ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ «ЕВРЕЙСКИЙ ТАЙНИК»




СКАЗКИ ДЛЯ РАЗДАЧИ

Время проведения: 1,5 часа
Целевая аудитория: взрослые, члены родительского клуба, чьи дети посещают еврейский детский сад или Воскресную школу.

Это занятие является первым из цикла:«Знакомствос еврейской сказкой». Задача этого цикла встреч состоит в том, чтобы принципы построения еврейской сказки стали личным опытом участников. Исходя из этой задачи, мы предлагаем следующую логику построения и проведения занятий:
Первое занятие (которое мы предложили Вашему вниманию) направлено на эмоциональное восприятие сказки. Происходит первая попытка разобраться в ее особенностях на первоначальном уровне комментария (пшат). Теория на этом этапе используется только как прикладной инструмент (ответы на вопросы участников, краткий анализ фактов и т.п.). Участники уходят после занятия с вопросами, с желанием размышлять на тему занятия.


Второе занятие предполагает более детальное знакомство участников с принципами построения еврейской сказки.
В первой части занятия участникам предлагается небольшая историко-лингвистическая справка. (В нашей разработке мы опираемся на исследования В.Дымшица, в частности, на его статью «Сказки евреев Восточной Европы»).
Далее участникам предлагается вместе с ведущим провести самостоятельное исследование принципов, заложенных в еврейской сказке на примере одной из сказок, например «Сказкио царе».И в завершении занятия участники по полученному шаблону пытаются «составить» свою сказку, опираясь на полученные знания.


Третье занятие предполагает самостоятельную работу с текстами сказок и создание собственных вариантов сказочных повествований, основанных на традициях разных национальных культур, в окружении которых жили евреи.

Цели занятия:
1. Познакомить участников с жанром еврейской сказки
2. Предоставив участникам возможность исследовательской работы, дать им возможность расширить и обогатить собственный еврейский опыт
3. Показать участникам родительского клуба образовательные возможности еврейской сказки
Материалы: четыре экземпляра сказки «Жених-медведь», листы писчей бумаги для записей, ручки, фломастеры, лист (или два листа) ватмана, ТаНаХ.

Вводная часть (5 минут): Откуда мы можем узнать о том, как жили наши родители? Скорее всего, их можно расспросить. А как жили наши бабушки и дедушки? А их бабушки и дедушки? Конечно, с тех времен остались какие-то документы, спрятанные в каких-то архивах. Но евреи придумали способ, такой специальный тайник, чтобы зашифровать свои знания, свою культуру, чтобы передать последующим поколениям самые главные ценности. Таким тайником стала еврейская сказка. Много энтузиастов-исследователей во всем мире сейчас заинтересовались собиранием, переводом и толкованием еврейских сказок. Сегодня мы предлагаем вам присоединиться к этой группе ученых-энтузиастов. Ваша работа будет проходить под руководством известного эксперта (имя ведущего). Коллега, прошу Вас приступить к работе.
(Далее занятие проходит под руководством «эксперта», в функции которого входят ответы на конкретные вопросы участников, предоставление литературы (источников) и хронометраж.«Экспертов» может быть несколько)


Ход занятия:
1. Группа разбивается на 3-4 подгруппы, каждая из которых обозначается, например, цветом или еврейской буквой
2. Каждая подгруппа получает текст еврейской сказки «Жених-медведь»
3. Задания (время выполнения 15 минут):
a. Прочитать сказку
b. Сформулировать от каждой группы 5-7 вопросов
c. Записать эти вопросы на доску или лист ватмана (для предъявления их всем участникам)
4. Анализ получившегося поля вопросов (время выполнения 15 минут)
a. Из всего списка вопросов каждая подгруппа выделяет те, ответ на которые может быть однозначным — «кто такой?» или «что такое?» (например, кто такой Цадик, кто такой Илья-пророк, что такое бар-мицва и т.п.)
b. Внутри каждой подгруппы выясняется, есть ли у кого-то готовый ответ на один из этих вопросов (например, таким может быть вопрос «Кто такой Илья-пророк?»)
c. Вопрос, на который кто-то может дать однозначный ответ, отмечается на общем списке вопросов соответствующим цветом или буквой
5. Участники собираются в круг для ответов на первую группу вопросов (время проведения — 10-15 минут).
a. Блиц- ответы участников на конкретные вопросы
b. Добавления или опровержения «эксперта»
c. Краткий ответ «эксперта» на те конкретные вопросы, на которые не смогли ответить участники.
Остальные вопросы разделяются на серии по 4-5 вопросов.
6. Группы распределяются по предпочтениям. Каждая группа обсуждает один вопрос.
a. На обсуждение каждого вопроса отводится 10 минут. Результаты обсуждения кратко записываются
b. Каждые 10 минут участникам предлагается очередная серия вопросов. Участники вновь делятся по предпочтениям (вариант: если вопросов не очень много, то подгруппы по очереди обсуждают вопрос за вопросом, тратя на обсуждение 5-7 минут и записывая результат обсуждения)
7. Участники вновь собираются в круг для обсуждения вопросов (время обсуждения 20 минут)
a. Опираясь на сделанные записи, участники предлагают группе свой вариант ответа на каждый вопрос
b. Вопросы и добавления от остальных участников. Возможно, потребуется помощь«эксперта» или обращение к Еврейским источникам.
c. Участникам предлагается сформулировать основные принципы/законы еврейской жизни, основываясь на тексте и анализе сказки.
8. Эксперт благодарит группу за тщательную и вдумчивую работу, но на прощание задает вопрос, который продолжает его «мучить»: (эксперт задает вопрос, который не поднимался в ходе обсуждения. Варианты всех возможных вопросов заготовлены и проанализированы заранее. Например: «А что делал Береле, пока жил в лесу в облике медведя?»).

Варианты возможных вопросов:
Где жил богач?
Где жил цадик?
Почему богач забыл об обещании?
Почему в образе бедняка появился именно Илья-пророк?
Что значила надпись, оставленная бедняком?
Почему он убежал в лес именно в десять лет?
Что Береле делал в лесу?
Почему в семье бедняка пять дочерей?
Почему младшая дочь согласилась выйти замуж за медведя?
Откуда медведь узнал, что отец привез домой девушку?
Почему девушка ничего не должна была сделать, чтобы доказать свою верность — медведь моментально скинул шкуру?
На какие европейские сказки похожа эта сказка и чем?

Предложенные варианты вопросов — лишь ориентир для ведущего. У участников могут возникнуть иные вопросы.


Почему интересны именно эти вопросы:
«Где жил богач?» — Одной из особенностей еврейской жизни является то, что евреи всегда были городскими жителями. Обычно в сказках есть богатый помещик. Этот же богач — городской житель. И ведет он себя по-городскому. (Будет интересно, если участники уже на первом занятии обратят на это внимание).
«Где жил цадик?» — (В сказке сказано, что богач «поехал к цадику»). Во времена возникновения хасидизма евреи начали группироваться вокруг «своих» цадиков. Из-за профессиональной «разбросанности» евреев ослабевает «физический» стержень общины и усиливается духовная связь евреев с цадиком. Таким образом, цадик объединял евреев независимо от их места проживания.
«Почему Береле именно в десять лет убежал в лес?» — Если к 10 годам прибавить традиционно-сказочное «прошло три года…», то как раз получится 13 лет.
Многие вопросы призваны разбудить фантазию, эвристическое мышление (В том числе, вопрос «Что делал Береле в лесу?») Но, в любом случае, ответы должны быть аргументированными.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: