Верны или неверны следующие выражения?




УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных медицинских

учреждений и кадровой политики

Н.Н.Володин

 
 


«……..»…………….2001

 

 

КУРС

ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Выпуск 3

 

«Деловое общение»

Рабочая тетрадь

 

 

Москва

ГОУВУННМЦ

 

Деловое общение

Психология. – Выпуск 3. «Деловое общение», рабочая тетрадь. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001, - стр.

Рабочая тетрадь для учащихся медицинских училищ предназначена для аудиторных и внеаудиторных занятий. Тетрадь снабжена информационным материалом, большим количеством тестов достижений и упражнений, помогающих усвоить основные понятия курса и выработать умения, предусмотренные соответствующей программой по психологии для средних специальных учебных заведений по специальностям: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Фармация «, «Сестринское дело», «Стоматология ортопедическая».

 

СОДЕРЖАНИЕ стр.

 

Тема 3.1. Психология общения в диаде………………………………………..4.

3.1.1. Психологическая структура диалога…………………………………………………5

3.1.2. Ролевое общение………………………………………………………………………10

Упражнения………………………………………………………………………………….11

Контрольные вопросы………………………………………………………………………15

 

Тема 3.2. Внутригрупповое общение………………………………………….19

3.2.1. Нормативное поведение в организации…………………………………………...20

3.2.2. Социальное давление…………………………………………………………….. 20

3.2.3. Психологический климат лечебно-профилактического учреждения…………...21

3.2.4. Медицинская бригада………………………………………………………………21

3.2.5. Ролевой конфликт…………………………………………………………………..22

3.2.6. Групповые формы делового общения…………………………………………….23

Упражнения…………………………………………………………………………………28

Контрольные вопросы………………………………………………………………………34

 

Тема 3.3. Психология выступления……………………………………………35

3.3.1. Выступление………………………………………………………………………….36

3.3.2. Подготовка выступления…………………………………………………………….36

3.3.3. Репетиции……………………………………………………………………………..37

3.3.4. Что нужно делать во время выступления…………………………………………..37

3.3.5. Подведение итогов выступления……………………………………………………38

3.3.6. Незапланированное выступление……………………………………………………38

3.3.7. Страх выступления……………………………………………………………………39

Упражнения…………………………………………………………………………………..40

Контрольные вопросы………………………………………………………………………..42

 

Тема 3.4. Переговоры, дискуссии, споры………………………………………43

3.4.1. Психологический контакт…………………………………………………………….44

3.4.2. Переговоры…………………………………………………………………………….44

3.4.3. Споры…………………………………………………………………………………..45

3.4.4. Дискуссия………………………………………………………………………………46

3.4.5. Участие в совещаниях, конференциях………………………………………………47 Профилактика межличностных конфликтов……………………………………………….48

Некоторые приемы разрешения конфликтов

Упражнения…………………………………………………………………………………..51

Контрольные вопросы……………………………………………………………………….54

 

Дорогой друг!

Вот мы и подошли с тобой к третьей рабочей тетради по психологии. Тема, которой ты будешь заниматься с помощью этой тетради дома и на занятиях в училище, чрезвычайно важна: деловое общение.

В течение своей жизни ты уже многому научился. Ты общаешься в своей семье, со своими сверстниками, в школе, теперь – в медицинском училище. Люди окружают тебя на протяжении всей твоей жизни. Некоторые тебе нравятся, другие – нет. Ты можешь выбирать себе приятелей, компанию.

На работе дело будет обстоять несколько иначе. Впрочем, и там ты можешь выбирать себе друзей. Однако там придется сотрудничать, находить общий язык и семи людьми, которые тебе не очень нравятся, но они там работают и не собираются свое место оставлять из-за того, что кому-то не симпатичны. Если такой человек полезен для вашего общего дела, то тебе придется научиться строить с ним позитивные отношения. Деловые отношения. Тебя никто не обяжет проводить вместе с ним досуг после работы, но на работе надо будет вместе делать дело.

Чем бы ты профессионально в будущем ни занимался, твоя карьера, твой заработок будут зависеть от твоего умения общаться. Навыки общения можно приобретать методом проб и ошибок, а можно целенаправленно, наблюдая за людьми, которые уже научились это делать, читая специальные книги, посещая занятия по психологии. Овладение деловым общением – это увлекательное занятие, которое содержит не только элементы риска, но и массу удовольствий.

Воспользуйся временем, которое тебе отпущено на обучение, и приобрети не только знания и умения по тем или иным общеобразовательным и общемедицинским предметам, но и заложи фундамент для социального успеха. Общение – универсальный способ познания не только других людей, но и своего внутреннего и внешнего миров. Общение – это прекрасный учебник жизни. Каждый из нас рождается человеком, а личностью (мыслящим существом) становится в социуме. Каждый момент общения можно использовать как урок, данный жизнью. Это может быть и общение в своей учебной группе, и общение с преподавателем. Из всего извлекай урок, становись мудрей и опытней.

Итак, дерзай, не бойся экспериментировать. Твои друзья по учебной группе в такой же ситуации. Только вместе, учась с помощью друг друга, вы победите. Успехов вам!

«Господи, мы знаем, что мы есть, но мы не знаем, кем мы можем быть»

В.Шекспир

«Судьба человека, прежде всего, в его собственных руках»

Френсис Бэкон

 

«…человек, отделяющий себя от других, лишает себя собственного

счастья, делает свою жизнь хуже»

Л.Н.Толстой

«Лишь очень немногим людям свойственно, не завидуя, отдавать должное другу, который в чем-то преуспел»

Эсхил

«При разговоре в новом свете предстают не только затронутые вопросы, но и люди, участвующие в их обсуждении»

Мартин Андерсен Нексе

«Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем

как она себя с ней держит»

Бернард Шоу

 

Тема 3.1 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ДИАДЕ.

 

Оглавление:

 

3.1.1. Психологическая структура диалога………………………………….5

3.1.2. Ролевое общение………………………………………………………..10

Упражнения……………………………………………………………………11

Контрольные вопросы…………………………………………………………15

 

 

Список литературы:

1. Азбука делового общения. Вып. 1. М.,1991.

2. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.

3. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.,1996.

4. Имидж лидера. Под ред. Егоровой Гантман. М.,1994.

5. Основы социально-психологической теории. Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. М.,1995.

6. Петкевич Э. Этикет менеджера. Махачкала, 1991.

7. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М.,1994.

8. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению. М.,1993.

9. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! М.,1993.

10. Творогова Н.Д. Психология управления. М.,2000.

11. Творогова Н.Д. Психология. М., 1998.

12. Фаст Дж. Язык тела. М.,1995.

13. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.

14. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

15. Шостром Э. Анти-карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.

 

3.1.1. Психологическая структура диалога.

 

· Деловое общение необходимо для повышения качества определенной деятельности, а личностно-ориентированное побуждается потребностями интимного (личностного) характера. Одним из видов целенаправленного, намеренного делового общения является беседа, которая служит, например, решению возникающих профессиональных задач, анализу различных мнений, предложений, выработке общего решения.

· Формально- деловое общение ограничено определенными рамками, принятыми в обществе. Характер этих норм определяется национальными особенностями, временем и местом проведения встречи, уровнем культуры партнеров и пр. деловым делает общение цель (например, как лучше организовать уход за больным при недостатке материальных ресурсов). Формальность определяет форму, средства ведения беседы.

· В деловой сфере всегда приходится к кому-то обращаться, с кем-то договариваться, спорить, получать от него информацию, или наоборот – информировать другого. Известно, что отношение к тому, что ты предлагаешь другому, зависит не только от содержания твоего предложения, но и от того, как партнер относится к тебе. Поэтому умение общаться, коммуникативная компетентность – важная составляющая любой профессиональной деятельности.

· Если общение это процесс, включающий обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание, то общение в диаде рассматривает все эти три составляющие общения применительно к двум партнерам общения.

· Психологическая структура диалога состоит из (М.М.Бахтин):

- установки на сообщение;

- сообщения (его содержания и своего отношения к сказанному);

- складывающихся у общающихся отношений друг к другу;

- ответной реакции слушающего (на содержание услышанного и на отношение говорящего к сказанному им).

· В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется. Эффективность общения зависит от того, насколько партнеры понимают друг друга, насколько они обмениваются осмысленной информацией, насколько одинаково понимают значения тех средств общения (слов, жестов, знаков и пр.), с помощью которых каждый излагает свою мысль. Говорящий дает возможность слушателю задать вопрос и высказать мнение об услышанном, чтобы внести ясность или выразить сомнение.

· Содержание – это передаваемая информация. Информация может быть передана с помощью телесных контактов и через органы чувств на расстоянии (язык телодвижений, звуки, речь и другие знаковые системы) (текст, схемы, рисунки и др.)

· Две основные группы средств передачи информации: вербальные (словесные) и невербальные (жесты, позы, интонации…) Из информации, передаваемой в мозг, 87% передается через зрение, 9% через слух и 4% другими способами (запах, осязание и др.)

· При оценке психического состояния партера по его невербальным проявлениям старайтесь не попасть в одну из следующих «ловушек»:

1. не принимайте реакции мимики на внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний (например, при взгляде на яркий свет зрачки сужаются, веки сомкнутся; то же происходит с глазами, когда с человеком происходит важное для него событие);

2. не делать выводов на основании одной детали, а рассматривать проявления человеческого тела только в системе (вывод можно строить, только исходя из целостной оценки ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека и их совокупности);

3. не принимать проявления, являющиеся привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации (например, привычка в комфортной для себя ситуации сидеть, положив ногу на ногу, не должна рассматриваться как «закрытая «поза, если вы её увидите у этого человека в рабочей ситуации);

4. не принимать внешнюю компенсацию за показатель сиюминутного состояния (люди подсознательно демонстрируют движения, которые отражают состояние, противоположное переживаемому в данный момент; так, агрессивные движения могут маскироваться беспомощность);

5. не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний (например, прищуривание может быть связано с близорукостью, а не с презрительностью).

 

· Каждый из участников общение, воспринимая и оценивая поступающую информацию, стремится понять и интерпретировать ее. В условиях дефицита информации начинается приписывание друг другу каких-то особых целей, замыслов, «хитростей» и пр. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то другим образцом, или на основе анализа собственных целей и мотивов в сходной ситуации. Возникает множество способов такого приписывания (атрибуции). Неточное или неправильно понятое слово может вызвать столько же бед, сколько внезапное необдуманное действие.

Возможность запоминания

читает слушает видит читает + объясняет применяет

слушает на практике

 

 

· Коммуникативный вызов состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых вспомогательных материалов наглядно показать положение дел. Визуальная информация различается, когда используются следующие три элемента:

- геометрические формы (треугольник, круг, прямоугольник, шестигранник, прямая линия, и т.д.);

- текст (достаточно ключевых слов, которые ассоциируются с мысленным образом);

- символы и сочетания (стрелки, линии, восклицательные знаки, зигзаги и т.д.)

с помощью таких вспомогательных средств устанавливаются локальные, временные, логические, причинные, социальные связи, которые используются для образования ассоциаций.

· В общении могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Их наличие искажает взаимодействие партнеров в общении. Барьер может возникнуть из-за различия уровней образования, несформированности абстрактного мышления, недостаточности внимания к сообщению, речевых ошибок (искажающих значение слов и их смысл), ошибок в построении сообщения кого-либо из партнеров или того и другого сразу. Может возникнуть и личностный барьер из-за неприятия тех или иных черт партнера, предвзятого к нему отношения.

· Говорящий передает свое сообщение с помощью слов (кодирует). Эти слова затем пропускаются через фильтры и барьеры, после чего результат расшифровывается слушателем. Чем лучше кодирование и меньше фильтров, тем более вероятно, что слушатель получит адекватное сообщение.

· Фильтры, влияющие на процесс слушания.

Фильтры внимания (физические влияния, отвлекающие внимание):

- шум (разговор других людей, телефонные звонки, работа аппаратуры и пр.)

- состояние среды (температурные условия, освещенность и пр.)

- согласование времени (например, попытка разговаривать с кем-то, когда он занят, спешит).

Эмоциональные фильтры (свойственные одному и неизвестные его партнеру по общению):

- предубеждение (неприязнь к партнеру);

- различие в социальном положении собеседников;

- эмоционально окрашенный предшествующий опыт общения собеседников;

- сообщения, затрагивающие ценности и убеждения партнеров.

Словесные фильтры (определенные слова и фразы, которые вынуждают собеседника прекратить слушать того, кто их произносит):

- критика;

- поучения;

- незаслуженные угрозы;

- совет, когда о нем не просят;

- непонятный жаргон.

· По ходу общения партнеры дают друг другу обратную связь о том, понято ли принятое сообщение и какова реакция на это сообщение. Если слушатель не высказывает своего мнения об услышанном, говорящий должен попросить его сделать это.

 

Процесс передачи информации по испорченному телефону

Добавления от себя
 
Рассказ, полученный на выходе
Добавления от себя
 
Рассказ о том, что имело место на самом деле
 
Замена действий
Утрата действий
Неверная интерпретация
фильтры

Барьеры, препятствующие эффективному слушанию

    Возражения советы демонстрация мысленное отвлечение Интеллекта от темы разговора Перебивание   Поток слов
                 
 
Фильтры: · предубеждения; · внимание-прием-восприятие · слышим то, что хотим услышать; · культурологические мифы
 
Эмоциональные: · «горячая кнопка» · колкости
 
 
 
 
   
 
   
Разница между темпом речи говорящего и обработкой информации слушателем
 
   
200-250 слов в мин.
 
300-500 слов в мин.

 


· В зависимости от того, как партнеры поним

·

· Понимают друг друга, в зависимости от того, как они воспринимают саму ситуацию делового общения, они организхуют между собой то или иное взаимодействие: помогают друг другу, конкурируют друг с другом, борются, прекращают общение и пр. Иногда это взаимодействие выступает как фон общей профессиональной совместной деятельности, а иногда выходит на передний план, а сама работа как бы отходит на второй план, что обязательно сказывается на её результатах.

· Ритуалы, которые часто соблюдаются в процессе общения:

- устанавливается зрительный контакт (приглашение к сближению);

- приветствие (улыбка, рукопожатие – установление физического контакта);

- выбор удобной дистанции общения (в зависимости от социального статтуса собеседников, степени их знакомства);

- находясь друг против друга, партнеры представляют собой замкнутое единство, словно отгораживаясь от других;

- располагаясь под углом 60-90 градусов, собеседники как бы становятся доступными для возможных других участников беседы.

· То, как деловые партнеры воспринимают, понимают не только передаваемые им сообщения, но и друг друга, и какую технику общения используют в своем взаимодействии, будет сказываться на их взаимоотношениях, личной привлекательности. Поэтомму даже само деловое общение не лишено личностной, эмоциональной составляющей. Люди так или иначе относятся друг к другу и на работе, а не общаются, как роботы, механизмы. Однако личностные отношения при этом не должны отодвигать деловые на задний план, иначе, например, лечебное подразделение превратится или в некую «коммунальную кухню» со сварливыми соседями (при преобладании отрицательных межличностных отношений).

· Если в деловом общении не всегда можно влиять на содержание своего сообщения, то попытаться установить положительный межличностный контакт со всоим партнером и выбрать технику общения, направленную на сотрудничество с ним (даже, если приходится сообщать неприятную информацию), вполне возможно. Во всяком случае этому можно научиться.

 

Подготовка к беседе.

Готовясь к деловой встрече, полезно ответить на следующие вопросы:

- Что послужило поводом для беседы, какова её тема, какие задачи будут решаться?

- Ваша цель этой встречччи, чего личноВы хотите добиться на ней?

- Кто Ваш партнер, его статус, личностные особенности?

- Как Вы считает, зачем для вашего партнера нужна эта беседа?

- Что вы планируете предпринять, чтобы достичь своей цели?

- С какими трудностями (контраргументами, возражениями, противоположными интересами и пр.) Вы можете столкнуться в ходе беседы?

- Ваши ресурсы (позитивные аргументы, помощь авторитетных друзей, сильная социальная позиция и пр.), сильные стороны, на которые Вы сможете опереться?

- В чем можете уступить партнеру, какие свои позиции будете отстаивать?

- Что должно произойти в конце беседы, чтобы Вы смогли считать её успешной?

- Ваша «страховка»: если деловая встреча окажется для Вас неуспешной и Вы не достигнете своих целей, что Вы тогда предпримете из того, что соответствует Вашим жизненным стратегическим целям (ведь на одной конкретной беседе жизнь не заканчивается)?

 

Как сделать разговор доходчивей.

1. Потрудитесь говорить ясно (не бормотать себе под нос и не кричать).

2. Говорите не слишком быстро и не слишком медленно.

3. Старайтесь не говорить монотонно.

4. Постарайтесь узнать язык тела другого и попытайтесь преодолеть его негативное состояние в случаях, когда оно возникает, подбором адекватных ситуации слов, интонации, позы.

5. Избегайте словесных фильтров; не употребляйте слов, смысл которых сами не понимаете.

6. Следите за своим эмоциональным состоянием, которое может помешать понимать своего партнера.

7. Не задавайте сразу много вопросов – это напоминает допрос.

8. Когда Вы задаете вопрос, сохраняйте спокойствие и ожидайте ответа.

9. Если Вы не получили ответ на свой вопрос, задайте его снова.

10. Слышать это не то же самое, что слушать. Старайтесь услышать партнера (его мысли, чувства, позицию, сомнения, опасения и пр.) Процесс слышания имеет реактивный характер (например, слышим шум, хотя специально его не слушаем), слушание требует положительных усилий. Умение слушать – навык приобретаемый, усваиваемый.

11. Давайте партнеру обратную связь, что Вы его слушаете, и что позиция его вами услышана.

12. Не ожидайте от другого, что он прочтет Ваши мысли, говорите ему о том, что Вы хотите, чувствуете, думаете.

13. Не обижайте другого человека и не давайте ему «потерять лицо» (не обрывайте его на полуслове, не игнорируйте, и не высмеивайте его аргументы, не задевайте его личное достоинство, не высказывайте необоснованные подозрения и пр.).

14. Не нападайте на другого, когда вам плохо.

15. Пространное изложение лишней информации затрудняет коммуникацию (эффект запутывания: когда говорят много о малом и мало думают о значительном).

16. Коммуникативный прием, способствующий восприятию слушателем информации: использование разбивки (во-первых, во-вторых, в- третьих…) при перечислении ряда связанных с проблемой фактов.

17. Не выпускайте из виду свою цель.

 

Учитесь поддерживать у партнера положительное отношение к себе.

 

a. Основа отношения собеседника к нам закладывается в первую минуту общения с ним.

b. В начале беседы приоритетными должны быть интересы собеседника.

c. Чтобы с самого начала расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум, три психологических «плюса» (например, улыбнуться, произнести его имя, отметить его значимость). Следует также помнить, что неискренний комплимент может рассматриваться как изощренная издевка.

d. Для того чтобы человек хотел с нами общаться, мы сами должны хотеть общаться с ним; и наш собеседник должен это видеть.

e. Искренняя доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо.

f. Произнесение имени партнера неосознанно оказывает позитивное влияние.

g. Полезно попросить у человека той или иной помощи. Демонстрируйте человеку его значимость, важно делать это искренне.

h. Будьте хорошим слушателем.

i. Прежде, чем высказать свою точку зрения, убедитесь, что поняли услышанное перед этим от партнера (его идею, мысль, сомнение, доводы и пр.) правильно.

j. Если другой человек заговорит одновременно с Вами, предоставьте ему право высказаться первым.

k. Не злитесь, не сводите счеты. Научитесь уважать право другого на свое мнение, отличное от Вашего. Старайтесь превратить противника в партнера.

l. Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т.п.).

m. Недопустимо во время беседы злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих. Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии.

 

Как просить, чтобы не отказали.

Любое требование, когда человек не понимает его целесообразности, вызывает у него защитное противодействие. При этом ни слова вежливости, ни тон не оказывают решающего влияния. Собеседнику надо показать весь путь зарождения просьбы.

Зарубежными психологами для этого предложена четырехступенчатая формула:

 


Буквальное следование этой формуле не совсем свойственно нашей культуре. Важно следовать не внешней форме, а внутреннему смыслу:

- описание факта;

- описание своего восприятия его, возникающих при этом ощущений;

- порождаемая этой ситуацией потребность;

- сама просьба.

 

Пример: «Я вижу, что не успеваю до окончания рабочего дня выполнить все, что Вы мне сегодня поручили. Поэтому я начинаю волноваться. Мне хотелось бы, чтобы работа была выполнена хорошо, без спешки. Не могли бы Вы мне разрешить закончить её завтра?»

Старайтесь не обращаться с просьбами, которые вряд ли могут быть удовлетворены.

 

Критика.

Сама по себе критика деструктивна – она ничего не создает. Она только фиксирует то, что не следует больше делать. Кроме того, критика портит настроение. Чтобы критика подействовала на критикуемого, чтобы он действительно перестал делать то, за что его критикуют, его следует еще сильнее напугать, чтобы он не ослушался. Но такой способ управления персоналом не эффективен – люди будут испытывать хронический страх, становиться пассивными, их поведение будет иметь защитный характер, лишено креативности (творческой составляющей).

Что обычно делают люди, когда их обвиняют или за что0нибудь критикуют? некоторые готовы согласиться с любой критикой в свой адрес, даже если не понимают своей ошибки, лишь бы больше не слышать неприятных слов. Для них эта критика будет эффективной, после неё их работа улучшится. Другие в ситуации критики начинают защищаться, иногда бывают неосторожны в выборе слов, провоцируя межличностный конфликт. Улучшит ли это деловую ситуацию, ради чего и была использована критика?

Главная цель критики – не отрицать. А творить: критикуемого надо не «уничтожать», а вдохновлять на то, чтобы, например, если это деловая ситуация, работа была ми сделана. Иначе от критики у него останется лишь ощущение «накачки», а не желание выполнить услышанное указание.

Прежде, чем сказать, что не получилось, следует сказать о том, что удалось. После похвалы легче слушать критику.

Если не удается точно обозначить свои претензии, то незачем и критиковать.

Иногда на человека нападают вместо того, чтобы просто разобраться, что именно у него не получилось и почему. Причины можно понять и все исправить.

Правило «светская нота прощания»: партнер по общению должен уходить в хорошем настроении, быть целеустремлен, «подзаряжен», и «готов на подвиги». У него должно остаться о вас хорошее впечатление, даже если Вы его в чем - критиковали. Необходимо научиться справляться с собственным гневом и гневом партнера. Слова, сказанные Вами напоследок, запоминаются. Если вам удалось справиться со своей злостью, с собственным негодованием, то это тоже запомнится. Когда-нибудь Ваш партнер вспомнит, что Вы хорошо держались.

Если критиковали Вас, то от Вас тоже многое зависит, чтобы не отвечать агрессивно на критику, не «сжигать мосты» для последующего межличностного общения, не превращать партнера по общению, который Вас покритиковал, во врага. В первую очередь Вам самому выгодно, чтобы извлечь урок из сделанного замечания. Возможно, Вы были правы, но Вам не удалось убедить в этом своего партнера, и он видит ситуацию так, как он её видит. Следовательно, надо извлечь урок и из этого и научиться доводить свою позицию, свое мнение.

Ролевое общение

В психологии понятие «роль» означает поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующее занимаемому им положению.

Социальная роль – это одобряемый социальными нормами образец поведения человека, в соответствии с его социальной позицией.

Человека побуждают освоить ту или иную социальную роль:

- внешние требования;

- те права и льготы, которые доступны исполнителю определенной роли;

- желание приобрести социально- психологическую защищенность, получить признание, одобрение значимых людей.

 

Различают следующие этапы вхождения в роль (иногда они протекают неосознанно):

a. ознакомление с требованиями роли к поведению,

b. принятие роли или отказ от неё,

c. «вхождение» в роль,

d. исполнение роли.

Сотрудник на своем рабочем месте общается не только как определенная личность, а в соответствии с той социальной ролью, которую ему приходится играть. Так, медсестра это не только конкретный человек со своими индивидуальным неповторимым поведением, ей приходится демонстрировать в первую очередь ролевое поведение – характер профессиональной деятельности, к которому обязывает должность.

Ролевое поведение (поведение соответствующее своей социальной роли) предписывает характер взаимодействия медсестры с пациентами, со своими коллегами по работе, с врачом, со старшей медсестрой. Эти деловые отношения и характер делового взаимодействия частично описаны в должностных инструкциях, в правилах поведения, частично закреплены в традициях медицинского учреждения, передаются от одного поколения сотрудников к другому. Ролевое поведение сотрудника может использоваться им как инструмент адаптации к профессиональному социуму. В ролевом поведении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные шаги и действия диктуются исполняемой ролью.

Иногда в общении возникает ролевой барьер из-за расхождения представлений собеседников о нормах поведения, соответствующих их социальной роли.

Люди демонстрируют свою социальную роль, социальное превосходство или подчинение за счет статусных символов, при помощи языка тела, модуляции и громкости голоса, словесного оформления речи. Важно научиться исполнять роль адекватным языком тела в сочетании с подходящим для этого поведением.

Социальный статус того или иного человека формируется в зависимости от тех обязанностей и прав, которые он берет на себя в обществе. Символы статуса служат для опознания и различения. Для более четкого представления межличностного взаимодействия в медицинских организациях ролевые признаки нередко имеют характер предписаний.

Один и тот же человек в разных ролях может производить совершенно противоположное впечатление. И это нормально. Наше «Я» многолико. Однако со временем с какой-то свей ролью мы можем «сжиться». Предназначенными являются те роли, которые нельзя выбрать или изменить (например, пол, раса).

 

УПРАЖНЕНИЯ к теме 3.1 «Психология общения в диаде»

 

Упражнение 1.

1. Насколько значимо общение в Вашей жизни? Оцените по 10-балльной системе (10- очень значимо, 1- не значимо):

Общение в своей семье

Общение в своей учебной группе

Общение со своими преподавателями

Общение со своими друзьями вне училища

Общение в сфере…………………………….

 

2. Как Вы считаете, насколько значимо будет общение в Вашей будущей профессиональной жизни?

3. Чему бы вам хотелось научиться, чтобы совершенствовать своё общение,

в ближайшие три месяца?

 
 


в ближайший год?

     
   
 
 

 

 


Упражнение 2. «Психодиагностика».

Оцените ваши ответы на предложенные вопросы по 10-балльной шкале:

«почти всегда» - 2 балла;

«в большинстве случаев» - 4 балла;

«иногда» -6 баллов;

«редко» - 8 баллов;

«никогда»» -10 баллов.

 

1. Стараетесь ли Вы срочно прекратить беседу, когда тема или собеседник Вас не интересует?

2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?

3. Может ли неправильное высказывание собеседника вызвать у Вас раздражение или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в беседу с малознакомыми и незнакомыми людьми?

5. Перебиваете ли Вы в разговоре собеседника?

6. Делаете ли Вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем-то другом?

7. Меняете ли Вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является Вашим собеседником?

8. Изменяете ли Вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли Вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?

10. Бывает ли у Вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

Теперь подсчитайте баллы. Если вы набрали:

55 баллов - можно считать, что Вы слушатель «среднего уровня»;

62 балла - вы слушатель «выше среднего» уровня;

более 62 баллов – поздравьте себя, Вы умеете слушать людей.

 

 

Упражнение 3. «Фон»

Возьмите портретную фотографию какого-либо человека и поместите его на лист цветной бумаги сначала серого, затем голубого, красного, зеленого, черного, белого цвета.

1. Менялось ли Ваше отношение к изображенному человеку в зависимости от фона фотографии?

2. Как Вы считаете, цвет одежды человека может ли Вам дать какую-нибудь психологическую информацию о нем?

3. Какого цвета халаты используются в медицинских учреждениях и почему?

4. Какой Вам больше нравится цвет медицинского халата?

5. какие символы социального статуса используются в лечебно-профилактическом учреждении?

 

 

Упражнение 4. «Рамка».

Каждый сделает из бумаги рамку форматом А4: одна сторона рамки остается белой, а другая закрашивается фломастером черного цвета. Первая символизирует взгляд на мир с позиций: «Мир прекрасен, в нем много умных и добрых людей. Я смогу с ними наслаждаться общением!»

Вторая: «Мир ужасен, люди отвратительны, даже если я встречу приличного человека, все равно мне не удастся с ним подружиться, поскольку я неконтактен».

Выберите себе партнера. Пусть он поднесет к своему лицу по очереди сначала рамку белого цвета, потом – черного. Потом Вы сделайте то же самое. Обменяйтесь впечатлениями: как меняется отношение к другому, когда Вы видите его лицо то в одной рамке, то в другой.

Запишите в тетради резу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: