики получают представление о жизни и культуре других стран.

Из цели урока всегда вытекает одна из главных задач: НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ ОБЩАТЬСЯ на иностранном языке, то есть высказывать свое мнение о том, что их окружает и волнует. Преподавателю иностранного языка нужно создать на уроке такие условия, чтобы ученики действительно стали говорить на английском, а не только механически выполнять набор упражнений, чтобы когда-то в отдаленном будущем заговорить на иностранном языке.

В нашем лицее есть свой печатный орган - ЛИЦЕЙСКИЙ ДНЕВНИК, который в октябре 2019 года отметил свой 15-летний юбилей. Я позволю себе зачитать строчки из письма своих выпускниц - сестер Шишковых: (стиль письма сохраняется) «Английский очень пригождается! Мы были волонтерами на Чемпионате мира по футболу в 2018 году! Очень много общались с иностранцами: объясняли как пройти к той или иной достопримечательности, вызывали такси и рассказывали про наш город, где и что необходимо посетить… Очень помогают монологи и схемы диалогов, что мы учили в лицее! Так что Ваши труды, Татьяна Васильевна, и старания не проходят даром! Спасибо Вам за то, что всему этому научили и объясняли столько раз, пока не осталось что-то в голове!» (Лицейский дневник, №77, 2019 год)

Для стимулирования развития коммуникативных навыков нужно подобрать такие формы уроков, которые будут наиболее способствовать заявленной цели.

Неоценимую помощь нам педагогам оказывают интернет-уроки, пословицы и поговорки, которые хранят крупицы народной мудрости в любом языке. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, здравый смысл и юмор. Кафедра английского языка предложила учащимся следующие задания: перевести 5 пословиц на русский язык, дать эквивалент подобной пословицы на русском языке и сопроводить понравившуюся пословицу рисунком. (Лицейский дневник, №68, 2017 года)

Творческие задания непременно направлены на пробуждение интереса к английскому языку и повышение мотивации к учению и способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся.

При выполнении творческих заданий вырабатывается практическая потребность в использовании иностранного языка во время зарубежных гастролей. Сегодня наши ребята знают, что владение иностранным языком – это не что-то выдающееся, а совершенно естественное явление, когда они принимали участие в городских конкурсах на иностранном языке: «Знаешь ли ты Великобританию?» (2 место), «Города – побратимы Санкт- Петербурга» (1 место), где были самые разнообразные конкурсы и на обдумывание участникам были даны считанные минуты.

Таким образом, правильное применение на практике ФГОС должно создать такой импульс в процессе изучения предмета, что применение на практике станет естественным и гармоничным. Хотелось бы, чтобы английский язык стал для наших ребят вторым родным.

Современный урок по ФГОС дает нам возможность взглянуть на урок совершенно в другом разрезе и открывает дорогу воплощению новых творческих идей. Тем не менее, ФГОС не отменяет традиционные приемы и методы работы. Их можно применять в новом ключе наряду с современными технологиями.

Например, при изучении темы: “MY NATIVE CITY” учащимся предлагаются индивидуальные проекты: найти больше информации о старинных дворцах Санкт-Петербурга, о том какие известные люди жили в нашем городе или выбрать одну из площадей/улиц Санкт-Петербурга и сделать собственные фотографии или иллюстрации к своему проекту.

Для 10-го класса был дан проект по домашнему чтению «Интересные места в Лондоне».

Тема «Спорт» изучается по программе в учебниках разных классов, где встречаются тексты о разных видах спорта. На уроках мы говорим о любимых видах спорта британцев. Ребята на уроках узнали, что многие виды спорта - футбол, крикет, регби, настольный теннис, бадминтон, сквош, снукер - были изобретены именно в Британии. И снова учащимся 8 класса было предложено найти в нашем Лицейском дневнике (№74, 2018 год) текст и перевести его, получив за верный перевод дополнительную оценку по домашнему чтению.

Сейчас многие наши учащиеся не только бывают на гастролях, но и путешествуют с родителями. Поэтому их надо вооружить знаниями о великом множестве самых разных магазинов, о том как вести диалог с продавцами. В нашем Лицейском дневнике (№73, 2018 год) можно найти много интересных фактов о шопинге и сделать предложенный перевод для получения отметки.

Как показывает опыт работы, уроки-викторины, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса к английскому языку и совершенствованию речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. Викторины позволяют повторить страноведческий материал, который есть во всех учебниках 5-11 классов, где рассказывается о нравах, обычаях и традициях британского и американского народа.

Поэтому в конце учебного года учащимся предлагается викторина с вопросами по 3 разделам: географическое положение Великобритании, достопримечательности Лондона, известные люди. Каждый раздел содержит 5 вопросов. А в заключение ребята исполняли популярные английские песни или играли на своих инструментах.

Таким образом, каждый учащийся должен стать живым участником образовательного процесса. Только собственное активное действие станет базой, основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих активное действие.

Преподаватель английского языка

ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург»,

Овечкина Татьяна Васильевна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: