ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЕЙ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ КАЧЕСТВОМ ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ
REPRESENTATION IN THE MINDS OF TEACHERS, SATISFACTION WITH THE QUALITY OF WORKING LIFE
Ермолин Алексей Викторович
Ermolin Alexey
кандидат психологических наук
e-mail: alexermolin2012@yandex.ru
Городилов Павел Валентинович
Gorodilov Pavel
преподаватель – организатор ОБЖ
ГБОУ СОШ №549
e-mail: obg.mkoycoh@yandex.ru
Россия, Киров, Кировский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация. Качество трудовой жизни – совокупность осознаваемых, либо частично осознаваемых мотивационных детерминант трудовой активности субъекта и имеющих разную степень удовлетворённости. Инновационный характер педагогической деятельности предопределяет повышение качества трудовой жизни учителей. Постоянный мониторинг представленности в сознании учителей степени удовлетворённости различными факторами трудовой жизни обеспечивает эффективность мотивационных программ в образовательных учреждениях. Существуют различия в представлениях о качестве трудовой жизни у учителей с разным стажем и уровнем квалификации. Методики исследования могут использоваться в мониторинге динамики представлений учителей степени удовлетворённости качеством своей трудовой жизни.
Ключевые слова. Качество трудовой жизни, представления о качестве трудовой жизни, мониторинг представлений о качестве трудовой жизни.
Abstract. Quality of working life – a set of conscious or partially conscious motivational determinants of labor activity of the subject and having a different degree of satisfaction. The innovative nature of teaching activity determines the improvement of the quality of working life of teachers. Continuous monitoring of representation in the minds of teachers degree of satisfaction with various factors of work life provides for the efficiency incentive programs in educational institutions. There are differences in perceptions of the quality of working life among teachers with different backgrounds and qualifications. Research methods can be used to monitor the dynamics of teachers ' perceptions of satisfaction with the quality of their working life.
|
Keywords. Quality of working life, ideas about the quality of working life, monitoring of ideas about the quality of working life.
Основной целью управления персоналом является поиск методов и способов развития трудовой активности человека на основе изучения его представлений о качестве трудовой жизни. Качество трудовой жизни – совокупность осознаваемых, либо частично осознаваемых мотивационных детерминант трудовой активности субъекта и имеющих разную степень удовлетворённости.
Переходный период, переживаемый сегодня, принес в сферу образования противоречивые, деструктивно - конструктивные процессы и тенденции. Наряду с функционированием сферы образования в традиционном режиме возникли новые явления, начались новые процессы. Появление многообразных, зачастую параллельных, конкурирующих новообразований, способствует демонополизации и демократизации в этой сфере. Это проявляется, в первую очередь, в активном предъявлении учителями своих представлений о справедливом устройстве трудовой жизни.
Многие учреждения образования инициативно искали пути вхождения в рыночные отношения, апробировали новые организационно - правовые и хозяйственные формы, меняли содержание своей работы. До недавнего времени в нашем обществе господствовала бюрократическая (механистическая) модель менеджмента учреждений образования. Такой тип организации в течение долгого времени рассматривался теоретиками и практиками менеджмента в качестве идеальной модели для системы управления образовательными организациями вообще. Однако все большая потребность в нововведениях, инновациях заставляет внедрять интенсивные, но гибкие модели управления. Становится ясно, что механистическая модель не всегда пригодна для решения задач обновления, ибо любое нововведение легко может быть разрушено жесткими рамками бюрократической организации и соответствующим стилем управления [2, 3].
|
Учителя обладают специальными знаниями, имеют дипломы (как правило) высших учебных заведений, работают немногочисленными группами и коллективами, имеют прямое отношение к педагогическому творчеству, воспитанию, культуре, подвижничеству, по своей природе и характеру деятельности привержены к инновационной деятельности. И уже по этим признакам предпочитают сами управлять собой, а жесткие указания воспринимают как подавление профессиональной самореализации. Именно поэтому громоздкость процессов принятия решений, подавление инициативы, ослабление связи с конечными результатами работы неприемлемы для образовательного менеджмента.
В образовательной сфере инновационные программы, новые проекты и идеи, новое дело движет не школа как таковая, не отлаженные механизмы её функционирования. Это может сделать только человек - организатор, творец, новатор, энтузиаст. Инновационный характер педагогической деятельности предопределяет такие свойства организации, в которой отсутствует жёсткое распределение ролей, индивидуальных задач и сфер ответственности; происходит их постоянное перераспределение и корректировка; не допускается иерархия в организационных структурах, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи; управление конкретными частными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом звене организации; низкая регламентация работы, делается ставка на инициативу исполнителей; развиты персональные качества работников, их потенциал, что является залогом качества выполняемой деятельности.
|
В системе трудовых и этических ценностей начинает преобладать ориентация не на обезличенную массу учеников, а на служение интересам индивидуальной личности. Успешный директор школы предпочитает влиять не на самого учителя как такового, а обязан учитывать его реальные цели, жизненные ценности и установки, представления о позитивных и негативных атрибутах трудовой жизни.
В свою очередь учитель, разделяющий цели и ценности образовательного учреждения, способен сам устанавливать для себя задачи, находить пути их решения и сам контролировать себя. Творческий учитель, мотивация которого основана на удовлетворении сложных (высших) потребностей, склонен к самоуправлению, если в школе обеспечивается: работа с коллегами, уважающими друг в друге личность; интересная, творческая, увлекающая работа; одобрение и стимулирование хорошей работы; возможности самосовершенствования; взаимодействие с людьми, интересующимися его предложениями об усовершенствовании работы; возможность видеть результаты своего труда; возможность думать самому, а не только выполнять приказы; работа под руководством достойных и квалифицированных людей; работа, выполнение которой должно сопровождаться напряжением; доступ к информации, касающейся своей работы и состояния дел в школе в целом.
Предметом нашего исследования выступили представления о некоторых качественных характеристиках трудовой жизни учителей средней общеобразовательной школы.
Цель исследования заключалась в выявлении различий в представленности в профессиональном сознании степени удовлетворённости факторами трудовой жизни у учителей разного квалификационного уровня и стажа работы в данной школе.
Объектом исследования выступили 24 учителя ГБОУ СОШ №364 Фрунзенского района города Санкт-Петербург (м - 4: ж - 20; средний возраст – 36,5 лет).
Методика исследования: анкета на выявление отношения к условиям трудовой деятельности [1]. Индекс групповой оценки подсчитывался как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание представленности в групповом сознании учителей мотивационно сильных и слабых факторов трудовой активности.
Таблица 1. Представления учителей с разным квалификационным уровнем о степени удовлетворённости различных факторов трудовой жизни в школе
Факторы трудовой жизни | Квалификационный уровень | ||
Без категории (n=8) | 1 категория (n=8) | Высшая категория (n=8) | |
Состояние учебной базы | - 0,125 | 0,5 | -0,375 |
Равномерность нагрузки | 0,875 | 0,5 | 0,675 |
Денежное довольствие | - 0,375 Средний доход – 32,5 тыс. руб. | -1,0 Средний доход – 40,125 тыс. руб. | -0,5 Средний доход – 50,375 тыс. руб. |
Санитарно-гигиенические условия | 0,5 | 1,0 | 0,625 |
Отношения с руководством | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Повышение квалификации | 0,625 | 0,875 | 0,625 |
Разнообразие работы | 0,375 | 0,75 | 0,75 |
Как видно из таблицы 1, с ростом квалификации у учителей повышается удовлетворённость таким фактором профессиональной деятельности, как «разнообразие работы». Выявленная динамика показателя является вполне закономерной, так как учителя с богатым профессиональным опытом, отражённым в квалификационной категории, имеют больше возможностей для преодоления бюрократической монотонии в силу сформированных шаблонов организационного поведения. К тому же, у многих высокопрофессиональных педагогических работников сохраняется инновационная направленность при выборе методических средств и приёмов обучения учащихся.
Несколько парадоксальным выглядит неудовлетворённость учебной базой у учителей с низкой и максимально высокой квалификацией. Скорее всего, данное отношение у лиц без категории обусловлено их юношеским максимализмом, в предъявлении завышенных требований к имеющимся в наличии образовательным технологиям, особенно мультимедийным, в то время, как работники с высшей категорией, возможно, не удовлетворены скоростью внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс, за которой не все из них успевают.
Традиционно низкие значения у работников из всех трёх групп в ходе исследования получил фактор «денежное довольствие», причём при росте квалификации наблюдается неудовлетворённость материальным положением в организации. На наш взгляд, эта тенденция свидетельствует об адекватно высоком уровне финансовых притязаний у мастеров педагогического труда, чей размер оплаты труда со всеми надбавками должен быть более чувствительным по сравнению с учителями без категории, чем в актуальных распределительных отношениях.
И наконец, учителя с категорией, исходя из своего профессионального и должностного статуса, предъявляют несколько повышенные требования к справедливости в распределении учебной нагрузки по сравнению с работниками без категории. Вероятно, это связано с большей осведомлённостью и, соответственно, критическим настроем по поводу механизмов тарификации и распределения нагрузки со стороны администрации. Но при этом у всех категорий наблюдается максимальная удовлетворённость руководством школы.
Таблица 2. Представления о степени выраженности разных компонентов